Пришлось на наших «первых демократичных выборах» потрудиться наблюдателем. Экстремальное занятие, должна признаться. После этого даже прыжки с парашютом без трусов в заросли кактусов вряд ли вдохновят, не говоря уж о виндсерфинге, фристайле, горных лыжах и прочих игрушках для сытых западных бюргеров.
Прибыла я на участок в одну из киевских больниц ровно к шести утра. Участок грандиозный: аж 126 избирателей. Комиссия оранжевая: Пора-ПРП председатель, в составе НУ, БЮТ, Костенко-Плющ, Черновецкий и т.п. Денечек задался с утра. Видимо, комиссии поступило задание запугать и нейтрализовать наблюдателей, к чему с удовольствием и приступила карга-пористка лет 75 с перекошенным от злобы лицом. Сразу вспомнились детские сказки про Бабу-Ягу.
И пошла кефаль табунами... «Отойдите от урны!», «Вы не имеете права здесь стоять! Я милицию вызову!», «Будете выступать, я вам протоколы не подпишу!», «Я вам информацию давать не обязана!», «Кому сказала, сядьте на место!». «Отключить телефоны!», «Никому никуда не звонить!». И так весь день.
Наблюдатели - публика разношерстная. Основная масса - молодые ребята, далекие от знания законов и пасующие перед подобной наглостью. Мне же ругаться не хотелось, потому поначалу терпела, как китаец «молча делая свое дело».
Немного лучше было во время голосования по палатам. Старички голосовали бодро, что удивительно, сами, даже в реанимации. Жутко путались в простынях бюллетеней, героически искали свои партии. Единственный случай нарушения: медсестра пыталась указать больному, что «галочку надо ставить сюда» (за Юльку). Пресекли.
Основное веселье началось после закрытия участка. Тут уж Яга дала себе волю. Загнав наблюдателей в угол и приказав «Сидеть... лежать... ползти...», принялась считать неиспользованные бюллетени. Любой вопрос сразу же пресекался криком: «Замолчите! Вы мешаете вести заседание! Я вас сейчас удалю! Мне что, милицию позвать?!»
Закрыли зал. Поскольку считала она 126 голосов с 10 вечера до 9 утра, народ начал тихонечко бегать курить в каптерку. Что тут началось! Визги, крики, очередные угрозы всех удалить. В свою очередь, мы потребовали открыть дверь зала и закрыть холл участка, чтобы можно было хотя бы в туалет выйти, не говоря уж о покурить. В чем только нас не обвинили, начиная от нарушения общественного порядка и заканчивая нарушением закона о выборах. И сакраментальное: «Кому не нравится, уходите с участка». Видимо, ради этого все затевалось.
Надо отдать должное наблюдателям, никто не ушел. Завелись.
Дверь зала все же открыли, иначе вся комиссия вместе с наблюдателями померла бы от удушья. Стоило изначально с нами ругаться?
Видя растущее напряжение и предполагая скандал, зампредседателя комиссии распорядилась открыть балкон в наблюдательской каптерке, чтобы мы там курили. Казалось, вопрос решен. Но рыжие провокаторы не унимались.
Начался подсчет голосов. Я подошла к столу, высказав желание наблюдать за подсчетом бюллетеней. Яга:
- Уйдите отсюда! Не стойте над душой! Мы здесь работаем, а Вы мешаете работе комиссии. Знаете, что Вам будет по закону за вмешательство в работу комиссии? Я Вас статуса лишу.
- Прошу прощения, но, в соответствии с законом о выборах, я, как официальный наблюдатель, имею право следить за подсчетом бюллетеней там, где мне это угодно. Я тоже работаю, и прошу не мешать мне.
Грымза, перекосившись от злости, шипит остальным наблюдателям:
- Но больше никто не встанет!!!!!!!!!!!!!!!
Была удивлена, что не встали.
Безусловно, отследив своими глазами каждый бюллетень, я стала первым врагом народа. Что не удивительно, т.к. КПУ набрала 7% голосов, ПСПУ - 3 голоса (и это в Киеве среди 126 избирателей), СДПУ - 2, несуны - всего 16, ПРУ - 23.
Вот тут начались уже беспрецедентные провокации. За мной и некоторыми другими наблюдателями в каптерку начала врываться какая-то истеричка из комиссии, не пожелавшая представиться, и запрещать звонить. Захожу позвонить в штаб. Влетает истеричка:
- Вон отсюда! Ты не будешь здесь курить!
Я стою с телефоном в руках:
- Я звоню в штаб.
- Выйди отсюда!!!!!!!!!!
- Я повторяю, я звоню в штаб. А Вы мне как наблюдателю мешаете. Покиньте помещение.
- Никуда я отсюда не пойду! А ну пошла звонить в коридор!
- Звонить я буду оттуда, откуда мне удобно. А Вы препятствуете деятельности наблюдателя.
- Я отсюда не выйду.
И пытается вырвать у меня телефон. Телефон я отстояла и говорю:
- Ну и отлично. Будем здесь стоять до конца заседания. Мне все равно, а Вы не сможете работать в комиссии.
- Ну, сучка! Я тебе протокол в жизни не подпишу!
Оказалось, подобным образом во время звонков отлавливали не только меня.
Завелась я уже крепко, начинаю составлять акт о препятствовании деятельности наблюдателей, шью статью 157-2 УК. Прозвонившись по штабам, этот документ подписывают 7 наблюдателей, включая одного кандидата в депутаты.
Попутно из штабов подсказали, что, в случае отказа выдать наблюдателям протоколы, мы должны блокировать участок и ждать приезда юристов. Юристы выехали.
Только подписали акт, как слышу, причем от рыжего наблюдателя:
- Голоса посчитали, участок можно открывать?
Вылетаю в центр зала.
- Минуточку! Наблюдателями составлен акт о системных нарушениях на участке путем препятствования деятельности официальных наблюдателей. До рассмотрения жалобы и до момента выдачи нам протоколов с мокрыми печатями участок никто не покинет (до этого нам заявили, что протоколы выдадут только тогда, когда комиссия вернется из окружной и сдаст протоколы и бюллетени, что является грубым нарушением).
Вот это была буря! Я наслушалась, что сюда сейчас приедет комиссия из ЦВК, на меня заведут уголовное дело, меня арестуют за нарушение общественного порядка и отвезут в СИЗО и т.д.
На последнее иронично реагирую:
- Пожалуйста, вызовите милицию. Пусть меня арестуют как наблюдателя от оппозиционной партии. А этот акт я возьму с собой.
Увидев, что пахнет жареным, Яга все же подписала протоколы и швырнула нам в морду.
В этот момент как раз прибыли юристы со съемочной группой от ПРУ. Засняли весь скандал. Яга обзывает меня интриганкой, обвиняет в срыве работы комиссии и т.д. Звучит это все потрясающе:
- Мы этим наблюдателям и стульчики поставили, и водички давали, а они... А эта интриганка так вообще...
Отвечаю:
- Теперь предлагаю заслушать другую сторону. На участке имели место системные нарушения, о чем наблюдателями был составлен соответствующий акт. Зачитываю перед камерой.
У Яги истерика:
- Это клевета!
Начинает выступать комиссия на тему «а они вообще и наглые и курили, а мы устали, а у меня голова болит...» Трогательно.
Снова включаюсь:
- Позвольте ремарку. Меня очень настораживают попытки комиссии перевести разговор в сферу исполнения закона Украины о запрете курения в общественных местах. Сейчас мы рассматриваем нарушение закона о выборах народных депутатов, которое влечет за собой ответственность по ст.157-2 УК. Предлагаю вернуться к теме разговора и требую у комиссии ответа по сути.
После чего поднимается юрист. Заявляет, что наблюдатели имеют право подавать любые жалобы, и интригами это не является. По сути вопроса предлагает, в случае, если фальсификаций не было, прийти к мировому соглашению, т.к. подобные акты ведут за собой длительные разбирательства, не влияя на результаты голосования. На том и порешили после бурного примирения (спасибо зампредседателя комиссии, умному человеку).
Вроде, уже выходим. Встречаю другую наблюдательницу, от «Державы». Перекурили. Что-то меня не отпускает. Говорю: «А давай в территориалку с протоколами съездим».
Выходит комиссия с мешками, машины нет. Изъявляем желание сопровождать протоколы. Последняя надежда Яги:
- У нас места в машине нет.
- Ничего, у меня собственная машина есть. Мы поедем за вами.
Минут через пять комиссия возвращается на участок. Ждем в машине минут 45. Я про себя шифрую, что они там сидят сами, без наблюдателей. За это время можно все переписать. Поднимаемся на участок. Оказалось, все еще веселее. Комиссия в полном составе восседает за столом и бухает. Протоколы и бюллетени валяются на участке, не везутся в окружную комиссию.
Звоню своим:
- Тут такой кадр, приезжайте.
- Да, сейчас будем.
Полчаса нет. Тут уж я психанула, т.к. за ночь звонила трижды с нулевым результатом. Поехала в штаб сдавать протоколы.
Выводы.
1. Один из способов фальсифицировать выборы - нейтрализовать наблюдателей. У нас на участке не прошло, а на других?
2. Наблюдателей нужно подбирать тщательно и долго готовить. Нанять студентов за 100 гривен - пустая трата денег.
3. Оранжевые наблюдатели получили четкие указания не фиксировать нарушения. Мне лично наблюдатель от НУ в ответ на предложение подписать акт сказала: «Нам запретили акты подписывать, иначе зарплату не дадут». Так делаются «демократические и прозрачные выборы».
4. Необходимо в обязательном порядке приказывать наблюдателям сопровождать протоколы в территориальные и окружные комиссии.
5. Родная партия крепко меня подставила. Если бы не приехали регионалы, неизвестно, чем бы все закончилось для наблюдателей. Спрашивается, кому больше надо правильное голосование и фиксация нарушений, мне или партии?
6. Возможности для фальсификаций все-таки не дали, протоколы получили. Нарушения зафиксированы и отсняты.
Но, в общем, понравилось. Интересный опыт.
Ольга Киевская