Украинские политические события не могут не волновать Россию: во-первых, ближайший сосед, расстояние от границы с которым до Москвы составляет всего 500 километров; во-вторых, украинцы - одна из наиболее многочисленных этнических групп жителей России; в-третьих, в России трудится более миллиона граждан Украины; в-четвёртых, историческая близость народов настолько «въелась» в сознание населения обоих государств, что большинство русских и украинцев, не смотря на политические события последних 15 лет, продолжают считать друг друга единым народом. Есть ещё и «в-пятых», и «в-десятых», и «в пятьсот семьдесят шестых».
Поэтому не мудрено, что любой шаг Киева находит столь живой отклик как в российских властных структурах и рядах разномастных политаналитиков, так и рядовых граждан. А уж те, что касаются государственного и территориального устройства или отношения Украины к НАТО - и подавно.
Однако российские политики и политические аналитики грешат тем, за что их справедливо ругают украинские коллеги: в силу сложившихся ещё в годы их советской молодости стереотипов они рассматривают Украину не как субъект международных отношений, а как объект российских политических интересов.
За годы независимости большинство украинцев, как бы они не ругали свои власти, как бы они не были недовольны ситуацией в стране, воспринимают себя жителями самостоятельного государства. Они уже встроились в систему, и любые попытки не только слома этой системы, но и даже разговоры о её сломе воспринимают как посягательства на независимость их государства. Это - сегодняшние реалии Украины, не учитывать которые не только глупо, но и преступно: при общей благожелательности большинства украинцев к России, при осознании общности интересов двух государств и народов, малейшее напоминание о каких-либо российских претензиях к их родине немедленно вызывает резко негативную реакцию вплоть до открытой враждебности.
Именно поэтому любое заявление российских политических деятелей о территориальных претензиях к Украине - красная тряпка не только для «национально свидомых», но и вообще для большинства политически активных граждан Украины. Конечно, за исключением немалой доли традиционно про-российски настроенных жителей Восточной и Южной Украины.
Нет ни малейшего сомнения в том, что российское руководство использует про-российские настроения Юга и Востока Украины в качестве орудия давления на власти Украины. С точки зрения рационализма не использовать такой ресурс было бы глупостью. Но как обычный кухонный нож при неумелом использовании может нанести травму его владельцу, так и розыгрыш «юго-восточной карты» способен серьёзно повредить России, если подходить к делу примитивно и грубо. Тупое искусственное нагнетание напряжённости в Малороссии не только не приведёт к сближению Украины с Россией, но и с огромной долей вероятности подтолкнёт официальный Киев к ускоренному вступлению в НАТО для того, чтобы сохранить целостность государства.
Не стоит забывать о том, что поборники украинского национализма (точнее - шовинизма) имеют монопольное влияние в западных регионах Украины и очень сильное - в центральных. А учитывая их огромную политическую и социальную активность, организованность и непримиримость, можно предположить, чем закончится даже робкая попытка реального присоединения Востока и Юга Украины к России: в лучшем (повторяю - В ЛУЧШЕМ) случае гражданской войной в непосредственной близости от Российских границ, а в худшем - резнёй всех русских и русскоговорящих по всей территории Украины. И то, и другое для России не просто плохо, а смерти подобно.
Такое развитие ситуации потребует от российских властей принятия волевого решения: выступить в защиту русских или нет? Так как опыт последних лет показывает, что российские власти сколь-нибудь заметной политической волей не обременены, предпочитая вздрагивать от каждого окрика из Гааги, Брюсселя и Вашингтона, наиболее вероятен уже отработанный вариант: русских на Украине просто бросят на растерзание. Стоит ли говорить, как это отразится на престиже политических лидеров России в глазах симпатизирующих ей, раскиданных по всему миру, и населения внутри страны?
Ещё хуже, если политическая воля каким-то чудом проявится, и Россия таки вмешается в конфликт, введя миротворческие (или не очень) силы для защиты соотечественников. Пресловутым «мировым сообществом» из Гааги, Брюсселя и Вашингтона это будет воспринято как прямая агрессии. Последствия стандартны: осуждение, вой в СМИ, санкции, резолюция ООН, миротворческая акция НАТО. То есть прямое военное столкновение НАТО и России. Зная нынешнее состояние российских вооружённых сил, военный итог такого столкновения предсказуем. А уж о внешне- и внутриполитических последствиях для России даже говорить не прилично.
С тем, что России НЕ НУЖНА враждебная, про-НАТОвская Украина не спорит никто. Но и надежды на создание СССР-2, в который с песнями вступит Украина или хотя бы её часть - утопическое заблуждение. Подогревать сепаратизм в южных и восточных регионах Украины - значит работать против себя. Ну, не пойдёт Партия Регионов Украины, на которую так надеются московские нео-имперцы, на переход контролируемых ею территорий «под руку Москвы». Хотя бы потому, что это - партия крупного национального капитала, всерьёз опасающегося, что их бизнес тут же сожрут и не поморщатся российские олигархи. Как говорил бывший депутат Госдумы В.С. Григориади, выдвигаясь на пост мэра небольшого уральского городка, «лучше быть головой крошечной птички, чем яйцами слона». Поэтому поддержка лидерами ПРУ противостояния «восток-запад», идеи провозглашения русского как второго государственного языка, анти-НАТОвских настроений для «регионалов» - всего лишь этап борьбы за власть в единой и независимой стране посредством завоевания симпатий электората.
Уже сегодня разница между позициями правящего антироссийского Народного Союза «Наша Украина», блоком Юлии Тимошенко и ПРУ сводится исключительно к степени жёсткости украинской политики к России. Все они - НАЦИОНАЛЬНЫЕ политические силы либерального толка, убеждённые в необходимости сохранения целостности Украины. И любое реальное посягательство на целостность и независимость страны вызовет закономерную и адекватную реакцию и либерал-националистов из НСНУ, и общеукраинских либералов из БЮТ, и региональных либерал-популистов из ПРУ.
Так что же делать российским властям и патриотам-имперцам, чтобы и оставить рычаг влияния на Украину, и избежать кровавых событий в братском государстве, способных разрушить и саму Россию?
Открыть глаза, а не руководствоваться эмоциями и амбициями.
Задуматься о раскладе сил, являющихся реальными союзниками и реальными противниками российских интересов.
Чётко оформить круг этих самых интересов.
Избавиться от апломба и шапкозакидательских настроений.
Запастись благоразумием и терпением.
Зарубить себе на носу: Украина - отдельное независимое государство, силой, обманом или претензиями ни всю её территорию, ни часть, некогда принадлежавшую России, к России не присоединить. Сделать это можно только как в 1654 году, когда украинцы сами осознали, что без России они погибнут. Лет через 10, 20, 100. Когда украинцы СОЗРЕЮТ до такого ДОБРОВОЛЬНОГО решения.
Плюнуть в глаза любому провокатору, который предлагает «забрать» у Украины Крым, Донбасс, Одессу, будь то митинговый патриот-имперец, депутат Госдумы или даже мыслитель Солженицын. Может быть, стратегически они и правы, но тактически они - самые настоящие враги России.
И, конечно же, терпеливо, целенаправленно и твёрдо отстаивать интересы русскоязычного населения Украины, создавая пропагандистский образ, так разрекламированный американцами: «мы своих не бросаем».
Марк Ахметович Тулый
09.06.2006