| Эксклюзив |
Просмотров: 3972
0 Плохо0

Интервью народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, председателя партии «Народная воля Приднестровья», бывшего первого заместителя министра государственной безопасности ПМР О.А. Гудымо корреспонденту интернет-проекта «Я - анти-оранж» А.Горохову


Олег Андреевич, Приднестровье называют осколком СССР, при этом республика находится в информационной блокаде. Чем отличается уклад жизни и хозяйства в Приднестровье от таковых в Украине и России?

То, что Приднестровье так называют, в этом нет ни для кого секрета. У нас действительно сохранились прежние названия улиц, у нас сохранились памятники Ленину. Кирову, Котовскому, Фрунзе и другим деятелям советской эпохи. Мы не боремся ни с памятниками, ни с названиями. Мы не пытаемся исказить историю путем её переписывания. А что касается «осколка СССР», то, в принципе, ПМР - это та часть территории Советского Союза, которая не хотела выходить из состава СССР и активно сопротивлялась уходу вместе с охваченной националистической истерией Молдовой в Румынию. Именно это послужило главной причиной провозглашения независимости Приднестровья, которую мы объявили за год до провозглашения независимости Молдовы. Мы провозгласили образование Приднестровской Молдавской Республики на съезде депутатов всех уровней 2 сентября 1990 года, они - в августе 1991 года.

Что касается уклада жизни. Мы живём не на облаке, поэтому все те процессы, которые происходят в Молдове, в России, в Украине, - на всей территории бывшего Советского Союза - не могли не коснуться и нас. Поэтому сейчас говорить, что в укладе жизни и хозяйстве мы сохранились как осколок Советского Союза, как осколок коммунизма, что мы сохранили советский образ жизни, будет не правильно. К большому сожалению, в Приднестровье произошли те же самые социально-экономические преобразования, которые привели к реставрации капитализма в Украине и России.

В Приднестровье была проведена сначала «малая», а затем и «большая» приватизация, поэтому уклад жизни у нас трансформировался в соответствии с частнособственнической идеологией. То есть это переходное, от социалистического к буржуазному, государство. Другой вопрос в том, что мы сохранили название высшего законодательного органа власти -Верховный Совет, что наши депутаты называются народными депутатами, что на нашем знамени сохранились серп, молот и звезда. А также прочие атрибуты, которые говорят о том, что у нас процесс буржуазных преобразований не набрал такие обороты, как в большинстве других постсоветских государств. И поэтому возможное возвращение обратно, в так называемое «светлое советское прошлое», для нас будет не таким трудным, как в других государствах.

История республики началась с войны, после чего отношения с Молдовой длительное время оставались очень напряжёнными. Как они изменились в последнее время?

Говорить, что что-то заметно изменилось за последнее время, наверное, не приходится. Более того, с 2001 года переговорный процесс на высшем уровне приостановлен и, фактически, отброшен к ситуации 1993 года. Была попытка возобновить его по инициативе Президента Украины, я имею в виду так называемый «План Ющенко», но к позитивным результатам это не привело.

Переговоров, как таковых, на уровне президентов ПМР и РМ, с участием представителей стран-гарантов и посредников, не проводилось с августа 2001 года. Как известно, Владимир Воронин был избран Президентом Молдовы, весной 2001 года. Он довольно резво включился в переговорный процесс, но с контрпродуктивной позиции: «будет только так, как я вам предлагаю». Его активности хватило буквально на несколько месяцев. Поэтому в августе 2001 года переговорный процесс застопорился и началась откровенная конфронтация. Всё положительное, что было достигнуто в ходе переговоров до него, было подвергнуто ревизии. Практически все соглашения и договорённости были преданы молдавским руководством забвению, положены под сукно. В результате это привело к демонтажу той хрупкой конструкции, которая называется урегулированием молдо-приднестровского вооруженного конфликта.

Сейчас, с учётом предвыборной ситуации, Президент Воронин вынужден пойти на сближение с Россией, которая, по-видимому, ему порекомендовала: «Давайте пересматривать отношения с Приднестровьем. Разговаривайте и договаривайтесь». И он вначале провёл телефонный разговор, а 11 апреля этого года и встречу с Игорем Николаевичем Смирновым. Для этого даже приехал в ПМР, в город Бендеры! Но эта встреча проходила в формате обмена мнениями. Игорь Николаевич предложил Воронину заключить Договор о дружбе и сотрудничестве между нашими странами, что, на мой взгляд, является очень разумной мыслью: мы, в конце концов, должны общаться, дружить и делать что-то взаимовыгодное и для Приднестровья, и для Молдовы. Воронин же это предложение проигнорировал и предложил создать рабочие группы, разработать какие-то фрагментарные проекты и так далее. Опять начался такой вялотекущий процесс. В результате, прошло уже четыре месяца, а воз и ныне там.

Плохо это или хорошо, но всё застопорилось по вине Молдовы, потому что они твердят одно и то же: «будет так, как мы решили, как это прописано в законе Молдовы о статусе Приднестровья (этот закон принят Парламентом Молдовы в июле 2005 года), будет автономия, не будет никакой федерации или конфедерации, ничего иного».

Моя точка зрения - надо прекратить притворяться слепыми и глухими и признавать существующие реалии. Есть два государства: одно де-факто существующее, но де-юре не признанное, другое де-юре признанное и де-факто существующее. И надо, чтобы эти два государства начинали сближение между собой. Причем сближение двух самостоятельных и равноправных государств. Чтобы заключались какие-то соглашения, договора, как предлагается нашей стороной. А потом уже решать, как это будет выглядеть: как сосуществование двух независимых государств, или как конфедерация или как договорная федерация. Если это будет мешать дальнейшему позитивному и взаимовыгодному сотрудничеству и развитию, то будем решать, как нам дальше реформировать сосуществование.

Вот такая ситуация в переговорном процессе между Приднестровьем и Молдовой. С моей точки зрения, состояние переговорного процесса особых надежд на перспективу скоротечного решения проблемы наших отношений с Молдовой не подаёт.

Если я Вас правильно понял, риторика о сближении двух республик, наблюдаемая в СМИ, это дань предвыборной кампании в Молдове?

Действительно, компартия Молдовы включилась в предвыборную гонку и пытается на приднестровском вопросе набрать какие-то очки и найти поддержку. Прежде всего - со стороны России.

Но, как только она решит этот вопрос, принуждая Приднестровье к миру на коленях, как только пройдут парламентские и президентские выборы и они сохранят большинство в парламенте и нужную фигуру в президентском кресле, я думаю, правящая элита Молдовы опять начнёт дрейф в сторону Запада. А значит, вновь отклонится от российского вектора, который демонстративно выпячивается сегодня.

То есть это не связано с тем, что Россия на данный момент не признала Приднестровье?

Нет, конечно. Это не связано.

России, безусловно, хотелось бы, чтобы Молдова, связанная пророссийским Приднестровьем, в НАТО не оказалась. Спекулируя на этом, Молдова пытается продать свой нейтральный статус за счёт приобретения Приднестровья. Ну, а насколько долговременный характер сулит столь вынужденное решение - внеблоковый статус в обмен на Приднестровье... На мой взгляд, не долговременный, флюгер молдавской политики поражает своей неустойчивостью.

Насколько я знаю, около 200 тысяч жителей Приднестровья - граждане Украины. Как складываются отношения Приднестровья с Украиной?

На самом деле в Приднестровье официально проживает 80 тысяч граждан Украины. А вот украинцев, включая тех, которые еще не приняли гражданство Украины в силу различных причин, действительно около двухсот тысяч.

Что касается отношений с Украиной.

К большому сожалению, Украина не полностью самостоятельна в принятии внешнеполитических решений, в том числе и в отношении Приднестровья. И в этой связи отношение к нам не вполне соответствуют статусу Украины, как страны-гаранта и посредника в переговорном процессе.

В 1992 году, когда была война, Украина приняла более ста тысяч беженцев из Приднестровья, дала им кров и питание. Что же касается современного состояния, то Украина, под давлением Кишинева и Евросоюза, пошла на принятие непопулярных даже в Украине мер принудительного характера. Это проявилось в экономической блокаде, и появлении представителей Евросоюза на таможенных постах на границе с Приднестровьем.

Хочу подчеркнуть, что решения международных структур не всегда бывают правомочными. Примером тому, нападение на Ирак, где американскими и НАТОвскими оккупантами уже убито около миллиона иракцев. И это не конец смертям и страданиям мирных жителей.

Нас точно также как и перед нападением на Ирак, безосновательно обвиняли в изготовлении и торговле оружием. Положительным моментом усиленного контроля со стороны представителей ЕС на нашей границе с Украиной является то, что эта ложь Молдовы была разоблачена. Однако решение Украины пойти навстречу пожеланиям Евросоюза и принять участие в таможенной блокаде ПМР, привело и продолжает приводить к понижению жизненного уровня наших жителей, в том числе граждан Украины и этнических украинцев, проживающих в Приднестровье.

Я задам, может быть, некорректный вопрос. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы у республики?

Целью и задачей моей партии является реализация результатов референдума 17 сентября 2006 года, на котором жителей Приднестровья спросили: хотите ли вы жить в составе Молдовы или хотите, чтобы Приднестровье было самостоятельным и впоследствии вошло в состав России. И подавляющее большинство - примерно 95% из тех, кто пришёл на референдум, - сказали: «Мы за независимость, мы за республику, мы за вхождение в состав России». То есть ответ на вопросы референдума был однозначным. И поэтому главные лозунги моей партии - «За мир», «За Республику», «За независимость», «За единение с Россией». И мы будем стремиться остаться в славянском сообществе, в славянском геополитическом пространстве, в славянской цивилизации, которая сейчас подвергается испытаниям.

Я уверен, что Приднестровская Молдавская Республика будет признана мировым сообществом, также как уверен в том, что славянская цивилизация будет сохранена и укреплена общими усилиями прогрессивных, патриотических сил Украины, России, Белоруссии и Приднестровья. Убежден, в будущем мы будем жить вместе!

Спасибо. Успехов вам.

Комментарии   

#1 Сергей 1 28.08.2008 16:49
Вопросы по работе системы

Недостаточно прав для комментирования