Адольф Ющенко: Кровавая демократия
После бряцания оружием в центре Киева и непонятными, но пугающими сообщениями об изменении структуры подчинения некоторых вооруженных формирований Украины вновь возродилась дискуссия «давно минувших дней»: кто же все таки Виктор Ющенко - диктатор или демократ? Кто был прав - авторы скандального изображения Президента в форме СС или «придворные» фотографы, запечатлевшие гаранта со смеющимися детишками и счастливыми верноподданными? Что произойдет дальше - Ющенко скажет «простите, братцы, бес попутал» и вернется в образ интеллигентного европеизированного политика или окончательно сбросит демократическую маску и покажет всем кузькину мать?
Вопрос этот гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. И для Донбасса, и для всей Украины. Потому что тогда жители Украины поймут, кто их Президент - благодетель, безобидный герой народного фольклора или страшная угроза для каждого. Пока все обходилось мирно, но грань между цивилизованным образом жизни и банальным силовым «беспределом» уже очень тонкая. Кажется, что еще чуть-чуть - и чьи-то изнуренные жарой и доведенные до белого каления мозги отключатся, а рука на спусковом крючке дрогнет...
БОЛТЛИВЫЙ ТИРАН
Многие события в истории
можно правильно понять
только тогда, когда известны
характеры лиц,
принимавших в них участие.
Генерал-лейтенант Гюнтер Блюментрит,
«Роковые решения»
К сожалению, если говорить о тиранах и диктаторах, история оставила слишком много негативных примеров для «подражания». Возьмем хотя бы пугало всего человечества и «родителя» самой кровопролитной войны в мировой истории - Адольфа Гитлера. Казалось бы, что общего у Гитлера и Ющенко? Не будем об идеологии - слишком тонкая материя, чтобы о ней судить непредвзято, а тем более - предвзято. Привычка обзывать украинцев «моей нацией» и демонстративное, нахрапистое стремление объявить отечественных пособников упомянутого выше бесноватого Адольфа героями нашего времени - слишком непрямые и неоднозначные свидетельства. К тому же на другой чаше весов заслуги Виктора Ющенко в появлении на свет национальной валюты - гривни - и всемирный ажиотаж в адрес рождающейся демократии. Конечно, сборная Олега Блохина сделала для имиджа страны больше, но и Президент, что ни говори, внес свою лепту в 2004-м. Похмелье наступило позднее. В конце концов, именно показная цивилизованность Ющенко заставила его оппонентов выучить этот противный украинский язык, научиться говорить с жителями Украины на их языке...
Поэтому ну ее, идеологию. Давайте оценим личные качества - поведение, привычки, манеры, способ принятия решений, характер. Так будет точнее.
Итак, Адольф. Рейхслятер Отто Дитрих в книге «12 лет с Гитлером» пишет: «Гитлер неистощим в речах. Говорение - стихия его существования». Министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер в своих «Воспоминаниях» добавляет: «Он говорил без умолку, словно преступник, желающий выговориться и готовый, не страшась опасных для себя последствий, выдать даже прокурору свои самые сокровенные тайны».
Генерал-полковник Курт Цейтцлер, «Роковые решения»: «Как только я прибыл в ставку, Гитлер по своему обыкновению обратился ко мне с многочасовым монологом. Невозможно было перебить его речь».
Ничего не напоминает? Во время первого визита в Донецк Виктор Ющенко поразил всех «краткой» вступительной речью на два с половиной часа. Но оказалось, что нет пределов совершенству, и во время второго визита Гаранта местным чиновникам пришлось слушать начальство восемь часов кряду, причем никого не выпускали даже по чисто физиологическим причинам. Как старомодно выражалась моя бабушка, «носик припудрить».
При этом - удивительная способность говорить о чем угодно, кроме главного. «Зимой 1943 года Рундштедт попытался доложить Гитлеру о действительном положении, сложившемся тогда на Западе, но только потерял время. Беседа в Оберзальцберге, продолжавшаяся 3 часа, на две трети состояла из речи Гитлера, высказывавшего свои взгляды на положение на Восточном фронте, и на одну треть из чаепития, когда официальные разговоры запрещались. Легко представить, что Рундштедт едва усидел в кресле от поднимавшегося в нем бешенства». Это оттуда же, из «Роковых решений».
Или вот еще: «К фельдмаршалам отнеслись с заметным холодком и несколько часов заставили их ждать (ага! - ред.). Наконец, приняв их, Гитлер прочитал им длиннейший монолог относительно результатов, ожидаемых от нового «чудодейственного оружия».
Помните чудесное описание одного из нардепов одной из многих в ходе утомительных переговоров встреч Януковича и Ющенко? Премьер начинает было о политическом кризисе, о компромиссах, о народе, опять же, а Андреич: «А ось за часив Ярослава Мудрого»... И подробно излагает события славного прошлого, включая методы разрешения политических конфликтов путем посажения на кол. Да и журналистам давно известна привычка главы государства порой отвечать совсем не на тот вопрос, который был задан. Причем отвечать пространно, обстоятельно и вычурно.
Короче, ораторские способности у обоих героев были те еще. Альберт Шпеер, «Воспоминания»: «Гитлер зачастую производил впечатление крайне неуравновешенного человека. После долгих, утомительных заседаний монотонный голос Гитлера действовал на нас усыпляюще. У нас буквально слипались веки». Не замечали ничего подобного от Виктора Андреевича в больших дозах?
СИЛА ВОЛИ И ЛЮБІ ДРУЗІ
Насколько ничтожно
большинство военных советников фюрера!
Й. Геббельс, 13 марта 1945 года
Но страсть к разглагольствованию, увы - не единственное сходство между немецким и нынешним украинским лидером. Процесс принятия решений, отношения с ближайшим окружением, система контроля за выполнением своих указаний, сила воли, наконец... Слишком много общего, чтобы успокоиться...
Но тут из груди рвется сам собой крик протеста: как можно сравнивать мягкого и слабохарактерного по всеобщему мнению, Ющенко и диктатора, утопившего в крови весь мир? Но не так все просто. Судя по отзывам современников, Адольф Гитлер отнюдь не был безжалостным и твердым воплощением зла, как его привыкли представлять.
Альберт Шпеер, «Воспоминания»: «Гитлер часто необдуманно подписывал указы, противоречащие ранее изданным, создавая тем самым невообразимую сумятицу... Гитлер проявил полнейшую беспомощность, ибо никак не мог выбрать один из двух вариантов. Он поддерживал то одну, то другую сторону и издавал противоречащие друг другу приказы». Как только автору этих строк попалась на глаза приведенная цитата, сразу появилась мысль: так это ж Андреич! Тем более что она не единственная.
И этот тезис не надо даже доказывать, поскольку именно благодаря противоречивым указам и высказываниям Виктор Ющенко потерял значительную часть кредита доверия, полученного на Майдане. Постоянные метания и страдания с заламыванием рук, скверная режиссура фарсового действа - вот что такое Президент Украины во время принятия важных решений. Недаром о нем в Киеве говорят, что Ющенко выходит из своего кабинета с мнением того, кто последний побывал у него на приеме.
Причин тому несколько. Самая главная - во время принятия решений и тот, и другой жили в каком-то своем мире, который имел мало общего с реальностью. И при этом не давали себе труда как-то изменить эту ситуацию. Хотя последствия руководства страной без точного знания текущей обстановки могут быть только катастрофическими. Вот, например. «Воспоминания солдата» генерал-полковника Гейнца Гудериана. «Он постоянно стремился к тому, чтобы ввести себя и окружающих в заблуждение относительно истинного положения вещей... Он не отдавал себе никакого отчета в том, что говорил и какие решения принимал», - пишет один из стратегов Третьего Рейха. Опять-таки - тождественность Виктору Андреевичу даже доказывать не нужно. Достаточно вспомнить, как во время своего первого визита в Донецк уже после победы на выборах-2004 он сокрушался по поводу отсутствия культуры и искусства на Донетчине, хотя одни из лучших в Украине театров - именно донецкие. Оперный и драматический. Да и не из донецких ли краев звезда первой величины в мировом балете - Вадим Писарев? Но Президент с достойным лучшего применения упорством талдычил о «занепаде» театра в Донбассе....
Да и желания особого разбираться в обстановке, изучать и как-то анализировать ее в уме, у двух лидеров было немного. «В глазах народа фюрер был человеком, который неустанно трудился день и ночь... Насколько я мог наблюдать, он по неделям занимался пустяками... Единожды приняв решение, он возвращался к привычной праздности», - пишет Альберт Шпеер в своих «Воспоминаниях». Так и Виктор Ющенко: то черепки сортирует, то вышиванки коллекционирует, то на пасеку рванет. И между делом не глядя подписывает указы.
Более того - в процессе своего правления оба лидера не хотят даже слушать тех, кто знает действительную расстановку сил. И делают все, чтобы рядом с ними не было людей, которые могут возразить или поправить, подсказать или отказаться выполнять очевидно дурацкое указание.
Альберт Шпеер, «Воспоминания»: «Все решения были уже предопределены заранее. Гитлер всегда соглашался вносить в свои планы только незначительные изменения». Гудериан: «После каждой фразы Гитлера все присутствующие молча кивали головой в знак согласия с ним». И, наконец, «Военно-исторический журнал»: «Заслушав доклады, он сообщал свои решения относительно следующего дня. При этом он лишь иногда прислушивался к предложениям генералов. Как правило, еще до начало оперативного совещания у него было сложившееся мнение». Идентичность модели поведения как нельзя лучше подтвердила история с досрочными выборами: десятки и сотни человек- депутаты, эксперты, юристы, чиновники - говорят Ющенко, что это незаконное, нелогичное и никому не нужное решение, но тот уперся как... В общем, проявил упрямство.
Понятное дело, что негативными качествами командира вовсю пользовались «любі друзі». Не смейтесь, у Гитлера они тоже были. И вели в точности также, как их современные украинские аналоги: за спиной вожака руководили страной, вели свои интриги и даже позволяли себе игнорировать приказания, считая, что к ним это не относится. Генри Пикер, «Застольные разговоры Гитлера»: «Борман заявил в ответ, что выполнение этого приказа отложено до конца войны... Фюрер, который никак не хотел поверить в то, что это его распоряжение до сих пор не выполнено, заявил: ни один государственный служащий не имеет права...». Еще раз сотрите с лица с улыбку: речь шла о том, что фюрер пытался заставить немецких чиновников отделить свои коммерческие интересы от государственных. Среди них тоже водились любители «выиграть» для своих компаний выгодный государственный заказ или за счет налогоплательщиков решать свои проблемы в бизнесе. Ни Гитлеру, ни Ющенко отвадить их от этого не удалось...
P.S. Самую точную и полную оценку немецкому лидеру дал все тот же Гудериан: «Но пусть врачи займутся этим делом. Германскому народу следует только знать, что человек, стоявший во главе его, человек, которому народ так доверял, как ни один народ не доверял никогда ни одному вождю, был больным человеком». Но тут Украина фашистскую Германию перещеголяла напрочь - у нас можно даже бравировать своим нездоровьем и все равно оставаться во главе государства...
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи