"Самое худшее, что может произойти - это вступление Украины в ЕС или НАТО до того, как она встретится лицом к лицу со своим прошлым и признает правду"
'Украина, европейская страна, имеет общую со странами Европейского Союза историю и ценности'. Так гласит совместная декларация, составленная по итогам саммита ЕС-Украина, проходившего под председательством Николя Саркози 9 сентября в Париже. Документ этот выглядит, как должным образом оформленное предложение Украине рассмотреть возможность ее вступления в ЕС после 2009 года.
Судя по всему, европейские страны не вынесли должных уроков из катастрофичной авантюры Михаила Саакашвили в Грузии и последовавшей за этим демонстрации силы со стороны России. ЕС упорствует в своем желании видеть в Украине 'европейскую страну', стоящую на пороге Евросоюза.
в лучшем случае 'гордиевым узлом' будущей 'холодной войны', в худшем - театром латентного конфликта, разбираться с которым придется европейцам.
Но вернемся к терминологии вышеупомянутой декларации. Во-первых, 'общая история'. О какой истории собственно идет речь? История на Украине представляет собой сложный континуум, где сильнее, чем где-либо, ощущается наследие Второй мировой войны и советской эпохи, которое до сих пор определяет культурные, географические и идеологические взгляды большинства местного населения.
В столице Крыма Симферополе практически невозможно услышать украинскую речь за исключением случаев, когда нужно поднять на смех 'прозападное' правительство Виктора Ющенко. Крымчане в подавляющем большинстве своем - за исключением, может быть, только татарского меньшинства, которое в свое время принесло клятву верности нацистским завоевателям - считают себя русскими, говорят по-русски и, если и смотрят в сторону Киева, то только с презрением. Нужно отметить, что украинская национальная идентичность по меньшей мере парадоксальна.
Границы страны, будь то на юге с Румынией или на западе с Польшей, перекраивались по мере вторжений и аннексий, предметом которых становилась Украина на протяжении всей своей истории - причем менялись они до такой степени, что возникает вопрос, каков он, точный абрис 'территориальной целостности', упомянутой в декларации, подписанной Евросоюзом в Париже. Вторжение нацистов в июне 1941 года, а также ратифицированная в Ялте советская аннексия необратимо повлияли на эту целостность.
Как бы невероятно это ни звучало, но в то время как Крым целиком и полностью пребывает в ностальгии по СССР, Галиция, когда-то часть Польши, а ныне регион Украины, где очень сильны националистические настроения, с сожалением вспоминает о нацисткой оккупации, что придает своеобразный оттенок понятию 'прозападная' позиция, которой в тех краях явно присущи совершенно другие ценности.
Ярким тому подтверждением служит следующий факт: 27 июля в столице Галиции городе Львова, бывшем Лемберге совместно с местным телеканалом была организована крупная демонстрация в честь УПА, националистического украинского движения, которое сотрудничало с нацистами (прежде чем обернуться против них) и . . . СС 'Галичина', сформированной из украинских нацистов вспомогательной дивизии СС, которая участвовала в карательных операциях против мирного населения, в том числе на территории Югославии.
Нужно было видеть, с какой гордостью город нарядился в цвета дивизии СС, а также свастику на расклеенных плакатах, информирующих о проведении демонстрации - и это в самом сердце страны, которая в будущем станет частью Евросоюза! Это демонстрация вызывает сомнения в так называемых 'общих ценностях', которые мы якобы разделяем с прозападно настроенными украинцами. На Украине выбрать западный лагерь зачастую означает отождествить себя с УПА и СС 'Галичина', настолько противостояние между 'пророссийскими' и 'прозападными' гражданами тесно связано с радикальными антагонизмами, порожденными катастрофами ХХ века.
Правительство Киева до сих пор награждает медалями и знаками отличия этих 'ветеранов' националистических вооруженных формирований; одна из улиц Львова носит имя Степана Бандеры, видного представителя националистического движения 1940-х годов, примкнувшего к немецким 'освободителям' в первые же месяцы нацистского вторжения. Тотальная ликвидация евреев Галиции передвижными карательными бригадами и их украинскими помощниками стала запретной темой, касаться которой не рекомендуется.
Геноцид евреев, в котором замешана значительная часть населения Украины - страницы истории, которые постоянно переписываются на уровне наивысших государственных инстанций. Напомним, что братские могилы, куда сбросили трупы почти миллиона еврейских жертв нацизма, и которыми самым кошмарным образом усыпана практически вся территория Украины были местами памяти только для советских властей и еврейских организаций, только они устанавливали там памятные стелы и памятники. Создается впечатление, что Украину Виктора Ющенко, который руководит смутно демократической и чрезвычайно коррумпированной нацией, меньше заботит память жертв, чем бравурный патриотизм членов СС 'Галичина'.
Эфраим Зуров, директор иерусалимского центра Симона Визенталя, который руководит операцией 'Последний шанс', предоставляющую последнюю возможность предать суду нацистских преступников до их смерти, вступление в ЕС или НАТО позволит Украине и далее упорствовать в нежелании честно и прямо взглянуть в лицо своему прошлому. Подобная ситуация уже имела место в странах Балтии, которые теперь отказываются судить своих военных преступников (интеграция этих стран в ЕС позволила им стереть свое прошлое и начать историю с чистого листа). 'Самое худшее, что может произойти, - считает Эфраим Зуров, - это вступление Украины в ЕС или НАТО до того, как она встретится лицом к лицу со своим прошлым и признает правду. Потому что, как только она станет членом этих организаций, на нее невозможно будет оказывать давление, и битва за память, справедливость и истину будет окончательно проиграна'.
Независимость, обретенная в начале 1990-х годов сателлитами бывшего СССР, лишь на время заморозила гигантские линии разлома - идентификационные, языковые, исторические, географические, - образовывавшиеся на протяжении ХХ века. И можно опасаться, что война за Южную Осетию, станет только прологом будущих длительных конвульсий.
В данной ситуации Европе стоит хорошенько подумать, прежде чем обещать этим странам интеграцию в Европейский Союз. И если уж говорить о вопросах памяти и всего, что имеет отношение к нашей 'общей истории', то почему мы требуем от Турции, чтобы она признала факт геноцида армян перед началом любых переговоров о ее возможном вступлении в ЕС, а с Украины заранее снимаем бремя ответственности за геноцид евреев и происходящую в настоящий момент фальсификацию истории?
В ходе своей избирательной кампании Николя Саркози выступал против интеграции Турции из опасения, как он говорил, что ЕС придется заниматься урегулированием курдского, иракского и сирийского вопросов у самого порога европейского континента. Однако после оценки масштаба всех этих вопросов, как исторических, так и геополитических, становится очевидным, что прием в ЕС таких стран как Украина (или Грузия) вызовет кризисы с еще более тяжкими последствиями.
Микаэль Празан - писатель и режиссер-документалист
Оригинал статьи: http://www.lemonde.fr/opinions/article/2008/09/15/l-ukraine-pays-europeen-pas-evident-par-michael-prazan_1095341_3232.html
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи