Глобальное экономическое противостояние

Подробнее
8 года 8 мес. назад #17 от Ольга Киевская
Три документа, способные изменить мир

07.03.2016
Транстихоокеанское торговое партнерство, Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство и Соглашение в области торговли услугами — три базовых документа, на которых строится стратегия США. В своей мотивировочной части соглашения декларируют экономические цели (свобода торговли и инвестиций), но в реальности они фундаментально меняют рамки международного права и рынка капитала, предполагая будущее без ООН, ВТО, Всемирного банка и МВФ.

Леонид Крутаков, Алексей Макушкин

4 февраля в Новой Зеландии 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона подписали соглашение о Транстихоокеанском торговом партнерстве (ТТП), которому еще предстоит пройти процедуру ратификации национальными парламентами, и положительный исход этого процесса не гарантирован. Накануне, 3 февраля, европейский парламент одобрил доклад о подготовке не менее масштабного Соглашения о торговле услугами (TISA). Кроме того, планируется, что полная повестка переговоров, касающихся последнего элемента триады — Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП), будет согласована в марте. Несмотря на трудности, очевидно, стратегическая пауза, возникшая после кризиса 2008 года, прервана. Процесс пошел, и самое время — посмотреть на пункт его назначения.


Зачем Барак Обама пригласил к себе Юго-Восточную Азию
В США 15 и 16 февраля состоялся первый в истории саммит США с АСЕАН, организацией, объединяющей десять стран Юго-Восточной Азии. За последние два года отношения между Вашингтоном и региональными столицами укрепились благодаря образованию Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) и неофициальной поддержке США стран АСЕАН в территориальных спорах с Пекином в Южно-Китайском море
Вашингтон выработал ответ на политику новой регионализации (АСЕАН, ЕАЭС, ШОС, БРИКС) и обозначил принципы своего видения будущего мировой экономики. Человечество вновь вступило в эпоху прямой конкуренции интеграционных мегапроектов, идентифицируемую общественным сознанием как борьба однополярного и многополярного мира. Смысловой вакуум стал стремительно заполняться терминами геополитического противостояния. Эксперты заговорили об эвтаназии института политической нации (nation-state), а западные СМИ вернулись к сценариям полномасштабной третьей мировой войны.

Публичная дискуссия вокруг ТТП и ТТИП разгоралась медленно с 2008 года, с момента начала переговоров, чтобы вспыхнуть весной прошлого года, когда WikiLeaks выложил 17 секретных документов с положениями будущего соглашения ТТП. На этом фоне голос Европы в отношении аналогичных переговоров по ТТИП прозвучал как предостережение для Вашингтона. Министр торговли Франции Маттиас Фекль напрямую пригрозил выходом его страны из переговоров, обвинив США в эгоизме.

История у идей, положенных в основу соглашений, не нова. Еще в конце 1950-х годов на просторах распавшейся Британской империи экономические сделки с бывшими колониями, не имевшими, как считалось, эффективного механизма исполнения контрактов, предусматривали процедуру урегулирования споров внешним арбитражем как конечной инстанцией. С тех пор попыток воплотить в жизнь идею "подсудности государства" на глобальном уровне было несколько, заканчивались они все неизменно скандалом и провалом. Сегодня мы имеем целый букет таких инициатив (TISA, CEDA, ТТП, ТТИП), которые охватывают до двух третей мировой экономики.

Новые соглашения меняют режим межгосударственного взаимодействия

Подготовка текстов этих соглашений идет в абсолютно закрытом от публики режиме, за соблюдением которого строго следят представители крупных американских корпораций и администрации президента США. Доступ к информации открыт для очень ограниченного круга лиц, а уже подписанный текст соглашения по ТТП, например, будет закрыт от публики еще на протяжении нескольких лет (со ссылкой на продолжающееся согласование технических деталей). Режим секретности накладывается на все страны, участвующие в переговорах,— и в случае подписания соглашения, и в случае отказа.


Океан прибыли
Участники Транстихоокеанского партнерства (ТТП) в начале февраля официально подписали соглашение о создании нового торгового блока
До мая прошлого года единственным местом в Европе, где можно ознакомиться с документами по ТТИП, был охраняемый читальный зал американской миссии в Брюсселе. Допуск туда был строго ограничен и ранжирован. После утечки некоторых документов в WikiLeaks председатель Бундестага Норберт Ламмерт заявил, что нет никаких шансов на ратификацию соглашения без подробного ознакомления со всеми документами. В итоге под давлением европейских парламентариев Вашингтон согласился открыть читальные залы в своих посольствах в странах ЕС.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона подписали соглашение о Транстихоокеанском торговом партнерстве без Китая и России
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона подписали соглашение о Транстихоокеанском торговом партнерстве без Китая и России
Фото: New Zealand Pool/via Reuters TV , Reuters
Вот как описывает новый регламент Der Tagesspiegel: в посольстве США в Берлине два раза в неделю по два часа открыт читальный зал, где чиновники, кандидатуры которых одобрены Министерством экономики Германии (139 человек), могут знакомиться с документами по ТТИП. Зал находится под охраной, при себе разрешается иметь ручку и бумагу, использование ксерокса и фотоаппаратуры запрещено.

Утечка в WikiLeaks и доступ к информации парламентариев вывели на поверхность целый ряд серьезных разногласий между США и ЕС. Основным камнем преткновения стало различие стандартов в области фармацевтики, экологии, информационных технологий, рынка продуктов питания и охраны труда.

Великобританию в новых соглашениях больше всего пугает возможность полной приватизации системы национального здравоохранения, жилищно-коммунальных и других государственных услуг крупными американскими корпорациями. Германию и Францию — разница в трудовом законодательстве с США, где признаются только два из восьми основных стандартов ЕС. Таким образом, подписание ТТИП неизбежно приведет к выводу европейскими корпорациями производства в другие страны с более низкими социальными издержками и, как следствие, к резкому росту безработицы.

Аргументы Вашингтона в диалоге с Европой просты: давайте не спорить по каждому пункту, подпишем рамочное соглашение о принципах, а согласовывать технические моменты будем потом. Здесь важно понимать, что англосаксонское право носит прецедентный характер и после подписания принципиального соглашения, пока европейские парламенты будут спорить по каждому пункту, американские суды начнут выносить решения, которые позже игнорировать будет невозможно.

ТТП и ТТИП — это не просто инструменты для формирования зон свободной торговли, как их позиционирует Вашингтон. И не способ установить контроль со стороны США над торговыми связями стран-участниц, как их характеризует нобелевский лауреат, профессор Колумбийского университета Джозеф Стиглиц. Новые соглашения регламентируют весь комплекс (не только торговлю) взаимоотношений, возникающих в ходе хозяйственной деятельности человека, включая кредитно-денежную политику, инвестиционную и судебно-правовую практику, вопросы коммерческой тайны и контрафактной продукции, информационные услуги (интернет и СМИ), образование, медицину и безопасность. А главное, они меняют режим межгосударственного взаимодействия.

Говорить надо не о новом проекте "светлого будущего", а о второй попытке большой приватизации

В октябре прошлого года в Берлине на демонстрацию против ТТИП вышло более 150 тыс. человек, что стало крупнейшим протестом со времен выступления немцев против войны в Ираке в 2003 году. Дебаты о соглашениях идут в Европарламенте, в национальных администрациях и экспертных сообществах. О "новой реальности" пишут The Guardian, The Independent, Bloomberg, Der Spiegel... Сегодня тема ТТП и ТТИП, безусловно, номер один в мире. Но не во всем.

На фоне обострившейся мировой повестки прошедший недавно в России Гайдаровский форум "Россия и мир: взгляд в будущее" произвел впечатление, будто никто из участников ничего не слышал о новых принципах глобального мироустройства.

Первое, что обратило на себя внимание (не вдаваясь в содержательную часть выступлений членов правительства),— это несоответствие названия форума и обсуждаемых тем. Каждый из докладчиков говорил о своем видении проблем, хотя выступали не представители различных школ и учений из различных уголков Земли, а члены единой команды, призванные решать единую задачу. Сошлись выступавшие только в одном: необходимо переждать сложные времена, и, когда все уляжется, Россия продемонстрирует миру свой взгляд в будущее.


Торговые волны
Появление Транстихоокеанского партнерства является самым важным событием в мировой торговле со времен создания ВТО. И, как и в случае с ВТО, причиной возникновения новой организации являются развивающиеся страны
В октябре прошлого года в Берлине на демонстрацию против ТТИП вышло более 150 тыс. человек, что стало крупнейшим протестом со времен выступления немцев против войны в Ираке в 2003 году
В октябре прошлого года в Берлине на демонстрацию против ТТИП вышло более 150 тыс. человек, что стало крупнейшим протестом со времен выступления немцев против войны в Ираке в 2003 году
Фото: Fabrizio Bensch , Reuters
Парадокс, но лучше всех фатализм, смирение кабинета министров перед стихией рынка продемонстрировал главный ответственный за стратегию и экономическое развитие России Алексей Улюкаев: "Есть, конечно, приятная сторона в долгосрочных стратегиях. Ее тоже один известный экономист выразил в известной формуле. Это Ходжа Насреддин, который сказал, за 30 лет кто-нибудь умрет: или я, или ишак, или эмир. Это о безответственности долгосрочного стратегирования. Эти два риска — неувязка стратегии с принятием текущих решений и отсутствие ответственности за стратегию,— мне кажется, главное, чего мы должны избежать".

Проще говоря, думать некогда, решать надо здесь и сейчас, со стратегией придется погодить. Не случайно самым громким и обсуждаемым выступлением на форуме стало заявление Германа Грефа, который причислил Россию к "странам-дауншифтерам". Если судить о действительности по выступлениям министров экономического блока правительства России, то следует признать, что глава Сбербанка прав, как бы обидно его слова ни звучали.

Стратегия — это не прогноз курса доллара и нефтяных цен на перспективу до 2030 года, а портфель проектов с конкретными целевыми показателями, механизмом их достижения и сроками исполнения. Отказ от стратегии означает отказ от активной позиции в пользу жизни за счет ренты — дауншифтинг в его современном понимании.

В целом Гайдаровский форум-2016 оставил после себя два вопроса. Первый — понимаем ли мы структурно мировые тренды и события? (Условно, где мы?) И второй — понимаем ли мы собственную модель развития и механизм управления этой моделью? (Условно, кто мы?) Если не понимаем, то любые наши действия в ответ на любые вызовы будут напоминать реакцию больного церебральным параличом.

Здесь важно понимать, что ТТП и ТТИП не являются спонтанной реакцией на возникший глобальный кризис, интеллектуальной конвульсией или лихорадочной попыткой решить проблему здесь и сейчас. Это та самая долгосрочная стратегия, которую давно реализуют США. А чтобы точнее понять, где мы сегодня находимся, необходимо привести краткую хронологию событий.

Соглашения по ТТП и ТТИП — это не еще одна (очередная) попытка описать и унифицировать существующие рынки. Это механизм открытия новых рынков на базе альтернативных активов, которые ранее никогда не торговались, считаясь предметом заботы государства (социальная среда). В этом смысле говорить надо не о новом проекте "светлого будущего", а о продолжении или об обновленной редакции "старого" проекта — второй попытке большой приватизации.

Разразившийся следом за провалом в Дохе глобальный финансовый кризис провел черту под прежним устройством мира

В начале 1990-х в глобальной экономике шел схожий по своей механике процесс. Теория Эрнандо де Сото, модного экономиста из Перу, утверждала, что если в развивающиеся страны экспортировать развитую правовую систему, то результатом станет быстрый рост капитализации экономики и благосостояния этих стран. По расчетам де Сото, неучтенные мировым рынком активы развивающихся стран (фавелы, программа "шесть соток" и т. д.) многократно, в некоторых странах в сотни раз, превосходили официально учтенные активы.

Однако массированный институциональный трансфер натолкнулся на "национальный реванш", начало которому положили события на азиатском финансовом рынке в 1997 году. Тогда только прямое вмешательство государства смогло остановить кризис, вызванный атакой глобальных инвестфондов на Центробанк Таиланда, что в последующие месяцы послужило примером для Индонезии, Филиппин и Малайзии. О связи азиатского кризиса с дефолтом 1998 года в России сказано достаточно. А вот его взаимосвязь с провалом многостороннего соглашения об инвестициях (Multilateral Agreement on Investments — MAI) обсуждалась гораздо меньше.


Пошлины утонут в Тихом океане
Создание Транстихоокеанского партнерства позволит его участникам обнулить пошлины по 18 тыс. товарных позиций, но это потребует не менее 10, а в отдельных случаях — и 25 лет
MAI несло в себе те же идеи и механизмы обязательной юридической ответственности государства перед инвестором, что и нынешние ТТП / ТТИП. Переговоры шли также в абсолютно закрытом режиме, а подписать соглашение должны были в мае 1997 года. Накануне текст соглашения через депутата парламента Канады от Квебека попал в парламент Франции, где моментально вызвал скандал. В итоге соглашение не подписали, а следом началась атака инвестфондов на Юго-Восточную Азию.

Потребовалось несколько лет, прежде чем основные идеи денационализации рынка капитала попали в 2001 году в повестку Дохийского раунда переговоров под эгидой ВТО. Здесь эти идеи опять ждало столкновение с непримиримой позицией поднимающихся национальных государств и очередное поражение.

В 2008 году Дохийский раунд переговоров практически провалился. Принцип консенсуса стран--участниц ВТО не позволил Вашингтону продавить позицию таких государств, как Индия и Бразилия. Министр торговли Индии Камал Натх заявил тогда, что "это не вопрос цифр, это вопрос отношения, США не осознают, что мир изменился".

Участникам Гайдаровского форума было не до глобальной стратегии: самым обсуждаемым выступлением стало заявление Германа Грефа, который причислил Россию к "странам-дауншифтерам"
Участникам Гайдаровского форума было не до глобальной стратегии: самым обсуждаемым выступлением стало заявление Германа Грефа, который причислил Россию к "странам-дауншифтерам"
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Нарождающийся регионализм не только подпитывался экономическими интересами и противоречиями, параллельно он форсировал национально ориентированную политическую риторику лидеров новых экономик. ВТО как главная переговорная площадка мировой экономики в глазах Вашингтона была девальвирована, и окончательное решение вопроса о либерализации вынесли за ее пределы.

Разразившийся следом за провалом в Дохе глобальный финансовый кризис провел черту под прежним устройством мира, в котором центральное место занимали институты, созданные государствами. Запуск США программы количественного смягчения обозначил старт принципиально новой модели роста: страна-должник превратилась в страну-кредитора, включив печатный станок. Сокращение собственных расходов (частичный дефолт) США окончательно сняли с повестки дня. Вместо договоренностей с развивающимися странами, которые превратились к этому моменту в крупнейший источник сбережений и драйверов мировой экономики, был использован эмиссионный механизм.

Огромная часть из более чем $5 трлн, напечатанных США за семь лет, так и не нашла применения в реальной экономике. Ликвидность сегодня работает как денежный навес в ожидании часа икс — открытия новых рынков. Массированное открытие рынков прямо связано с реализацией соглашений ТТП / ТТИП и TISA. Особенностью этих соглашений является страховой механизм, принципиально невозможный в рамках ВТО. Суть механизма — в лишении государства статуса игрока, который стоит над отношениями корпораций и которого нельзя обанкротить.

В истории международных экономических отношений давно существует механизм урегулирования споров между государством и инвестором. Таковым является Соглашение о взаимоотношениях инвестора и государства (Investor-State Dispute Settlements — ISDS) под эгидой Всемирного банка. Если контракт по обоюдному согласию заключен с использованием принципов ISDS, то внешний инвестор для защиты своих интересов получает право обращаться не в национальный суд страны, куда он инвестировал капитал, а в особый международный арбитражный трибунал. Кураторами арбитража выступают Лондонский международный арбитражный суд, Международная торговая палата, Международный арбитражный центр Гонконга и другие площадки.

Однако в новых соглашениях речь идет не о добровольном праве, а об обязательном порядке для всех участников всех сделок. При этом корпорации получат право требовать не только возмещения фактических убытков, но и потенциальную потерю прибыли в будущем от принимаемых государством решений и законов.

В защиту нового механизма разрешения споров его сторонники говорят, что арбитраж, вынесенный за пределы национального правового поля, эффективнее противодействует коррумпированности национальных судов и их зависимости от местных политических систем.

Критики же утверждают, что инвестиционные трибуналы позволят транснациональным корпорациям игнорировать национальное право и политические институты управления, подотчетные гражданам, навязывая извне принятие законов и устанавливая правила национального общежития.

Вопросы, связанные с вызовами нового мирового порядка, встающими перед Россией, практически отсутствуют в официальной повестке государственных институтов

Так, табачная компания Philip Morris подала многомиллиардный иск против правительства Австралии из-за упущенной выгоды от введенных ограничений на рекламу табачных изделий. Шведский энергетический гигант Vattenfall предъявил Германии требование в €5 млрд за сокращение государством программы развития ядерной энергетики после Фукусимы. А канадская компания Lone Pine Resources Company использует американский филиал, чтобы отсудить у собственного правительства $230 млн за запрет на использование технологии гидроразрыва при добыче газа в пойме реки Святого Лаврентия.

Когда подробности соглашений о подобном порядке урегулирования претензий инвесторов к государству стали появляться в прессе, это вызвало шок в странах Европы. Глава внешнеторгового ведомства Франции Матиас Фекль сказал, что такой механизм не может быть стандартом для урегулирования споров, что необходимо выработать иной механизм, чтобы сбалансировать интересы компаний и государств. А еврокомиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрем заявила, что Европа наравне с США должна участвовать в назначении судей трибунала, слушания которого необходимо проводить не в закрытом формате, а публично.

Европа вновь, как и 20 лет назад в случае с MAI, забила тревогу. Но на этот раз места для маневра у ее политиков практически не осталось. Единая Европа, самостоятельная в глобальной политике, не состоялась. Украина уничтожила даже гипотетическую возможность стратегических договоренностей с Россией, а "арабская весна" и волны беженцев с Ближнего Востока до предела дестабилизировали внутриполитическую ситуацию в ЕС.


Против кого дружат?
Главную экономическую новость октября 2015 года — заявление США о создании Транстихоокеанского партнерства с участием 12 стран (ТТП) — комментирует президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин
На фоне нарастающих неопределенностей вариант Вашингтона по формированию нового мирового порядка выглядит как рука помощи. Однако инициативы США по созданию механизма регулирования глобальной экономики вне рамок национальных юрисдикций — это не свод новых правил для мировой торговли, где политика отделена от экономики. Это действительно новый большой мир во всех своих проявлениях, и в его фундаменте вовсе не концепция национального государства (уходящая натура Вестфальского мира), а идея корпоративного суверенитета по принципу "капиталы всех стран, объединяйтесь!".

Национальные юрисдикции (политические системы и граждане) устраняются от балансировки задач не только экономики, но и безопасности самого социального уклада. Государство лишается привычного для себя статуса центрального политического института гражданского общества. При этом государство не просто уравнивается в правах с транснациональными компаниями, а назначается главным ответственным за поддержание благоприятных условий ведения транснационального бизнеса. В случае ухудшения инвестиционного климата компании подают на государство в трибунал, и платить по иску будут налогоплательщики.

После подписания соглашения ТТП в Новой Зеландии в ответ на слова Обамы, что, кроме США, некому писать правила новой глобальной экономики, официальный представитель МИД КНР Лу Кан дипломатично заявил: "Мы никогда не думали, что правила глобальной торговли в XXI веке могут писаться одним Китаем или какой-либо другой страной". И выразил надежду, что основные экономики будут отстаивать ведущую роль ВТО в выработке мировых стандартов. Российский МИД также призывает к усилению роли ВТО.

Все указывает на то, что стратегический маневр США с изменением правил в мировой экономике стал большой неожиданностью для стран, не включенных в переговорный процесс. Но означает ли это, что новый американский проект обречен на успех? Если да, то, что делать странам, не вошедшим в ТТП, ТТИП или TISA? Вскакивать на подножку уходящего поезда: нас "поймут и простят"? Или условия приема в новый формат будут несовместимы с жизнью отставших от "поезда" государств в существующих ныне форматах и границах?


Транстихоокеанская выгода
Подписание договора о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) стало одним из ключевых достижений президента США Барака Обамы
Как будет выглядеть порядок в странах, оставшихся за бортом новых соглашений? Насколько убедительны идеи у альтернативных проектов (ШОС, БРИКС)? Останутся ли между разными мирами какие-то отношения, хотя бы на уровне межгосударственных торговых и инвестиционных соглашений? Сможет ли американская эмиссионная модель работать и поддерживать режим ТТП и ТТИП, если из него выпадут страны, поставлявшие на рынок капитала значительную часть своих сбережений и являющиеся источником товаров для половины населения Земли? И возможно ли в принципе сформировать политически нейтральный общий рынок капитала?

Подобные вопросы, связанные с вызовами нового мирового порядка, встающими перед Россией, практически отсутствуют в официальной повестке государственных институтов. На фоне сирийского конфликта и кризиса в Донбассе не мудрено, что со стороны МИДа последнее знаковое заявление по ТТП / ТТИП прозвучало в октябре прошлого года. А на последнем Гайдаровском форуме представители экономического блока правительства если и вспоминали про новые инициативы США, то только в том смысле, что глобальную либерализацию не остановить и что России должно найтись место в общем строю.

По факту подписания ТТП знаковое заявление сделал заместитель министра экономики РФ Станислав Воскресенский: "Компаниям многих стран придется подстраиваться под новые правила". Значит ли это, что выработка альтернативных стратегий бессмысленна? Или это значит только то, что экономический блок правительства просто не в курсе наличия альтернативных стратегий?

В любом случае речь сегодня идет о готовности государства отстаивать свое суверенное право на будущее и о том, до каких пределов в этой готовности государство способно идти. При этом чтобы конкуренция между многополярным и однополярным миром в итоге не трансформировалась в бескомпромиссное: или капитуляция перед новым порядком, или новая мировая война в новом веке.
Подробнее: kommersant.ru/doc/2927027

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #430 от Zonger
Украина, це Европа? А в Европе, в частности, во Франции так.
Из Cassad

В Париже продолжаются массовые протесты и беспорядки связанные с попыткой французских "социалистов" (у которых от социализма одно название) продавить во Франции трудовую реформу. Власти идут на принцип, бунтующие парижане аналогично. В результате буза в столице Франции продолжается уже несколько недель. Рейтинг Олланда продолжает стремительное падение, а Саркози и Ле Пен потирают руки наблюдая за тем, как "социалисты" собственными руками куют победу правых на следующих выборах. Беспорядки происходят не только в Париже, в Нанте полиция применяла против протестующих слезоточивый газ, выступления проходили в Гренобле, Монпелье и других городах Франции.





Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем Zonger.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #431 от Zonger
Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем Zonger.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
8 года 6 мес. назад #523 от Zonger
25.04.2016 Сербы выбрали ЕС
В Сербии в воскресенье прошли выборы, на которых победили коалиции, возглавляемые действующим премьером Александром Вучичем и главой МИДа Ивицей Дачичем. Их главная цель, которую они ставят перед страной – вступление в ЕС. Регулярные комплименты в адрес России не должны никого обманывать. Эти люди сделали свой выбор и сумели убедить сербский народ в том, что в Европе им будут рады.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
8 года 6 мес. назад #562 от Zonger

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
8 года 6 мес. назад #606 от Zonger
Немецкие СМИ обнародовали секретные документы по соглашению США и ЕС — американцы в роли хозяев
02.05.2016 - 11:00

США оказывают гораздо более серьезное давление на Евросоюз в рамках переговоров по так называемому Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (TTIP), чем считалось ранее, пишет немецкая газета Süddeutsche Zeitung со ссылкой на секретные документы, предоставленные организацией Green Peace.

В частности, Вашингтон грозится урезать импорт автомобилей из стран Евросоюза в случае, если ЕС откажется покупать больше американской сельскохозяйственной продукции.

Одновременно с этим США выказали недовольство по поводу политики Европейского потребительского центра, выступающего против распространения в Европе генетически модифицированных продуктов питания и мяса с гормонами.

Вашингтон требует, чтобы запреты на те или иные продукты действовали только в случае, если их вред здоровью людей доказан научным путем. До публикации этих документов обе стороны переговоров открыто заявляли о том, что США с уважением относятся к опасениям европейцев по этому поводу, однако теперь картина складывается совсем другая, пишет издание.

ЕС запрещает подобные продукты даже при минимальном риске, США — только если кто-то уже пострадал в результате их употребления, уточняет немецкая газета.

«Внимательное изучение документов показало, что почти все страхи, связанные с намерениями США в рамках TTIP по отношению к рынку продуктов питания оказались оправданными», — комментирует ситуацию Клаус Шульц, председатель Федерации потребительских организаций Германии.

Документы также пролили свет на разногласия сторон по поводу правового взаимодействия и законодательного регулирования. США хотят серьезно ограничить влияние европейских законодателей в том, что касается принятия экономических решений.

С точки зрения экспертов, это может оказать серьезный ущерб экологической ситуации в ЕС. Süddeutsche Zeitung приводит следующий пример: в Евросоюзе при изготовлении косметики запрещено использовать 1382 различных химиката, в США — только 11.

«То, что общественности удавалось узнать из этих тайных переговоров до этого, казалось кошмаром. Теперь мы знаем, что это скоро может стать реальностью», — комментирует ситуацию Юрген Книрш, торговый эксперт Green Peace.

Süddeutsche Zeitung отмечает, что благодаря этим документам общественность впервые за три года может узнать, как проходили переговоры по торговому соглашению между США и ЕС. До этого им приходилось только строить предположения.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
6 года 5 мес. назад #3419 от Zonger


О некоторых особенностях экономического роста КНР
Швондер
5 июня, 20:46

О некоторых особенностях экономического роста Китайской Народной Республики.

Из доклада премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва:

«В течение пяти прошедших лет представители всех регионов и ведомств непрерывно углубляли свое политическое сознание, сознание интересов целого, сознание ядра и сознание равнения, всесторонне претворяли в жизнь новую концепцию развития. Именно благодаря этому успешно завершена 12-я пятилетка, и последовательно реализуется программа 13-й пятилетки, в социально-экономическом развитии страны достигнуты результаты, имеющие историческое значение, проведены поистине исторические преобразования.

За пять лет экономическая мощь страны поднялась на новую ступень. ВВП вырос с 54 трлн юаней до 82,7 трлн юаней, среднегодовой прирост составил 7,1%, его доля в мировой экономике выросла с 11,4% до примерно 15%. Вклад Китая в рост мировой экономики превысил 30%. Финансовые доходы увеличились с 11,7 трлн юаней до 17,3 трлн юаней. Среднегодовой прирост потребительских цен составил 1,9% и поддерживался на сравнительно низком уровне. В городах и поселках трудоустроено более 66 млн человек, в нашей огромной стране, где проживает 1,3 млрд человек, обеспечена сравнительно полная занятость населения.

За пять лет серьезные изменения произошли в экономической структуре. Вклад потребления в экономический рост вырос с 54,9% до 58,8%, удельный вес сферы услуг в ВВП вырос с 45,3% до 51,6%, став, таким образом, основной движущей силой, стимулирующей экономический рост. Среднегодовой рост добавленной стоимости в высокотехнологичных отраслях обрабатывающей промышленности составил 11,7%. Зернопроизводящие мощности достигли 600 млн тонн. Коэффициент урбанизации вырос с 52,6% до 58,5%, свыше 80 млн человек мигрирующего сельского населения переведено в состав городского.

За пять лет огромные успехи достигнуты в сфере инновационного развития. В масштабах всего общества среднегодовой прирост инвестиций в НИОКР составил 11%, переместив Китай по этому показателю на второе место в мире вырос с 52,2% до 57,5%. Непрерывно проявляли себя результаты инновационной деятельности в таких важнейших областях, как пилотируемое космоплавание, глубоководное морское зондирование, квантовая связь, большие самолеты и т.д. Сеть высокоскоростных железных дорог, электронная коммерция, мобильные платежи, долевая экономика и т.д. заняли лидирующие позиции в тенденциях мирового развития. Широко внедрена во все отрасли и области практика “Интернет плюс”. По мере бурного развития массовой инновационной и предпринимательской деятельности число ежедневно регистрируемых новых предприятий в среднем увеличилось с более 5 тыс. до свыше 16 тыс. Динамично растущие новые драйверы развития формируют новую архитектонику экономического роста, радикально меняют способы производства и образ жизни людей, став новым показателем инновационного развития Китая.


За пять лет важные шаги сделаны в проведении политики реформ и открытости. Непрерывно идущими вширь и вглубь реформами охвачены все сферы, продемонстрирован прорыв во многих звеньях. Отмечены прорывные сдвиги при проведении реформ в наиболее важных областях и ключевых звеньях, в основном разработана общая схема реформ в ведущих сферах. Работа по упрощению административных процедур, по делегированию полномочий нижестоящим инстанциям при последующем надлежащем контроле, по оптимизации предоставления госуслуг и другие реформаторские меры дали импульс глубокой трансформации правительственных функций, позволили значительно нарастить жизненные силы рынка и творческую активность общества. Ощутимые результаты получены в реализации инициативы “Один пояс - один путь”. Происходит оптимизация структуры внешней торговли и структуры использования иностранного капитала, по количественным показателям этих двух позиций Китай прочно занимает лидирующее место в мире...» (читать полностью — russian.news.cn/2018-03/23/c_137060153.htm).

К опыту Китая нужно относиться внимательно, особенно в пропаганде. Трещать, что в Китае капитализм, означает, как минимум, ставить в заслуги капитализму экономическое развитие КНР. Ни одна капиталистическая страна НИКОГДА не развивалась такими темпами как Китай ВСЮ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННУЮ ИСТОРИЮ. Как до 1979 года, так и после. Причём темпы развития социалистического сектора сейчас ВЫШЕ, чем темпы развития капиталистического. Сказать, что в КПК сидят правые, оппортунисты, рыночники — это ещё не значит доказать, что в КНР капитализм. Признаком определяющим сущность государства является то, в руках КАКОГО класса находится государственная власть, а не господство в стране рынка или частной собственности.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
6 года 3 мес. назад #3565 от Zonger


Либеральный миропорядок под угрозой
Тирион Ланнистер
17 августа

Очередные призывы к мобилизации перед лицом меняющегося миропорядка.

Выстроенный США международный либеральный порядок сталкивается со множеством вызов, в том числе со стороны «возрождающейся России и укрепляющегося Китая», пишет обозреватель Bloomberg Хал Брэндс. Если Вашингтон откажется от своего проекта, то демократический мир расколется, а «авторитарное возрождение» ускорится, предупреждает публицист. Обозреватель Bloomberg: либеральный миропорядок под угрозой — всё дело в США.

Соединённые Штаты во многом способствовали появлению существующего международного либерального порядка. Но сегодня он находится под «шквальным натиском», пишет обозреватель Bloomberg Хал Брэндс.
По его словам, существуют три основных вызова, которые испытывают либеральный порядок на прочность. Во-первых, это нестабильность, создаваемая «авторитарными великими державами» — Россией и Китаем.
Эти страны выиграли, получив доступ к мировому рынку и капиталу. Но они продолжают рассматривать либеральный порядок в качестве барьера. Всё потому, что в его основе ценности, которые угрожают существованию любого «диктаторского режима», и структуры, включая американские альянсы и военные базы, которые ограничивают свободу действия автократов, рассуждает автор статьи.

В последние годы Пекин и Москва стали более могущественными и использовали множество мер, чтобы подорвать либеральный порядок и его правила. Они наращивали военную мощь, «вмешивались» в выборы и вели «информационную войну», продвигали автократию за границей, а Россия даже «напрямую вторглась в другую страну», утверждает Брэндс.

Второй вызов — неадекватный уровень слаженности и сотрудничества стран, которые составляют основу либерального миропорядка. Воплощать этот проект США помогали геополитические коалиции, разделяющие американские ценности и интересы. Но сегодня эти объединения находятся под большим давлением и не выдают желаемых результатов.

Наглядным примером тому может служить НАТО, члены которого не торопятся выполнять свои финансовые обязательства. В более широком плане — брексит, «бесконечные тяготы ЕС», рост популизма, национализма и антилиберализма в европейских странах разрывают сообщество наций, которые долгое время были самыми надёжными партнёрами Вашингтона, обращает внимание колумнист.

Всё это напрямую связанно с третьим вызовом — ослаблением политического и экономического либерализма. Складывается ощущение, что либеральные ценности отступают, а авторитаризм поднимает голову от Латинской Америки до Европы и далее. Протекционистские настроения переживают бум из-за неравномерного экономического роста и чувств культурного замещения. В различных странах ксенофобия, национализм и другие антилиберальные взгляды формируют «токсичную смесь», отмечает Брэндс.

Вместе с тем он призывает не впадать в уныние и заранее не ставить крест на либеральном миропорядке. Ведь он пережил множество проблем в прошлом, в том числе угрозу со стороны «тоталитарного Советского Союза», экономические кризисы и гонку ядерных вооружений.

Для сохранения порядка США и их союзникам необходимо придумать новые стратегии. Их цель — защитить демократические государства, дать отпор автократическим тенденциям и информационной войне, а также сохранить глобализацию в эпоху популизма и протекционизма.

Либерально-демократическим странам придётся принять меры, имеющие болезненный эффект в краткосрочной перспективе. В том числе речь идёт о сокращении экономических связей с Китаем, что позволит снизить их стратегическую и военную уязвимость.

В Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе США и их союзники должны использовать больше ресурсов и теснее сотрудничать, чтобы «удерживать в рамках возрождающуюся Россию и укрепляющийся Китай». При этом Вашингтон должен продолжать играть ведущую роль во всех этих процессах.

«Если США не выступят в поддержку демократических ценностей, авторитарное возрождение ускорится. Если они вернутся к протекционизму, никакая умная политика американских союзников не сможет спасти мировую экономику от ущерба. Если Вашингтон не воспользуется своим дипломатическим влиянием, чтобы решить или по меньшей мере смягчить назревающую в Европе напряжённость, расколы в демократическом мире углубятся», — предупреждает автор статьи.

Иными словам, поясняет он, настоящую опасность представляет решение американского руководства отказаться от либерального порядка. Даже десять лет назад подобный сценарий казался невероятным, но теперь сторонники узкого национализма и сокращения расходов присуствуют на обеих сторонах политического спектра.

«Не будет преувеличением сказать, что либеральный порядок выживет, только если США найдут стремление и решительность его поддерживать. Но для этого, тем не менее, потребуется повторно консолидировать внутреннее политическое согласие, которое порядком поистрепалось в последние годы», — заключает Хал Брэндс.

russian.rt.com/inotv/2018-08-17/Obozreva...nij-miroporyadok-pod - цинк

Так как администрация Белого Дома очевидно не способствует сохранению прежнего миропорядка, а скорее выступает одним из деятельных акторов его разрушения/трансформации, либеральные медиа продолжают призывать истеблишмент сплотиться и защитить великую имперскую миссию по распространению американских интересов под видом либеральных ценностей.
Угроз этому миропорядкe (помимо внутриамериканских) становится все больше, и если каждая из них сама по себе выглядит решаемой (США по прежнему сильнее любого из своих противников по отдельности), то все вместе они образуют огромное давление на ослабевшие институы американского гегемонизма.

Разумеется, автор прав в том смысле, что если США сами не готовы сражаться за уходящий миропорядок, то он обречен. Но теперь, когда кризис американский гегемонии стал очевиден всем, США стоят перед той же проблемой, которые стояли перед Британской Империей периода упадка. Огромная инфраструктура империи подвергается нарастающему военно-политическому, экономическому, национально-культурному давлению извне, а элиты разобщены и поражены болезненными (с точки зрения империи) идеями изоляционизма и облегчения "имперского бремени". Это уже привело к ослаблению американского влияния в ряде регионов мира и нынешние лихорадочные попытки американского военно-политического истеблишмента оказать давление на Китай, Россию, ЕС, Иран, КНДР, Венесуэлу, Турцию и прочих "смутьянов", являются уже не карательной операцией, которая приведет к восстановлению статус-кво путем показательного наказания виновных. Это лихорадочные попытки остановить центробежные тенденции, которые формировались в течение "нулевых", при этом при нехватке дипломатических, идеологических, информационных и политических ресурсов, США все чаще вынуждены полагаться на голую военную и экономическую силу, ибо убедительная сила американского слова (еще недавно, практически непререкаемая для подавляющего числа государств) ныне утеряла свое ультимативное значение и даже какие-нибудь Эрдоганы и Дутерте могут позволить себе то, что еще при Буше-младшем выглядело бы полнейшим оксюмороном.

Пребывая в сладком самоуспокоении, США пропустили момент, когда идеи многополярности из пустой риторики и благих пожеланий, начали обретать форму, подтачивая систему абсолютного господства, которой США упивались практически 15 лет после развала СССР. Ныне, они вынуждены привыкать к ситуации, когда слово Вашингтона уже не несет в себе абсолютной политической или идеологической силы. Да, США по-прежнему в военном отношении сильнее всех, а их экономика уступает лишь Китаю. Но как верно заметил автор, кризис переживают те идеи, которые лежат в основе американской империи и прежде всего этот кризис внутри США. Не преодолев этот внутренний ценностный кризис, США вряд ли смогут что-то существенное предложить для новых ценностных парадигм, которые будут положены в основу нового мирового порядка, где голос из Вашингтона будет уже не истиной в последней инстанции, а всего лишь одним из мнений. США конечно не исчезнут с мировой арены, но их уровень влияния уже врядли вернется к тем значениям, глядя на которые, конъюнктурные политологи и философы прогнозировали век американского господства и конец истории. Господство оказалось исторически скоротечным, а история нового миропорядка только начинается.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
6 года 2 мес. назад #3643 от Zonger


Дела санкционные
Основной
19 сентября,
О делах санкционных.

1. США нанесли новый экономический удар по Китаю объявив о вводе новых пошли на китайские товары на 200 млрд. долларов. Китай ответил пошлинами на 60 млрд. долларов. США грозят обложить пошлинами весь китайский импорт. Так как Китай имеет положительное сальдо торгового баланса с США, то в конечном итоге Китай потеряет в этой войне больше чем США. Белый Дом это знает и пытается давить до упора, рассчитывая, что Китай рано или поздно уступит. Пекин уступать не хочет и всерьез рассматривает варианты ультимативной торговой войны с взаимным повышением пошлин на все товары. Само собой эта война крупнейших экономик мира будет косвенно бить и по всем остальным, включая Европу и Россию. С другой стороны, у нее есть один несомненный долгосрочный плюс - эта торговая война активно разрушает прежние формы экономического взаимодействия в мире поздневашингтонского мироустройства, где Китаю была отведена роль мировой фабрики и поставщика дешевых товаров. Так как глобализм в прежнем виде приказал долго жить, а Китай все сильнее проявляет свои экспансионистские амбиции, США жертвуют элементами прежней структуры экономического взаимодействия, ради попыток затруднить рост китайского экономического и политического влияния в мире. который стал возможен вследствие крепкой экономической базы, которая уже не столь зависит от США. С точки зрения необходимости разрушения прежнего мироустройства, это торговая война необходима и можно лишь пожелать ее дальнейшего развития и углубления.

2. Госдеп США считает, что РФ ничего не будет делать для выполнения британских и американских ультиматумов по "делу Скрипаля", поэтому "химические" санкции представляются неизбежными. Вопрос введения дополнительных санкций со стороны ЕС по этому делу пока находится на уровне консультаций, так как часть европейских стран считает, что уже прошедшей высылки российских дипломатов было вполне достаточно. Но Британия пытается склонить ЕС к новой волне санкций вдобавок к уже имеющимся.
Вполне понятно, что Россия никак не будет признавать себя причастной к клоунскому делу Скрипаля (кстати, где он?), а кол-во уже введенных санкций уже достигла такого количества, что очередной пакет санкций или даже два пакета, уже ничего серьезно в отношениях с США или Британией не меняют. Отсюда и показательный игнор американских претензий на сей счет. США это тоже понимают, но так как политический курс в отношении РФ как стратегического противника США определен, то свою партию в этом вопросе Госдеп доведет до конца, тем более что основные санкции бьющие по экономике РФ будут введены по другой линии.

3. Трамп пообещал не вводить санкции против компаний участвующих в СП-2, чтобы не бить по "европейским партнерам", но России так и эдак достанется после введения второго пакета санкций против энергетических компаний, который скорее будет введен в действие в октябре-ноябре в рамках поэтапной реализации санкций против стратегических противников США. Данное решение де-факто уже поддержано Сенатом и Конгрессом США. Европейский бизнес (в первую очередь немецкий) стеной встал за право покупать газ у России, согласившись лишь оплачивать своеобразную дань Вашингтону путем закупки вообщем то ненужного американского сжиженного газа. В этом отношении Европа остается скорее фрондером, нежели реальным шатателем устоев, как это делают Китай, Россия и Иран.

4. Ну и стоит отметить, что Трамп достаточно комплиментарно отозвался о планах открытия постоянной американской базы в Польше. Документы на тему этого проекта уже выкладывал colonelcassad.livejournal.com/4217417.html - основная фишка - поляки через своих лоббистов в Вашингтоне заманивают американцев тем, что готовы потратить как минимум 2 млрд. долларов на строительство инфраструктуры для американской базы, чтобы снять с американцев часть расходов. С учетом текущего характера отношений США и России, появление новой постоянной американской военной базы в Польше достаточно вероятно. Разумеется (как и все прочее), это могут объяснять "ужасной угрозой нападения России на Польшу и Прибалтику", под вывеской чего на Восточноевропейский ТВД из США уже завели существенные материально-технические ресурсы и создали устойчивую тенденцию наращивания численности и возможностей контингентов США и НАТО на западных границах РФ. Тут ничего принципиально нового нет - этот курс начался еще при Обаме - администрация Трампа тут продолжает уже сформировавшуюся политику в отношении РФ.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
6 года 2 мес. назад #3654 от Zonger


США ввели новые санкции против РФ
Командор
20 сентября, 22:31

На сайте Госдепа выложили документ с очередной порцией санкций.
На сей раз в список попали структуры связанные с Пригожиным и министерством обороны во главе с уже легендарной "ЧВК Вагнер" и "Агенством интернет-исследований", которое обвиняют в том, что оно помогло американцам выбрать Трампа.
( Свернуть )

Additions to Section 231(d) List Regarding the Defense Sector of the Government of the Russian Federation:

PMC Wagner
Oboronlogistika, OOO
Komsomolsk-na-Amur Aviation Production Organization (KNAAPO)

Additions to Section 231(d) List Regarding the Russian Intelligence Sector of the Government of the Russian Federation:

Internet Research Agency LLC
Concord Management and Consulting LLC
Concord Catering
Yevgeniy Viktorovich Prigozhin
Mikhail Ivanovich Bystrov
Mikhail Leonidovich Burchik
Aleksandra Yuryevna Krylova
Anna Vladislavovna Bogacheva
Sergey Pavlovich Polozov
Maria Anatolyevna Bovda
Robert Sergeyevich Bovda
Dzheykhun Nasimi Ogly Aslanov
Vadim Vladimirovich Podkopaev
Gleb Igorevich Vasilchenko
Irina Viktorovna Kaverzina
Vladimir Venkov
Viktor Borisovich Netyksho
Boris Alekseyevich Antonov
Dmitriy Sergeyevich Badin
Ivan Sergeyevich Yermakov
Aleksey Viktorovich Lukashev
Sergey Aleksandrovich Morgachev
Nikolay Yuryevich Kozachek
Pavel Vyacheslavovich Yershov
Artem Andreyevich Malyshev
Aleksandr Vladimirovich Osadchuk
Aleksey Aleksandrovich Potemkin
Anatoliy Sergeyevich Kovalev
Igor Valentinovich Korobov
Sergey Aleksandrovich Gizunov

Санкции подразумевают:

отказ в выдаче экспортных лицензий;
запрет на операции с иностранной валютой под юрисдикцией Соединенных Штатов;
запрет на операции с финансовой системой Соединенных Штатов;
блокирование всего имущества и интересов в собственности в пределах юрисдикции Соединенных Штатов;

www.state.gov/r/pa/prs/ps/2018/09/286077.htm - полный текст на английском на сайте Госдепа США

Как уже писал на днях, ввод новых пакетов санкций по поводу и без объективно неизбежен, так как США не могут заставить РФ изменить свою внешнюю политику в желаемом для Вашингтона ключе.
Значит конфликт будет продолжаться и далее, а санкций будет все больше, больше и больше. Еще в этом году можно ожидать минимум 2 пакета санкций. "За Скрипаля" и против российских энергетических компаний.

PS. И там еще в самом конце интересное - под санкции попал департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР за то, что купил у
России С-400 и Су-35.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум