| Война цивилизаций |
Просмотров: 8184
0 Плохо0

США не оставляют планов по укреплению своего мирового господства. Недавно в Вашингтоне была опубликована обновленная по сравнению с вариантом 2002 г. версия «Стратегии национальной безопасности США». Характерная черта новой редакции - дальнейшая идеологизация внешней политики США. Отныне главным критерием развития отношений Соединенных Штатов с зарубежными государствами будет соответствие или несоответствие поведения той или иной страны американскому пониманию демократии и потребностям борьбы с неугодными режимами, как это видится из Вашингтона.


На эту новую версию последовал довольно жесткий и однозначный ответ российского МИД. На официальном сайте МИД появился комментарий департамента информации и печати. В документе особое внимание обращается на то, что в новой американской «Стратегии» сформулирована заявка на активную демократизаторскую роль США в соседних с Россией странах. Нас будут убеждать, что форсируемый извне демократический прогресс в соседних странах полезен для проживающих там народов.

Достаточно претенциозно звучит «разъяснение», что если Россия будет «мешать» демократическому развитию, то это испортит ее отношения не только с США, но и с Европой. И ни одного слова о партнерском взаимодействии между нашими странами, выстраиванию которого обе стороны посвятили много времени и усилий в соответствии с решениями президентов России и США. О взаимном уважении и учете в практической политике законных интересов друг друга, о равноправии, взаимном доверии, предсказуемости поведения, транспарентности действий. Всё это, с точки зрения российского МИД, касается и политики на постсоветском пространстве.

При всем благородстве провозглашенной в «Стратегии» идеологической установки - повсеместное продвижение демократии - нельзя забывать, что монополии на толкование демократии ни у кого нет и быть не может. Демократическому становлению можно содействовать, но каждая страна проходит свой путь к демократии, как это делали и делают сами Соединенные Штаты, с учетом конкретных исторических и политических условий. Попытки искусственного, и тем более насильственного, насаждения демократии в других государствах не только не могут принести успеха, но и чреваты дискредитацией самой идеи. Поэтому не может не возникнуть впечатления, что популярные лозунги попросту используются в собственных интересах и опираются не на объективный анализ ситуации, не на общие принципы международного права, а на «политическую целесообразность» в собственном понимании.

Реакция МИД показательна. На мягком языке дипломатии Министерство иностранных дел России, по сути, выразило возмущение новой формулировкой американской стратегии по «продвижению демократии». Совершенно справедливо российская власть рассматривает подобные претензии Вашингтона по насаждению своих критериев добра и зла в качестве универсальных нормативов (причем не считаясь с суверенитетом и с национальными интересами других стран) как нечто недопустимое и скандальное. В последнее время Кремль все жестче и яснее озвучивает курс на радикальный отказ от признания планетарной американской гегемонии свершившимся фактом. И за дипломатическим языком легко можно распознать начало серьезной эскалации между ними и нами. Они все более открыто говорят об однополярном мире и своих претензиях на монополию. Мы все отчетливей возражаем и настаиваем на многополярности и укреплении суверенитета.

В России стремительно исчезают последние иллюзии относительно США

В ответ на это во влиятельном американском издании «Форин Аффэрз» была опубликована устрашающая статья военных аналитиков Кира Либера и Дэрила Пресса, где говорилось, что США вновь получили перевес в оружии массового уничтожения, который имели в конце 40-х. Намекая на то, что отставание России в вопросах вооружений фатально, Америка может уничтожить Россию, но при этом сама сохраниться, авторы давали Москве недвусмысленный намек: либо бы принимаете наши правила игры, либо пеняйте на себя.

Так Вашингтон говорил с Югославией, потом с Афганистаном, потом с Ираком. Сегодня в таком тоне ведутся отношения с Ираном. На очереди Беларусь, а за ней следом мы. Чем дольше мы будем настаивать на сохранении нашего суверенитета и на многополярности, тем хуже в глазах американцев будут у нас обстоять дела с демократией. Что ж в России, в нашей власти, в нашем обществе, и даже в нашей интеллигенции стремительно исчезают последние иллюзии относительно США. Все ясно. Яснее некуда.

Нас предупреждают, что надо поклониться новому господину. А если мы будем упрямиться, то нам просто угрожают. Что на этот ответить? Если не хотим быть предателями и опорочить имя нашего поколения позором, нам надо брать курс на национальную мобилизацию. Прочь все условности. Все приобретает слишком серьезный характер.

В Америке не все так хорошо

Однако, как всё чаще выясняется, не всё так хорошо в самой Америке. «США начинают проигрывать» - с таким заголовком вышла статья во влиятельной английской газете «Спиктейтор». В ней автор - Майкл Вулф - отмечает, что в данный момент происходит резкая смена настроений в американской элите касательно ситуации в Ираке. После публикации в «Нью-Йорк Таймс» полного списка погибших американских солдат под патетическим заглавием «Имена мертвых» вспыхнула ожесточенная полемика относительно сходства и различия с вьетнамской войной. На сегодняшний день американские потери в Ираке составили более 2000 человек, что дает 1% от общей численности американских войск, задействованных в операции. По сравнению с Вьетнамом это хороший показатель, там американские потери составляли 10% от общего состава. Но большого оптимизма эти подсчеты не вызвали, поскольку потери растут, а конца военным действиям не видно.

Все чаще раздаются голоса с критикой уверенных победоносных реляций Белого дома и Министерства обороны. Сопротивление иракских повстанцев и не думает стихать, и появляются первые признаки того, что Вашингтон морально готовится к началу переговоров с вождями суннитского сопротивления, что было немыслимо в начале военной операции. Так, генерал Джон Кейси, командующий войсками союзников в Ираке, заявил, что переговоры с суннитскими лидерами уже начались. Когда на последующей за этим заявлением пресс-конференции секретаря безопасности Дональда Рамсфельда попросили уточнить, идет ли речь о лидерах вооруженного сопротивления и «Аль-Каиды», тот нехотя ответил: «Так далеко мы еще не зашли». Но из формы ответа ясно, что «скоро зайдём».

Молодая и дерзкая американская нация явно испытывает недостаток в историческом опыте ведения Большой Игры

Фактор времени дает о себе знать все более остро, и уточнение Рамсфельда относительно того, что восстания в Ираке будут «вспыхивать в течение пяти, шести, восьми, десяти, а то и двенадцати лет», окончательно повергли американскую публику в уныние. Ведь тот же Рамсфельд полгода назад клятвенно обещал покончить с этим к весне, самое позднее к лету. «Спиктейтор» заключает: «У Буша начинают проступать нервные нотки. Второй срок дает о себе знать. Аргументов ему и раньше не хватало, но их недостаток он покрывал решительностью и воинственным духом. Сегодня он начинает оправдываться: «Если не мы их, то они нас...» А это значит перенимать логику врага, становиться на одну доску с ним. Вроде бы во время последнего выступления Буша мы заметили у него слезы. Или показалось?» - завершает английская газета.

Америка усердно строит однополярный мир, но сдается, что она не очень ясно понимает, каким он будет. Вашингтон претендует на мировое господство, но имеет весьма слабое представление, как его осуществлять. Молодая и дерзкая американская нация явно испытывает недостаток в историческом опыте ведения Большой Игры. В том опыте, которым обладали народы и элиты великих империй прошлого: России, Великобритании, Австро-Венгрии, Османской Турции. Новые вызовы и угрозы требуют от нас, русских, одного: активнее включиться в процесс переделки мира, ясно определить свои собственные интересы как в России, так и за ее пределами, обновить наше историческое и геополитическое самосознание.

Недостаточно прав для комментирования