| Война цивилизаций |
Просмотров: 6922
0 Плохо0

Планы Вашингтона по радикальной реорганизации геополитической ситуации на так называемом Большом Ближнем Востоке входят в завершающую стадию. В своей программной речи 2 февраля Джордж Буш в очередной раз прошелся по Ирану и Сирии. Вопрос о том, какая из этих стран первой попадет под удар США, пока остается без ответа.


Американская пиар-подготовка

По словам президента США, Иран является главным в мире государственным спонсором террора. Но и Сирии досталось не меньше: «Для содействия миру на Большом Ближнем Востоке мы должны противодействовать режимам, которые продолжают укрывать террористов и стремиться к обладанию оружием массового убийства. Сирия все еще позволяет использовать свою территорию и районы Ливана террористам, стремящимся уничтожить все шансы на мир в регионе... Мы рассчитываем, что сирийское правительство прекратит всякую поддержку террора и откроет дверь свободе».

Опережая речь своего президента на неделю, министерство финансов США назвало сирийского гражданина Сулеймана Халида Дарвиша финансистом террористов, обеспечивающим поддержку сетям аз-Заркави и «Аль-Каиды» в Ираке. А глава Пентагона Дональд Рамсфельд, выступая по CNN, заявил, что пока невозможно говорить о точных сроках вывода американских войск из Ирака, так как приходится учитывать степень влияния Ирана и Сирии на повстанческое движение внутри оккупированной страны. По его словам, Тегеран и Дамаск «подбрасывают дрова в огонь иракского восстания».

Кроме того, что Сирии вменяется в вину поддержка террористов в регионе и повстанцев в Ираке, у Дамаска есть еще один большой минус. Здесь по-прежнему правит партия «Баас», идеологически та же, что и в Ираке при Хусейне. Использовать эту параллель в пиар-кампании против Сирии американцам будет очень несложно.

А то, что такая массированная акция уже идет, сомневаться не приходится. В последний месяц мировая пресса наполнилась разнообразными заявлениями пожелавших остаться неназванными представителей американской власти и спецслужб, которые напрямую угрожают Дамаску. В этом же духе выдержаны публикации разнообразных неправительственных аналитических центров. Основной их смысл — война с Сирией неизбежна, и с этим надо смириться.
«Америка может применить самые различные санкции, но только военные действия смогут кардинально решить проблему. На месте Сирии я был бы серьезно обеспокоен», — сообщил изданию The Jerusalem Post высокопоставленный представитель администрации Буша.

Более того, известный британский специалист по Ближнему Востоку Патрик Стил на днях опубликовал материал, в котором, со ссылкой на источник в U.S. National War College, говорится о том, что удар по Сирии должен был быть нанесен еще в конце декабря 2004 года, однако был отложен в связи с возражениями американских военных. При этом, по плану, предпочтение будет отдано массированным бомбардировкам Сирии с воздуха и моря, а не наземной операции.

Как закалялась дамасская сталь

Однако сирийская операция, о которой так много говорится в последнее время, может весьма усложниться по некоторым причинам. В частности, последнее охлаждение отношений между Турцией и Израилем, Турцией и США может привести к тому, что Анкара в очередной раз откажется предоставить свою территорию для нападения на Сирию (об этом также могла идти речь и во время последних российско-турецких встреч на высшем уровне).

Правда, к услугам американцев остается территория Ирака и Иордании. В то же время, это может грозить широкомасштабными действиями против американцев в тылу, в самом Ираке. Ведь, несмотря на практически непреодолимые конфессиональные противоречия, шиитские лидеры Ирака загодя дали ясно понять, что воспримут нападение на Сирию как повод для начала войны против американцев. Весьма вероятно также вовлечение в конфликт Израиля — в той или иной степени.

Хотя американцы могут начать военную операцию против Сирии практически со всех направлений, включая морское, эта страна сможет за себя постоять — по крайней мере, некоторое время, которое будет явно дольше сопротивления режима Хусейна. Сирийская армия является одной из крупнейших в регионе (хотя здесь редкая страна может похвастаться наличием маленькой армии). По разным оценкам, ее численность колеблется между 220 и 400 тыс. человек, а мобилизационный ресурс достигает почти 3 млн. человек.

По количеству бронетехники Сирия мало кому уступает — почти 5000 танков (из которых 1700 — Т-72), то есть в два раза больше, чем было у иракской армии. Военная авиация Сирии составляет порядка 600 единиц. Основная часть — это МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25 (419 единиц), а также МиГ-29А (55 единиц) и более 80 самолетов Су-22 и Су-24. Не исключено также, что именно в Сирию перекочевала часть бывшей саддамовской авиации.

Но, несмотря на внушительную мощь, выражаемую в цифрах, более 80% сирийской военной техники нуждается в модернизации. И возможный ход Москвы по поставкам Дамаску новейших ракетных комплексов «Искандер-Э» (натовское обозначение SS-26) и ПЗРК «Игла» (SA-18) способен полностью смешать карты Вашингтона. Кроме того, в российско-сирийском диалоге речь, возможно, пойдет также о закупках универсальной зенитно-ракетной системы С-300ПМУ1 и дополнительных поставках противотанковых комплексов «Корнет-Э» и «Метис-М». Ранее Москва уже поставила Дамаску зенитно-ракетные системы нового поколения «Бук-М1» и «Тор-М1».

С таким арсеналом Сирия способна будет изрядно потрепать противника как на земле, так и в небе, препятствуя быстрому разрушению своего военного потенциала силами американской авиации. А наличие у Дамаска российских ракет «земля-земля» позволит сирийцам поразить практически любую точку в Израиле, что уже само по себе чревато тяжелейшими осложнениями в регионе, учитывая практически стопроцентную возможность наличия у Израиля ядерного оружия.

«Революционное оружие»

Несмотря на все потенциальные опасности, которые сулит нападение на Сирию, в решимости Белого дома добиваться гегемонии в регионе сомневаться не приходится. Так что не исключено, что, несмотря на все более явные угрозы в адрес Ирана, США в первую очередь возьмутся именно за Сирию.

Ведь возможные поставки новейшего российского вооружения могут сделать военную операцию против этой страны весьма трудновыполнимой и ресурсоемкой. А легко прогнозируемый порыв Сирии перевести военные действия на территорию Израиля — в попытке привлечь на свою сторону арабский мир — еще более осложнит ситуацию. При таком раскладе Вашингтону необходимо как можно быстрее осуществить «демократизацию» Сирии, не дожидаясь изменения нынешней ситуации в пользу Дамаска.

Если бы не последние действия Москвы по усилению своего влияния в регионе, Вашингтон мог бы попытаться не ввязываться в масштабные войсковые операции. После нанесения точечных ударов по военным и промышленным объектам, органам управления и спецслужбам Сирии, в ход могло быть пущено новое «революционное» оружие, уже прошедшее полевые испытания на территории СНГ. Подпитка внутренней оппозиции, а также игра на этнических конфликтах могли бы со временем расшатать режимы в Тегеране и Дамаске.

Но в случае с Сирией Вашингтону придется поспешить — в случае провала «экспорта революции» (что не исключено, учитывая сугубо восточные реалии, на которых грузино-украинская технология пока не апробирована), уже не останется времени для перехода к «плану-2» по прямому военному вмешательству.

Однако, вполне возможно, что американцам вскоре удастся приостановить активизацию российской политики в регионе и продолжить действовать в русле своих первоначальных планов. Этот вопрос может решиться уже в ближайший месяц — 23-25 февраля на российско-американском саммите в Братиславе, где встретятся президенты двух стран.
А пока что Джордж Буш не изменяет самому себе: «А иранскому народу я сегодня говорю: когда вы отстаиваете вашу собственную свободу, Америка с вами».

Самвел Мартиросян. Ереван

Недостаточно прав для комментирования