Уважаемые участники Анти-Оранжа!

Наш ресурс обновился. Для входа на сайт требуется использовать функцию восстановления пароля по этой ссылке

ВАЖНО! Если Вы запросили пароль, но письмо не приходит - проверяйте папку СПАМ, пожалуйста!

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Китайский путь

Китайский путь 2 года 3 мес. назад #971

  • Zonger
  • Zonger аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3551
  • Спасибо получено: 7
  • Репутация: 1


02.07.2016 Китай намерен адаптировать принципы марксизма к современным реалиям

Мнение «людей в цветных очках», когда они пытаются давать оценки социализму с китайской спецификой, никого в Китае интересовать не должно, заявил глава КНР Си Цзиньпин.
Высшее политическое руководство Китая не намерено отказываться от марксистских идей, но будет адаптировать их к современным реалиям. Об этом заявил глава Китайской Народной Республики, генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Си Цзиньпин, выступая в минувшую пятницу на юбилейном собрании, посвященном 95-летию руководимой им политической организации.
«Марксизм не является совершенной истинной, но он открывает путь к истине», — заявил китайский лидер, цитаты из выступления которого приводит информагентство Синьхуа. Си Цзиньпин подчеркнул неприемлемость отказа от приверженности марксизму, поскольку: «отклонившись или отказавшись от марксизма, являющегося фундаментальной руководящей теорией как для партии, так и для страны, мы потеряем свою душу и направление».
Глава КНР также заверил в неизменности курса на поиск для человечества наилучшего общественного строя. При этом Си Цзиньпин пояснил, что «социализм с китайской спецификой должны оценивать не «люди в цветных очках», а сами китайцы, основываясь на фактах». Подытоживая, китайский лидер призвал однопартийцев ещё активнее укреплять уверенность в пути, теории, системе и культуре социализма с китайской спецификой.

Добавим, что по последним данным Отдела ЦК КПК по организационной работе, к концу 2015 года общая численность членов Коммунистической партии Китая достигла 88 млн 758 тыс. человек, что на 965 тыс. человек или 1,1 процента больше по сравнению с показателем, зарегистрированным в конце 2014 года. Общее число низовых партийных организаций составило 4,413 млн при увеличении на 54 тыс. или 1,2 процента.
Темпы роста численности членов КПК продолжают сокращаться, при этом качество новых членов партии повышается. В прошлом году темпы роста числа коммунистов в стране оказались на 0,2 процентного пункта ниже показателя предыдущего года и на 2 процентных пункта ниже показателя 2012 года, который составил 3,1 процента и был рекордным в истории.Среди принятых в прошлом году в КПК 1,965 млн новых членов 977 тыс. человек работают на первых производственных линиях, 777 тыс. имеют высшее образование.

Структура состава коммунистов продолжала оптимизироваться с дальнейшим повышением уровня образования руководства низовых партийных организаций. Количество членов КПК с высшим образованием достигло 39,324 млн человек, составив 44,3 процента общенационального показателя (на 1,3 процентного пункта выше показателя предыдущего года). Число женщин-коммунистов составило 22,278 млн человек или 25,1 процента общей численности членов КПК, их доля выросла на 0,4 процентного пункта. Количество коммунистов-представителей нацменьшинств достигло 6,18 млн человек или 7 процентов общенационального показателя.
По статистике, 81 тыс. (14,4 процента) из 567 тыс. секретарей деревенских партийных организаций имеют высшего образования, что на 0,5 процентного пункта выше показателя предыдущего года. Среди 92 тыс. секретарей квартальных партийных организаций 51 тыс. или 54,8 процента имеют высшее образование, доля этой категории людей возросла на 1,5 процентного пункта.

baltnews.ee/mir/20160702/1014943380.html
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Китайский путь 3 мес. 2 нед. назад #3503

  • Zonger
  • Zonger аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3551
  • Спасибо получено: 7
  • Репутация: 1


04.07
Джейми Хорсли. Компартия Китая: еще больше прозрачности ?

В условиях ужесточения контроля над информационными потоками, Коммунистическая партия Китая (КПК) впервые приняла правила, требующие большей прозрачности. «Положения КПК относительно открытости (для проведения судебных разбирательств)», принятые в декабре 2017 года, призваны улучшить руководящую способность КПК и способствовать «осуществлению ее власти под солнцем». Положения требуют от ЦК КПК, как и от других партийных организаций на всех уровнях, включая орган по борьбе с коррупцией, который возглавил широкомасштабную кампанию, – раскрывать определенную информацию перед другими членам партии и, в ряде случаев, перед широкой общественностью.

«Правила открытой партии» институционализируют призыв КПК к большей прозрачности политики партии, что было подтверждено в выступлении Генерального секретаря Си Цзиньпина на 19-м Съезде партии в октябре 2017 года. Кроме того, чтобы дать возможность членам партии лучше понимать свои задачи и принимать больше участия в партийных делах. Усиление прозрачности рассматривается как средство более эффективного продвижения этой политики КПК. В основном эти правила кодифицируют существующую практику и, таким образом, не могут пролить больше света в «черный ящик» на высшем уровне руководства, где принимаются политические и экономические решения. Тем не менее, правила налагают основные обязательства по раскрытию информации на партийные организации и членов партии, работающих в КПК и государственных органах, на предприятиях, в университетах, в общественных организациях и в армейских структурах.

КПК продвигала инициативы по обеспечению прозрачности в течение почти трех десятилетий, начиная с «открытых деревенских дел», а затем «открытых государственных дел». В 2007 году был принят Регламент Государственного совета «Об открытой правительственной информации», требующий раскрытия правительственных документов как по запросу, так и проактивно (добровольно). Верховный народный суд Китая, в свою очередь, выдвинул концепцию «открытых судебных дел», что привело к увеличению числа открытых судебных процессов, и, как следствие – к созданию крупнейшей в мире базы данных судебной информации, которая теперь включает более 42 миллионов доступных для поиска судебных решений. Аналогичным образом, высший законодательный орган страны, Всекитайское собрание народных представителей, принял инициативу «открытых дверей законодательства», которая требует публикации законопроектов для комментариев широкой публики, а также привлечения внешних экспертов к разработке и рассмотрению предлагаемых законов.

Бывший Генеральный секретарь Ху Цзиньтао официально представил концепцию «открытости партийных дел» в 2004 году в качестве компонента демократического централизма и внутрипартийной демократии. При пересмотре Устава КПК в 2007 году было добавлено требование об обеспечении прозрачности партийных организаций на всех уровнях; примерно в июле 2009 года при КПК была создана центральная группа по обеспечению открытости. В 2010-м Центральный комитет выпустил распоряжение об обеспечении прозрачности деятельности первичных партийных организаций. Впоследствии, инструкции и документы партийных организаций на местном уровне также содержали в себе призывы к соблюдению принципов партийной открытости; членам партии, как, впрочем, и простым гражданам, были предоставлены права знать, участвовать и контролировать партийные дела. Новые «Правила открытости» также содержат пункты, требующие соблюдения процедур раскрытия информации. Следующий набор внутрипартийных инструкций также требует раскрытия определенной информации и деятельности, а именно: открытый отбор кадров, результаты проверки кадровой дисциплины и кадровая отчетность. Партийные дисциплинарные правила угрожают наказанием членам партии и их начальникам за сокрытие информации о состоянии дел в партии, государственных органах, на производстве и в сфере сельского хозяйства.

Правила «открытой партии» являются частью системы внутрипартийного регулирования КПК, которая наряду с различными инструкциями и устоявшимся набором практик регулирует поведение партийных организаций и членов партии как «закон в рамках КПК». Устав КПК, называемый также Конституцией КПК, считается самым фундаментальным внутрипартийным регулированием. В рамках реализации своей инициативы по управлению партией с опорой на законность, Си Цзиньпин стремится повысить партийную дисциплину за счет укрепления внутрипартийных правил, подчеркивая при этом, что действия КПК и внутрипартийные правила сами должны соответствовать Конституции и законам, точно также, как и Конституции КПК.

В широком смысле «открытые партийные дела» относятся к раскрытию внутри КПК – или для широкой общественности – информации о деятельности партийного руководства и работе по партийному строительству. В частности, партийные организации должны отчитываться о результативности своих действий в сфере партийного строительства, государственного управления в целом и реализации общей партийной линии, о достижении целей экономического и социального развития на местах. Однако, есть и исключения из политики открытости, которые не имеют точных определений – факты, которые могут составлять государственную тайну или так называемый «секрет партии». Кроме того, некоторые положения запрещают раскрывать внутреннюю информацию, разглашение которой может создать угрозу политической, экономической, военной, культурной, социальной или национальной безопасности или безопасности отдельных людей.

Иерархия правил раскрытия информации членам партии или широкой общественности зависит от степени релевантности конкретной аудитории. Информацию о роли партии в области экономического и социального развития, а также о роли в организации общественной жизни должна быть открыта для публичного доступа. Основные вопросы партийного строительства, обязанности и права членов партии и другие требования к соблюдению внутренних инструкций должны быть раскрыты внутри партии и доведены до каждого из членов. Однако внутренние распоряжения, относящиеся к конкретному региону, отделу или подразделению, или к какой-либо конкретной организации или лицу, должны быть раскрыты только этой группе или только этому лицу. Далее в новых положениях указываются вопросы, которые подлежат раскрытию партийными организациями и связанных с ними органах на центральном, местном и первичном уровнях. Центральные партийные организации должны публиковать информацию о линии и принципах политики КПК, решения и планы КПК касательно государственного управления, выступления и инструкции генерального секретаря, календарь важных встреч и мероприятий, назначения и отставки должностных лиц Центральным комитетом. Местные партийные организации несут ответственность за публикацию планов местного экономического и социального развития, крупных реформ и реагирования на серьезные чрезвычайные ситуации, информации о крупных конференциях, мероприятиях, официальных встречах, а также об изменениях в их юрисдикции. Первичные партийные организации сталкиваются с более подробными требованиями, аналогичными тем, что содержатся в распоряжениях 2010-го года. Помимо информации об их изучении и выполнении решений ЦК, они должны предоставлять информацию о своих планах работы и выполнении ключевых задач, о политическом и идеологическом образовании, о том, как они служат партии и народу, о сроках выборов, развитии компетентности членов партии, о демократической оценке результатов их деятельности, сборе и распределении членских взносов, о применении внутренних дисциплинарных мер.

Также в правилах открытости предусмотрены обязательства Центральной дисциплинарной комиссии (ЦДК), которая контролирует дисциплину членов партии и является институциональным агентом в борьбе с коррупцией, затеянной Си Цзиньпином. Дисциплинарная комиссия должна публиковать информацию о расследованиях «нездоровых тенденций» и о выявлении коррупционных методов, нарушающих положения КПК о борьбе с взяточничеством, о случаях серьезных нарушений дисциплины как рядовыми членами партии, так и руководящими кадрами, об их рассмотрении и последующем исключении из партии в случае выявления таковых нарушений, отчеты о привлечении партийцев к ответственности за серьезное неисполнение обязанностей и неправомерные действия. Комиссия уже публикует всю эту информацию, по крайней мере, на выборочной основе. Несмотря на то, что фактические расследования ведутся в режиме секретности, в том числе посредством сильно критикуемой системы содержания под стражей, Комиссия начала выпускать свои предписания, процедуры, результаты и статистику.

Примечательно, однако, что новые правила не затрагивают чувствительную проблему раскрытия информации о личных активах партийных кадров. С 1995 года информация о личном состоянии или имуществе и другие вопросы, связанные с кадрами и их семьями, должны ежегодно сообщаться в Дисциплинарную комиссию, и в ответ на давление со стороны общественности партия периодически экспериментировала с обнародованием определенной финансовой информации о вновь назначенных или переведенных должностных лицах более низкого уровня. Однако, на сегодняшний день эти эксперименты не были институционализированы.

Требования к прозрачности могут стать еще более важными в ближайшем будущем. Предлагаемые реформы системы надзора заменят «дублера» Дисциплинарной комиссии, Министерство по надзору за государственным советом; новая структура – Национальная комиссия по надзору, разделит обязанности и слежение за соблюдением процедур с ЦДК. В настоящее время орган надзора за госсоветом расследует и рекомендует дисциплинарные меры против непартийных гражданских служащих. ЦДК и контроль госсовета объединились в 1993 году и делят служебные помещения, персонал и организационную структуру, а также веб-сайт; китайцы называют их «одним учреждением с двумя табличками». Тем не менее, контролирующее Госсовет министерство рассматривается как административное агентство, которое, как правило, подчиняется Правилам информационной открытости органов правительства, в соответствии с которыми публикует краткий ежегодный отчет и бюджет. Их совместный веб-сайт включает в себя каталог информации, в соответствии с требованиями Правил информационной открытости, перечень и связь с организационной структурой, рабочими процедурами и материалами собрания.

Новая Комиссия по надзору, которая объединит функции нынешнего «Мингоссовнадзора», Национального бюро по предотвращению коррупции и соответствующих департаментов Высшей народной прокуратуры с ЦДК, получит расширенную юрисдикцию над всеми государственными кадрами, которые осуществляют государственную власть, включая членов партии. Эта комиссия будет номинально отчитываться перед ВСНП, но она будет выполнять двойные функции контроля и надзора за дисциплиной и должна руководствоваться, рабочими процедурами ЦДК. Поскольку эта комиссия, как сообщается, будет не административным органом, а скорее политическим органом, она не будет подчиняться Правилам информационной открытости или другим административным предписаниям. ВСНП опубликовал для общественного обсуждения первый проект закона, который будет учреждать комиссию, предусматривающий, что комиссия должна публично раскрывать решение о возбуждении дела и расследовании дела и, в более общем плане, информацию о его надзорной работе «в соответствии с законом». Хотя «Правила открытой партии» могут применяться, по крайней мере, к функциям ЦДК в составе новой Комиссии по надзору, неясно, будут ли налагаться на работу комиссии некие особые обязательства по раскрытию информации.

В новых правилах также прописан набор методов раскрытия партийной информации, в том числе посредством совещаний, отчетов, веб-сайтов, пресс-конференций и новостных изданий, причем приоритет отдается партийным СМИ. Партийным комитетам и их рабочим органам, в том числе органам ЦДК, предлагается устанавливать так называемые «системы пресс-секретаря», которые КПК впервые начала внедрять в 2010 году. КПК создала свой собственный веб-сайт, где публикуются выступления лидеров, новости и многие (хотя и не все) внутрипартийные правила. Некоторые организации, такие как ЦДК и Центральный департамент Центрального комитета, которые недавно начали публиковать ежегодные статистические отчеты, держат специализированные веб-сайты. В открытых партийных правилах, помимо прочих уже упомянутых, содержится призыв к партийным организациям готовить и раскрывать каталоги с информацией, имеющей отношение к деятельности – как внутри КПК, так и для общественности, – «в соответствии с положениями».

Партийные пропагандистские органы преподнесли свод Правил «открытой партии» в качестве «большой меры, отражающей усиление уверенности Центрального Комитета в обеспечении большей прозрачности для себя, а также организаций более низкого уровня». Тем не менее, новые правила были изданы на пробной основе, несмотря на имеющийся опыт в рамках «Распоряжений» 2010 года и других практик, связанных с прозрачностью. Правила «открытой партии» не устанавливают канал для запроса информации, которая не была своевременно раскрыта. Они также не предусматривают каких-либо каналов подачи запросов на раскрытие информации «на упреждение». Вместо этого, основной формой раскрытия информации станут ежегодные отчеты; они будут включать в себя результаты работы по оценке эффективности организаций нижнего уровня и результативности их основных сотрудников, а также общий контроль партийной дисциплины.

Несмотря на некоторую ограниченность, принятие свода «Правил открытости» институционализирует проект контроля прозрачности и укрепляет «клетку правил», в которую пообещал поставить власть председатель Си. Также это сигнализирует о продолжающейся, хотя и осторожной поддержке самой партией механизмов контроля прозрачности для модернизации китайской системы управления.
Источник: thediplomat.com/2018/02/the-chinese-comm...nt-with-transparency

Перевод : Илья Гетман

Администратор запретил публиковать записи гостям.

Китайский путь 2 мес. 2 дн. назад #3556

  • Zonger
  • Zonger аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3551
  • Спасибо получено: 7
  • Репутация: 1


Китайские марксисты о постсоветской России

Основной
15 августа,

Интересная подборка материалов посвященная взглядам официальных китайских ученых-марксистов на пост-советскую Россию.
Статьи выходили до 2012 года, но как представляется, так даже интересней, потому что позволяет сопоставить то что получилось, с тем, о чем писали китайские учение в "нулевых".

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ КНР О СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ СП
( Свернуть )

Предлагаем несколько публикаций китайских учёных, которые позиционируют себя марксистами. Статьи размещаются газетой для ознакомления с примерным уровнем представлений о капиталистической России в среде официальных марксистов КНР. Все статьи опубликованы в 2012 году в китайских марксистских журналах, поэтому оперируют материалом того времени.


РОССИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1. ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ 20 ВЕКА

По сравнению с капитализмом Запада, история которого насчитывает несколько столетий, российский капитализм выглядит совсем молодым — ему всего лишь около 10 лет. Но за этот весьма короткий 10-летний срок он прошел через стадии стихийного зарождения, торговой конкуренции, слияния финансового капитала с промышленным и образования олигархий.
Капиталистическая эволюция российского общества делится нами на следующие периоды:

1) Период зарождения и начального роста (до 1993 года)

«Ростки» капитализма появились в конце 80-х годов в последний период пребывания М. Горбачева у власти и начали прорастать после начавшейся в России в 1992 году экономической либерализации. А «коммерциализация и корпорирование» конца 80-х и начала 90-х годов вызвали в советском обществе волну «всенародного приобщения к торговле». В этот период коммерческий капитал получил небывалое развитие.

2) Период хаотичного развития (1994-1995 годы)

В середине 90-х годов 20-го века капитал вслед за развитием торгового начал сосредоточиваться в финансово-фондовой сфере, и банки стали расти, как грибы после дождя. Из-за упадка производства и серьезной инфляции вкладывать средства как в производство, так и в оптовую торговлю было одинаково невыгодно. Поэтому огромная масса денежных средств общества начала переходить в финансовую сферу и постепенно там скапливаться.
За этот период российский финансовый капитал успешно перешагнул через этап «обогащения» и закончил «первоначальное накопление». Им был пройден тот путь развития, на который маститые консорциумы классического капиталистического общества потратили десятки и даже сотню с лишним лет. А через несколько лет, пользуясь приватизацией, он стал протягивать свои щупальца в сферу промышленности и связи, пытаться прибрать к рукам средства массовой информации. Силы финансового капитала в России, можно сказать, стали авангардом развития капитализма.

3) Период расцвета и зарождения кризиса (1996 — лето 1998 года)

Вслед за постепенным продвижением экономической реформы российская буржуазия тоже прошла процесс зарождения, первых шагов, возмужания и разбухания. Шагая в русле реформы и подвизаясь на поприще импорта-экспорта на рынке недвижимости, новая российская аристократия стала извлекать баснословную коммерческую прибыль, удерживать для собственных целей бюджетные средства, манипулировать финансово-фондовой конъюнктурой.
В 1996 — 1997 годах началась масштабная приватизация в полном смысле этого слова. В это время российский капитализм вступил в совершенно новую стадию, а российское общество претерпело качественные изменения. Крупная российская буржуазия, носящая монополистический, олигархический и бюрократический характер, в конце концов появилась на свет. Российские бюрократы-монополисты и финансовые олигархи конца 90-х годов, с одной стороны, с жадностью заглатывали сокровища общества, а с другой, всячески старались вмешиваться в политику, поделить государственную власть и поставить правительство под свой контроль.

4) Период урегулирования и упорядочения (с 1998 года и до сих пор)

1998 год — «временной водораздел» в развитии российского капитализма. Финансовый кризис спровоцировал появление тех кризисов, которые таились в недрах российского общества. Сильнее обострились социальные противоречия и особенно между крупным капиталом и обществом. Финансовый кризис 1998 года весьма чувствительно ударил и по финансовой олигархии. Немало банков закрылось, мошна у олигархов намного похудела. А часть этих финансовых тузов оказалась политическими и экономическими банкротами.
Е. Примаков, ставший премьер-министром правительства, поставил под вопрос российский капитализм олигархического типа. Он предложил обдумать национализацию незаконных доходов олигархов, полученных в процессе приватизации. А некоторых из олигархов предупредил о том, что для них уже приготовлены тюремные камеры.
В. Путин же, придя к власти, с одной стороны, без лишнего шума нанес целенаравленный удар по отдельным олигархам, а, с другой, потребовал от крупных финансовых магнатов не вмешиваться и не лезть в политику. Если они нормируют свое поведение, то правительство станет относиться к ним так же, как и ко всем. Что же касается традиционных отраслей естественной монополии, то им было дано распоряжение провести реорганизацию. При этом требовалось, чтобы реорганизационный план учитывал интересы государства и общества, а не только мнение руководителей предприятий. Специально занявшись упорядочением действующего в России политического и экономического порядка, Владимир Путин выправил путь, по которому она шла до этого. Он усилил авторитет Центра, снова сосредоточил распылившиеся ресурсы общества в руках государства и волей последнего открыл двери свободному рынку, повел страну по пути государственного капитализма.

2. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Последние десять лет, начиная с Ельцина и кончая Путиным, официальная Россия намеренно уклоняется от определения характера российского общества всякий раз, когда речь заходит об этом. До сих пор нет единого мнения относительно политической и экономической формации нынешнего российского общества и среди российских ученых в сфере общественных наук. И тем не менее это не мешает определять характер российского общества под разными углами зрения. За последние годы появилось свыше десятка его характеристик. Это и «олигархический», «номенклатурный», «бюрократический», «варварский капитализм», «капитализм грабительский», «паразитический», «бандитский», «периферийный», а также «аномальный», «преступный», «компрадорский», «фиктивный капитализм».

3. ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Некоторые российские ученые приводят такие особенности российского капитализма, продемонстрированные им за 10 лет своего существования, как его «спекулятивный», «олигархический», «преступный» и «компрадорский характер». Мы же считаем, что наиболее важными особенностями российского капитализма являются две — его ярко выраженная бюрократическая и олигархическая природа.

О бюрократической природе российского капитализма. На протяжении 10 с лишним лет реформы в России серьезно игнорировались интересы большинства членов общества. Перед лицом внезапной волны демократизации и маркетизации простые люди оказались совершенно неподготовленными. Но вот у «комсомольских предпринимателей» начала волны маркетизации, равно как и у более поздних красных капиталистов и финансово-промышленных объединений, словом, у российской буржуазии проглядывают толстые родимые пятна властных структур и бюрократическая подоплека. По мнению российских ученых капитализм в России с самого начала является бюрократическим. Старая бюрократия советского периода и новая элита нового, российского периода в ходе реформы оказались ближе всех к власти и имуществу. Они лучше всех знали «прорехи» общества в процессе революции и конверсии, а если прибавить к этому, что правовые нормы перестройки выходили из-под их же пера, то нетрудно понять, почему они раньше всех создали свою собственную рыночную экономику. Власть своевременно превращалась в капитал, капитал гнался за властью, и появившиеся с середины 90-х годов «компании под новой вывеской» наряду с акционированием и приватизацией намного ускорили и узаконили «обуржуазивание» российской бюрократии. Опираясь на имевшийся ранее капитал власти и отношений, новая и старая бюрократия превратилась во владельцев этой власти и этого капитала, а государственная монополия — в ведомственную и местную.

Относительно олигархической природы российского капитализма. Российский капитализм имеет ярко выраженную «олигархическую окраску». В 1997 году представитель правых сил России, бывший зам. премьера правительства Борис Немцов в интервью «Новой газете» отметил, что в России два вида капитализма. Один — авторитарно-бюрократический, его лозунг: вся власть, имущество и деньги принадлежат бюрократии. Другой — олигархический. Он требует, чтобы вся власть, имущество и деньги принадлежали немногoчисленной прослойке людей, состоящей из владельцев компаний, коммерсантов и небюрократии.

Как бюрократический, так и олигархический капитализм — недоразумение и ловушка в развитии российского общества, результат упадка российского государства и появления правового хаоса в процессе 10-летней реформы. В то же время это говорит и о просчетах в выборе стратегического направления российской реформы и особенно экономической. Бюрократический и олигархический капитализм вызвал серьезные последствия в российском обществе: авторитет власти упал, политическая обстановка дестабилизировалась, а в сфере экономики широко распространился монополизм и не хватает свободной конкуренции. Поскольку силы традиционного монополизма и финансовые олигархи представляют интересы крупного капитала, исключают конкуренцию с внешним капиталом, прижимают средний и малый российский капитал, они серьезно мешают российскому обществу в преодолении кризиса.

4. НОВАЯ ВЛАСТЬ В ЛИЦЕ В. ПУТИНА И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1) Продвижение Путиным реформы системы политических партий и культивирование зрелого гражданского общества.
2) Усилия по восстановлению порядка и охрана прав граждан.
3) Усиление контроля над СМИ и создание гражданского общества.

Чжан Шухуа

* * *


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ КЛАССОВЫХ ПРОСЛОЕК В РОССИИ И КИТАЕ

Начиная с 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, состоявшегося в 1978 г., Китай пристyпил к политике реформ и открытости. Осуществляя постепенный переход от плановой экономики к рыночной, он, к настоящему времени, утвердил в первоначальном виде систему социалистической рыночной экономики. Россия с 90-х годов, после распада СССР, начала преобразовывать плановую экономику в рыночную. В процессе трансформации структура социально-классовых прослоек в обеих странах претерпела немало изменений. Поскольку суть, цели и методика перехода к рыночной экономике у России и Китая неодинаковы, перемены в структуре социально-классовых прослоек обеих стран также характеризуются весьма значительными различиями.

1. ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫХ ПРОСЛОЕК РОССИИ

Суть социально-экономической трансформации в России есть превращение прежней социалистической системы СССР в капиталистическую систему западного типа, целью является построение свободной рыночной экономики методом продвижения приватизации, посредством «шоковой терапии». Тем самым, доля государственного и коллективного секторов экономики радикально уменьшилась и сформировалась структура многоукладной экономики с доминантой необщественных секторов. После трансформации экономики социальная структура России претерпела серьезную поляризацию. В отношении структуры социально-классовых прослоек страны у российских исследователей принято множество неодинаковых методов разграничения, однако при комплексном исследовании таких факторов, как доходы, богатство, власть, общественное положение, влияние и пр., классовые про слойки в пост-трансформированной России обычно подразделяются на три:

Во-первых, — слой новых капиталистов и новых предпринимателей. В результате осуществленной в России приватизации появилась группа так называемых «новых русских» и коммерческой элиты, а также определенное число частных собственников. «Ваучерная приватизация» повлекла скупку новой и старой бюрократией множества ваучеров, имевшихся на руках у населения, что стало одним из способов превращения государственного достояния в частную собственность, «приватизация наличных средств» еще быстрее повлекла перемещение значительной части активов государственного достояния в частные руки. В результате жизненные артерии государственной экономики перешли в руки малочисленных «олигархов».

Во-вторых, — «средний класс». Ныне очень многие российские исследователи считают, что в России уже сформировался «средний класс», включающий такие социальные группы, как мелкие предприниматели, полу-предприниматели, менеджеры производственной сферы, интеллигенция высокого уровня и высококвалифицированные рабочие. Поскольку критерии «среднего класса» не едины, подсчеты его численности весьма разнятся. Согласно социологическому обследованию, проведенному Институтом комплексных социальных исследований Российской академии наук, российский средний класс составляет ныне примерно треть всего населения страны. По мнению других исследователей он составляет лишь четвертую часть.

В-третьих, прослойка бедняков. Она включает работников физического труда из числа рабочего класса, обычных крестьян из госхозов и колхозов, безработных, пенсионеров по старости. Осуществленная Ельциным «шоковая терапия» повлекла инфляцию, цены пошли вверх, в результате чего сбережения множества граждан обесценились, реальные доходы и жизненный уровень резко снизились. После прихода к власти Путина были предприняты некоторые усилия к сокращению численности бедных, однако явления нищеты отнюдь не ликвидированы, дифференциация между богатыми и бедными по-прежнему весьма велика, поляризация между ними весьма серьезна. В своем политическом послании нынешнего года президент Путин признал, что у одной четвертой части населения доходы по-прежнему ниже минимального прожиточного уровня.

<...>

Ли Сингэн

* * *

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ КОРРУПЦИИ В КИТАЕ И РОССИИ

Китай и Россия — два соседа, на протяжении всей истории пути их социального развития были во многом сходны, хоть и были отличия, которые проявились в разных событиях. Это верно даже [и для времени] после распада Советского Союза в 1991 г., хотя теперь эти две страны имеют различные идеологии. Но есть много аспектов политических и экономических преобразований, сходных по содержанию. Один из них — коррупция, которая особо проявилась переходный период, со [всеми] ее особенностями. В данной статье рассматривается проблема коррупции в полном масштабе для двух наших стран, а также анализируются основы ее сравнительного анализа.

1. ОБЗОР ПРОБЛЕМ КОРРУПЦИИ

В настоящее время и в Китае, и в России весьма острой проблемой является проблема коррупции. Хотя правительства [наших стран] предпринимают разнообразные меры призванные минимизировать последствия коррупции, данные статистики демонстрируют нам всю сложность ситуации.
Согласно данным динамики индекса восприятия коррупции за последние 10 лет в Китае и России сложилась крайне не благоприятная ситуация с уровнем коррумпированности.
Следует отметить, что показатели по России в динамике уменьшаются несколько быстрее, чем по Китаю, в 2005 индекс составил 2.4 балла и 128 место в мире. В Китае ситуация с показателями данного индекса не намного лучше — 78 место.

Последнее исследование Российского Демократического Информационного Фонда показывает, что ситуация с коррупцией в России очень сложная. В 2005 коррупция в России достигла 316 миллиардов долларов США. Средняя взятка чиновникам составила 135800 долларов США. Проявления коррупции заметны в системе образования, в здравоохранении, пенсионном обеспечении, при поиске места работы и найме на работу, в общении с госавтоинспекцией и в процессе делопроизводства в судах. Масштаб коррупции только в высшем образовании в 2005 достиг суммы в 583.4 миллиона американских долларов. В области здравоохранения масштаб взяточничества достиг объема в 401 миллион долларов США. В работе военкоматов объем взяток за возможность уклониться от воинской обязанности составил в 2005 г. 353.6 миллионов долларов США.

Согласно данным исследования Организации Объединенных Наций с июня по сентябрь 2004 г. более чем по 60 странам мировой средний уровень коррупции составил 10%, в то время как в России этот показатель в два раза выше и достигает уровня 21%. В апреле 2006 г. в «Известиях» было опубликовано, что за последние пять лет один из любых трех человек вынужден был давать взятки. Размер взяток колеблется в пределах от 2000 до 7500 рублей. Средний размер взятки в России составляет 5048 рублей.

Коррупция в Китае, согласно данным статистики, также очень серьезная проблема. Согласно данным по деятельности Прокуратуры КНР органы надзора на всех уровнях в 1979-1982 гг. имели дело в общей сложности с 98225 случаями коррупции и взяточничества, в 1983-1987 гг. наметилось увеличение до 155000 случаев, в 1988-1992 гг. — до 214318 случаев, в 1993-1997 гг. — до 387352 случаев. За последние 18 лет по данным исследований коррупции и взяточничества средний ежегодный темп их роста составил 22%. Согласно статистике с октября 1997 по май 2002 органы надзора имели дело 78 миллионами проблемных случаев, а 780000 человек были подвергнуты дисциплинарным мерам партийной ответственности, в общей сложности было возвращено в казну более 30.1 миллиарда юаней. Согласно данным общенациональных расследований с 2001 до июля 2005 гг. в общей сложности было отмечено 152440 случаев расследования и 170087 случаев коррупции и взяточничества. В этот же период общие экономические потери государства [от коррупции] составили 18.96 миллиардов юаней. Некоторые экономисты указали, что потери связанные с коррупцией в Китае могут достигать уровня одного триллиона юаней, что составляет от 13% до 16.8% ВНП. Указанные случаи вскрытой коррупции является лишь вершиной айсберга. В действительности, проблема коррупции намного более серьезна чем полагают.

2. ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ

В Китае и Россия есть много аналогичных черт коррупции.
Коррупция представляет собой как социально-политический, так и экономический аспект повседневной жизни. Коррупция в Китае и России встречается на всех уровнях, включая различные ведомства, правоохранительные органы, судебную власть, медицинские и образовательные учреждения, парламент, СМИ и в других областях.
Согласно данным Фонда ИНДЕМ последнее исследование показывает, что ситуация с коррупцией в России в 2001-2005 гг. ухудшалась. За последние четыре года объем коррупции в деловой сфере в России вырос более чем в девять раз — с примерно 33 до 316 млрд. долларов в год, в то время как средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, составил 130 тысяч долларов. Эти цифры не включают коррупцию в высших эшелонах власти. В 2001 году российский коррупционный рынок был оценен в 33,5 миллиарда долларов. Объем рынка деловой коррупции рос примерно в четыре раза быстрее, чем доходы федерального бюджета. Коррупция возрастает ежедневно. Масштаб коррупции в высшем образовании, здравоохранении, исполнении воинской обязанности за последние годы указаны выше. В 2001 в России 50.1% жителей ежедневно сталкивались с коррупцией, а к 2005 г. эта цифра достигла 54.9%. В решении личных проблем в 2001 г. 25.7% жителей сталкивались с риском коррупции, а к 2005 г. эта цифра достигла достигла 35 %.

Согласно данным недавних исследований коррупция имеет несколько причин: (1) чисто экономическая причина, связанная с необходимостью принятия нужного бизнесу политического решения партийными и правительственными органами; (2) постоянные выплаты из заработной платы на «частные» нужды людей, принимающих решения; (3) подкуп и захват власти, чтобы создать благоприятные возможности управления финансовыми потоками и ускорить продвижение дел; (4) распространение «чеков без обозначения суммы» в партийных и правительственных учреждениях, академических и научных учреждениях и т. п.; (5) Общая атмосфера стремления к накопительству капитала любой ценой. Коррумпированные элементы преследуют цель достижения богатства посредством незаконного накопления капиталов, которые можно было бы направить на личные нужды. Некоторые коррумпированные элементы получают подобный доход от прямого участия в деле — получая акции, некоторые коррумпированные элементы ориентируются на незаконное распределение прибыли, сопровождаемое «отмыванием денег».

В новой ситуации в России изменилось и представление о коррупции. В дополнение к обычному взяточничеству в виде денег [в конверте] появились и новые формы взяток в виде оплаты командировок и путешествий за границу, гарантий доходных рабочих мест [чиновникам после ухода из госструктур], растраты денег из государственной казны. Процесс экономических преобразований многие правительственные чиновники используют для обогащения, участвуя в приватизации, операциях с землей, распределением кредитов и т. п., а также посредством долевого участия в деятельности компаний и распределении прибыли. Российские правительственные чиновники, злоупотребляющие своей властью, прибирают к рукам огромные суммы денег. Ранее при высокой инфляции они делали деньги на задержке заработной платы шахтерам, преподавателям, военным.

И в Китае коррупция приобретает новые формы. Во-первых, это прикрывательство законом ряда незаконных действий. Во-вторых, «интеллектуальная» коррупция, которая основывается уже не на простой жажде сиюминутной наживы, а базируется на использовании компьютерных и высоких технологий совершения преступлений. В-третьих, коррупция укрепляющая связь бизнеса и власти, которая год от года лишь укрепляется.

Географические особенности коррупции. Китай до недавних пор был страной с традиционной культурой и системой ценностей и не смотря на экономические перемены таковым во многом остается. Поэтому большую роль в коррупции играют родственные связи. Например, это проявляется в родственных связях в рамках государственных учреждений. На юго-востоке Китая, ориентированного на экспорт, есть свои особенности проявления коррупции, связанной прежде всего с бизнесом. На севере, где существует большое количество госпредприятий, проблемы коррупции связаны с эрозией государственных активов.
В России чем ближе к Москве, тем больше масштабы коррупции, например, уровень вскрытой коррупции (признания чиновников во взятках) в Волжском регионе составил 17 %, в Центральном Районе, на Северо-западе и Московская области — 19 %, 26 % и 53 % соответственно.

Некоторые российские правительственные чиновники принимают взятки от мафии, работая в сговоре с мафией. С начала переходного периода российская мафия продолжила развиваться и расти, осуществляя все более и более необузданную деятельность по накоплению огромных богатств. Одним из средств их деятельности является взяточничество. На различных уровнях власти были арестованы правительственные чиновники, которые служили прикрытием, например, в продаже оружия преступным синдикатам. Другие примеры: контрабанда наркотиков, ядерных материалов, «освобождение» от таможенных пошлин, от налогов, заключение выгодных государственных контрактов и т. п.

В Китае все это также имеет место. Существуют «особые отношения» полиции и воров, существует незаконный оборот наркотиков и бригады гангстеров, которые прикрываются правительственными чиновниками, местными органами общественной безопасности и судебными чиновниками.

В дополнение к этим чертам, есть некоторые существенные особенности Китая, главные особенности:

1. Очень заметные случаи коррупции правительственных чиновников.
2. Случаи, связанные со злоупотреблением властью на местах при курировании деятельности различных учреждений, организаций, предприятий.
3. Явны факты коррупции связанные с обеспечением «особых» условий при управлении финансовыми потоками, в транспортировке сырье и управлении международными торговыми операциями, в области промышленности. Некоторые коррупционеры преследуют свои цели в сотрудничестве с иностранными бизнесменами, получая незаконную прибыль от сделок. Согласно данным Министерства торговли, обнародованным впервые: существует более чем 4000 коррумпированных чиновников [сделавших деньги в указанных сферах], а подконтрольный им оборот составил в общей сложности 50 миллиардов долларов США.

3. ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ

Коррупция Китая и России имеет несколько основополагающих причин.
Трудности переходного периода. Переход Китая от плановой экономики к рыночной проходил постепенно, постепенно осуществлялись и преобразования инфраструктуры рынка. Поэтому наша контролирующая система в основном продолжает оставаться старой, образца плановой экономики, что неизбежно приводит к несоответствию условий и возможностей. Кроме того, в процессе социально-экономических преобразований появились новые области экономической деятельности, типа рынка недвижимого имущества и фондовой биржи. И здесь соответствующая система контроля еще не установлена. Поэтому в этих новых областях уровень коррупции высок.

Россия начала «шоковую терапию», которая стала символом радикальных реформ. Эти реформы стремительно разрушили старую плановую экономическую систему, и на ее месте была установлена система рыночной экономики. Но, как показывает опыт развитых стран, развитие рыночной экономики — длительный процесс, который не может быть завершен в пределах короткого промежутка времени. Поэтому важно создать специфические формы контроля, препятствующие появлению коррупции в подобных условиях. Рыночный же хаос лишь порождает благоприятные возможности для индивидуального присвоения капиталов коррупционерами, которые используют возможности рынка и ситуацию с перераспределением различных ресурсов, преводящего к сверхобогащению.

Борьба с коррупцией ведется правительством неэффективно. В этой связи большую роль играют субъективные факторы. Когда правительство оказывается перед ситуацией повальной коррупции, антикоррупционным силам развиваться очень трудно. В России, например, такая же ситуация, коррупция повсюду, а бороться с ней некому. Объективная причина заключается в том, что существует много препятствий в [эффективной] борьбе против коррупции.

Отсутствие нужных законов и инструкций, о также отказ действовать в рамках существующего законодательства.

Правительство Китая инициировало больше чем 300 законов, инструкций, более 30000 правил, но из-за различных причин они не выполняются, или выполняются не во всем. Поэтому в выборе и назначении на должности важно правильное решение кадрового вопроса. Необходим партийный и правительственный контроль в этой сфере. Необходима реальная борьба с коррупцией вместо формальных операций в рамках системы.

Россия присоединилась к соглашению Организации Объединенных Наций о борьбе против коррупции. Было принято множество законов и инструкций, связанных с обузданием коррупции. Был специально инициирован антикоррупциеоный закон еще в ноябре 2001 года, в парламент он был представлен в 2002 году, а в 2005 году было инициировано его повторное рассмотрение. Такое затягивание развития законодательства не способствует антикоррупционной борьбе.

Этический аспект. В России долгое время существовал коммунистический кодекс этики, и он занимал доминирующее положение [в обществе и политической жизни]. После драматических изменений в Советском Союзе коммунистическая этика была отставлена в сторону, а новая система должна была исходить из морали и этики рынка. Под воздействием «демонстрационного эффекта» люди начали ориентироваться на жизненные стандарты развитых стран, где главным этическим принципом является высокий доход, поэтому стремление к его получению любой ценой привело к снижению моральных стандартов нашего общества в целом. Из-за давнишнего одностороннего акцента на национальных, коллективных интересах и игнорировании личных интересов сложилась обратная ситуация, которая привела к чрезвычайному эгоизму. Многие правительственные чиновники игнорируют интересы государства и коллективные интересы и действуют исходя из свои эгоистических устремлений. В Китае развитие этики и системы ценностей тоже столкнулись с проблемой регулирования. В переходный период этика нации была нарушена, многими было утрачено ощущение коллективизма, что и привело к снижению моральных стандартов.

Кроме названных выше причин коррупции в наших странах следует обратить внимание и на следующие.

Вялая реформа правительственных функций. Развитие рыночной экономики потребовало уменьшение государственного вмешательства в экономической жизни. В начале процесса формирования рыночной экономики плановая система лишь мешала развитию предприятий. Что и привело к коррупции среди китайских чиновников. Ведомства не могут монополизировать рыночные операции, а могут осуществлять лишь функцию макроконтроля и функции управления, наблюдения за рыночными операциями в соответствии с законом. Также они обязаны контролировать принадлежащие государству активы, чтобы гарантировать государство от потерь связанных с неэффективным их использованием. И если правительство будет заниматься своим делом, а частные предприятия – своим, то коррупцию можно будет значительным образом сократить.

Сверхконцентрация власти, недостаток контроля и механизмов сдерживания [коррупции]. В Китае, есть серьезные недостатки в структуре власти, власть носит все еще слишком концентрированный характер. Определенные признаки: патриархальность системы, проблемы продвижение кадров вверх [по управленческой иерархии], безволие чиновников. Можно сказать, что сверхконцентрация власти не ограничена системой кадров и структурой лидерства, что и создает благоприятные возможности для коррупции. И нет системы направленной на жесткий контроль полномочий [чиновников].

Проблема децентрализации управления в России. С 1991 в Советском Союзе, а в 1992, уже под лидерством Бориса Ельцина в политической жизни произошли перемены в направлении развития плюрализма мнений и становления рыночной системы. И президент имеет множество полномочий, а парламент слаб. Возникают трудности с соблюдением различных законов и инструкций. Исполнительная власть в переходный период не имела возможности обратить внимание на антикоррупционную политику, поскольку была занята преобразованиями в экономической сфере. Что создало благоприятные условия для коррупции во всех эшелонах бюрократического управления. При Путине страна осуществила переход к «управляемой демократии» с целью усиления центральной власти, что, правда, ослабило местную власть. Поэтому возникла дилемма — с одной стороны, необходимость усиления вертикали власти под строгим президентским контролем, с другой — рост коррупции и, как следствие, необходимость усиления контроля за ее распространением со стороны антикоррупционного комитета и иных структур.
В конечном счете, и Китай, и Россия стоят в начале длинного пути антикоррупционной борьбы и нуждаются в системе направленной на ее обуздание.

Дай Луньбин

prorivists.org/inf_theorychina-russia/ - полностью по ссылке)'

Можно отметить, что проблемы с коррупцией, несмотря на нарастающую борьбу, в обеих странах за прошедшие годы усугубились, хотя вполне очевидно, что антикоррупционные кампании и в Китае и в России сейчас проводятся чаще, чем скажем 10 лет назад.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Китайский путь 1 мес. 1 нед. назад #3617

  • Zonger
  • Zonger аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3551
  • Спасибо получено: 7
  • Репутация: 1


О китайской кораблестроительной программе
Офицер РККА
10 сентября, 16:45

Military Gallery о наращивании темпов строительства китайского военно-морского флота, который является крупнейшим флотом в Азии и ввел в строй за последние 10 лет более 100 боевых кораблей.
Постулируется достаточно очевидный тезис, что Китай твердо намерен стать авианосной державой №2 после США. У американцев сейчас 10 АУГ, у китайцев с учетом достройки нового авианосца к 2020-му году будет 2 АУГ.
Согласно озвученным планам, к 2030 году Китай планирует иметь 4 полноценных АУГ, что подразумевает строительство еще двух полноценных авианоснцев (плюс новые корабли сопровождения) с учетом проблем и дефетов выявленных при строительстве первых двух.
Если смотреть в целом, то Китай на данном этапе своего исторического развития имеет сильнейший флот за всю свою историю и явно не намерен останавливаться на достигнутом, стремясь стать полноценной океанской державой в духе тех кораблестроительных программ, которые сделали СССР океанской державой при адмирале Горшкове.
Но разумеется США не будут смотреть на это усиление сложа руки. В 2020х можно ожидать начала строительства как минимум 1-го нового атомного авианосца, партии крупных ракетных эсминцев и других кораблей 1-го и 2-го ранга в рамках постулируемых задач о необходимости сохранения превосходства ВМС США над объединенными флотами России и Китая.

Китайские авианосцы в Даляне dambiev.livejournal.com/1276983.html (второй вернулся с недавних ходовых испытаний)

Эскортные флотилии НОАК в Аденском заливе. dambiev.livejournal.com/1273651.html
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Китайский путь 3 нед. 6 дн. назад #3653

  • Zonger
  • Zonger аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3551
  • Спасибо получено: 7
  • Репутация: 1


О росте китайского научного потенциала
Основной
20 сентября, 14:50


Французский хирург занимающийся биотехнологиями о росте научного потенциала Китая, который уже давно обогнал ЕС и догоняет США.

Китай обходит США по научным исследованиям, а Европа плетется в хвосте
( Свернуть )

«Атлантико»: С чем связан взлет Китая в этой сфере?

Лоран Александр: На счету Китая уже сейчас имеется много публикаций, хотя крупных работ меньше, чем у США. Кроме того, до сих пор сохраняется небольшое качественное отличие, в чем нет ничего странного, поскольку Китай заявил о себе лишь совсем недавно. Еще в 1980 году у него не было почти ничего, за исключением разве что ядерной физики.
Таким образом, Китай смог очень быстро сформировать научно-исследовательский потенциал. В количественном плане сегодня он практически вышел на американский уровень. В настоящий момент китайские расходы на научную деятельность примерно равны американским, а к 2020 году должны оставить их позади (общие расходы на научно-исследовательские работы подходят в КНР к отметке 500 миллиардов в год). Таким образом, в количественном плане Китай сделал невероятный рывок вперед. В качественном плане он тоже продвинулся очень серьезно, хотя пока что и не дошел до американского уровня.

Китай регулярно обвиняют в копировании чужих технологий, однако этим грешат все! Возьмите хотя бы Билла Гейтса (Bill Gates) и Стива Джобса (Steve Jobs): оба они скопировали идеи, которые представил еще в 1968 году Дуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart). У них не было ни одной идеи, которая не вытекала бы из его работ.
В научно-исследовательской деятельности все занимаются шпионажем, пытаются заполучить чужие идеи и улучшить их. Ученый не изобретает все сам, а смотрит работы других специалистов. И это абсолютно нормально: если специалист не следит за публикациями в своей сфере, он — плохой специалист.
Иначе говоря, все копируют друг друга и подражают друг другу. В том числе Китай. Только сегодня он разрабатывает и по-настоящему оригинальные технологии. Именно поэтому после телефонов, которые были разработаны в Калифорнии и произведены в Китае, сейчас мы видим полностью выпущенные в стране смартфоны и компьютеры.
То есть, после наверстывания отставания с помощью подражания пришло время настоящих инноваций. Так, в прошлом году Китай стал первой страной, где провели модификацию эмбрионов. Существует множество отраслей, в которых Китай приносит инновации (искусственный интеллект, интернет-платежи, приложения для смартфона…).

- Из вышедшего в мае этого года Индекса цифровой экономики и общества следует, что страны ЕС практически не улучшили свои показатели по числу дипломов в сфере науки, новых технологий, инженерного дела и математики. При этом Европа без конца повторяет, что стремится выйти в лидеры в области искусственного интеллекта и больших данных. По всей видимости, для этого ей еще предстоит проделать большой путь. С чем связано такое отставание? Можно ли говорить о европейской депрессии?

— Да, такая депрессия действительно есть. Стоит отметить, что в Южной Европе практически не проводятся исследования: Южная Корея выделяет на них 5% национальных богатств, а Испания и Италия — порядка 1%, тогда как во Франции речь идет о 2,2%.
Европа слишком мало инвестирует в эту отрасль и готовит слишком мало инженеров, лучшие из которых, к тому же уезжают за границу. Как недавно рассказал «Фигаро» глава Национального центра научных исследований, во Франции специалист высокого уровня получает не больше 3 100 евро в месяц, тогда как предприятие вроде «Гугл» готово с ходу предложить ему в 20-30 раз больше. Таким образом, мы слишком мало платим нашим ученым и преподавателям вузов. Завершающий карьеру во Франции преподаватель высочайшего уровня зарабатывает около 6 200 евро в месяц. При этом в Швейцарии, в Университете Лозанны на той же должности специалист получает 303 000 евро в год.
Раз ЕС недостаточно платит ученым и преподавателям, мы наблюдаем утечку мозгов при том, что число специалистов высокого уровня и так не слишком велико.

В то же время Китай производит невероятное количество «мозгов», а лаборатории ведущих ученых получают колоссальные бюджеты. Хотя КНР и представляет собой диктатуру, ее модель технического развития оставляет нашу далеко позади. Китай вообще идет на опережение всех. Так, в 1980 году его показатель богатства на одного жителя был в пять раз ниже, чем в Марокко. Сегодня Марокко не сдвинулось с места, а Китай стал второй мировой державой. Таким образом, в экономике знаний действительно происходит быстрое перераспределение карт, а уровень Европы только падает. В сфере инноваций, искусственного интеллекта и информатики в Европе все плохо. В цифровой сфере нет ни одного значимого европейского предприятия. Мы, безусловно, плетемся в хвосте, тем более что сейчас не видно настоящего стремления нагнать американских гигантов. В любом случае, для этого потребовались бы астрономические бюджеты и мобилизация всего ЕС, что сегодня сложно себе представить.
Таким образом, Европа сейчас вовсе не идет по пути наверстывания упущенного.

- А что насчет Франции? Мы занимаем 18-е место из 28 в Индексе цифровой экономики и общества…

— Мы во Франции позволили загнуться университетским исследованиям. Мы приняли снижение уровня исследовательской деятельности университетов, а также специализированных центров.
Когда ты едешь в страны, лидирующие в научной деятельности, смотришь на их университеты и сравниваешь их с нашими, то испытываешь стыд. Стыд за зарплаты, выделяемые средства, неустроенность работающих в этой сфере людей…
Чтобы поднять планку, нужны намного большие инвестиции. Возьмем пример Южной Кореи, которая вкладывает в два раза больше в научную деятельность: лаборатории там лучше оборудованы, профессорам больше платят… В результате они с Тайванем выпускают сегодня лучшие микропроцессоры в мире, тогда как мы очень плохи в информатике.
Азия становится лидером в индустрии знаний, а Европа не сумела адаптироваться к этой отрасли с сильной конкуренцией, которая активно развивается там, где вкладывают большие деньги в науку, исследовательскую деятельность и технологии.

- В конце 2017 года было объявлено об инвестициях в размере 57 миллиардов евро в течение пяти лет для содействия переходу экономики на новую модель роста. Вы приветствуете такие инвестиции?

— Эти бюджеты уже существовали, а цифры озвучили просто ради красивой новости. Там просто сложили в одно несколько существующих бюджетов и представили все в пресс-релизе. Так происходит уже 40 лет, а на самом деле новые средства на науку не выделяются.
Выделяемая на науку доля бюджета ЕС не растет и никак не приближается к мировым лидерам, то есть к Азии и США. Как всегда, мы имеем дело с пиаром. Но это политика прошлого. Настоящей политикой будущего в этой сфере могло бы стать увеличение расходов и реализация научно-исследовательских стратегий, что мы видим в Китае и Корее. Ни в коем случае нельзя сохранять этот губительный политический пиар, потому что люди начинают верить, что мы встаем на правильный путь, хотя это не так.

inosmi.ru/science/20180920/243280846.html - цинк

Относительно России, то как озвучивала зам.министра образования на одной из недавних конференций, Россия существенно отстает как от США, так и от Китая, и даже от ЕС, который по словам Александра топчется на месте и все больше отстает от китайских товарищей.
Эффективные менеджеры не очень справляются с задачами интенсивного роста научного потенциала, что недавно вновь было официально признано и привело к очередным бюрократическим преобразованием с разделением мегаминистерства и постановкой новых задач по преодолению накапливающегося отставания.
Администратор запретил публиковать записи гостям.