Украинская власть, похоже, попала в замкнутый круг проблем, которые сама и создала. Экономическая и политическая ситуация в стране, по мнению экспертов — как западных, так и российских, — не вызывает оптимизма, наоборот, настроения скептические, а прогнозы нерадужные.
В январе, еще до инаугурации Ющенко и формирования нового правительства, эксперт Ян Бреммер (председатель Eurasia Group) предупреждал инвесторов о политических рисках, советовал не спешить с вложением денег в «оранжевую» Украину. И со страниц The Financial Times называл пять главных потенциальных рисков: трудности с преодолением «раскола в Украине», невосприятие Ющенко в южных и восточных регионах; проблемы Ющенко с поддержкой его шагов в парламенте; назначение премьер-министром сторонницы «жесткого курса» Юлии Тимошенко; преследование т. н. «олигархов»; отказ Ющенко от участия в ЕЭП и усиление напряженности между Россией и Украиной.
Практически Ющенко сделал все, чего, по мнению Яна Бреммера, не должен был делать, и наоборот — те шаги, которые требовалось предпринять (скажем, преодолеть отчуждение между востоком и западом), осуществлены не были. Разочарование и ожидание новых политических потрясений — главный лейтмотив, звучащий ныне в комментариях относительно действий украинской власти.
Андерс Аслунд, директор программы по изучению России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир 10 февраля со страниц The International Herald Tribune излучал полный оптимизм, будущее Украины ему виделось в розово-оранжевом цвете, он писал про «демократического реформатора Виктора Ющенко», который «дал жизнь новой демократической тенденции в посткоммунистическом мире». Соглашаясь с реприватизацией «Криворожстали», Аслунд выражал уверенность, что этим все и ограничится, что удастся «сбалансировать призывы к социальной справедливости с необходимостью укрепить права собственности», что продолжатся реформы западного образца: «Украина для своего экономического развития нуждается скорее в новых приватизациях, чем в реприватизации».
Но уже 18 мая в The Washington Post Аслунд напишет о «предательстве революции». Экономический курс он назовет «по сути социалистическим и популистским», а результаты ужасными: «если в прошлом году темпы роста на Украине составили 12%, то за первые четыре месяца этого года они резко снизились — до 5%, а инфляция выросла до 15%». И укажет: «Самый тяжелый удар по экономике нанесли неясно сформулированные планы правительства в области реприватизации». «Права собственников тысяч предприятий оказались в «подвешенном состоянии», «инвесторы, естественно, приостанавливают капиталовложения, и экономический рост резко замедлился» и т. д. — азбучные, казалось бы, истины. Но они, судя по всему, стали откровением для нынешней украинской власти. Причем процесс, что называется, пошел, и остановить его так же трудно, как горную лавину, сметающую все на своем пути.
«Круглого стола» с олигархами.., чтобы договориться на нем о демократизации экономической жизни, так до сих пор и не получилось», — констатирует немецкая Der Tagesspiegel (03.05.05). «Иностранные дипломаты оценивают «неуверенность» отечественных инвесторов» как «явление негативное для оживления экономики, на которое надеялись». Сомнения и неуверенность бизнеса «заставили некоторых магнатов уже продать часть своей собственности или даже вывести активы за рубеж». «Политику новых правителей, ориентированных на Запад, лишенной противоречий не назовешь», а «Всемирной торговой организации, в которую надеется вступить Украина, могут не понравиться попытки Киева сдерживать цены на бензин и продовольственные товары», — отмечает издание.
«Куда пойдет Украина, вперед или назад?» — задается вопросом американская The Wall Street Journal (04.05.05). Неопределенность в отношении того, «кому чем будет разрешено владеть в предстоящие годы, привела к резкому спаду инвестиций и угрожает стреножить экономику Украины, которая в прошлом году показала самые высокие темпы роста в Европе». А «то, как г-н Ющенко станет решать эту проблему, может иметь последствия, которые выйдут далеко за пределы этой страны». «Дипломаты и аналитики, — подчеркивает газета, — полагают, что эта работа может потребовать... длительного времени».
«От правительства исходит множество противоречивых сообщений, — цитирует The Wall Street Journal Хартмута Якоба, главу украинского филиала инвестиционного банка «Ренессанс-Капитал». — Создаются всевозможные неопределенности». Ему вторит один из руководителей Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс: «очень многие российские инвесторы, крупные и мелкие, собирались инвестировать в Украину после оранжевой революции», но теперь «их напугали, и сегодня они думают дважды». Рынок ценных бумаг в Украине упал на 20% по сравнению с пиком в январе.
Французская Le Point 3 июня в материале «У Ющенко возникли затруднения» пишет, что «кончилось благодатное время»: «Едва прошло сто дней с момента его прихода к власти, как герой украинской «оранжевой революции» столкнулся с серьезными трудностями. Энергетический кризис, конфронтация с Россией, слухи о глубоких разногласиях в правительстве — на Виктора Ющенко свалились все горести». «Свалились» они, конечно, не сами по себе, а ввиду непрофессиональных действий власти. «Еще одна неудача: опоздание с выполнением экономической программы», — констатирует издание.
Украина «в плане крупных капиталовложений этот год уже потеряла», — выразил 1 июня уверенность Юзеф Харес, учредитель австрийско-украинской компании Hares Group, советник Президента Украины по вопросам иностранных инвестиций в интервью «ИнвестГазете». «Серьезных инвестиций в страну не будет до тех пор, пока не пройдут парламентские выборы, не наступит какая-то стабильность — как политическая, так и экономическая», — подчеркнул он. В общем, обещанные масштабные инвестиции и миллионы высокооплачиваемых рабочих мест — все это откладывается до лучших времен, хотя гарантий, что они наступят, конечно, никаких. Одни надежды.
4 июня («Версии») посол Великобритании в Украине Роберт Бринкли посетовал: новой украинской власти «было бы лучше работать более систематично», чтобы «все инициативы, особенно в экономической сфере, были тщательно подготовлены и спланированы, а члены одной правительственной команды не делали противоречивых заявлений». А пока все (в т. ч. иностранные инвесторы) ждут, когда будет «сформирована четкая и ясная политика в отношении так называемой реприватизации», — отметил посол.
Много шума в Украине наделали и недавние заявления Бориса Немцова, советника Ющенко, прозвучавшие 24 мая в Москве в ходе обсуждения доклада того самого Андерса Аслунда об экономической ситуации в Украине. Немцов, как известно, назвал Юлию Тимошенко «наиболее реальным и конкретным врагом украинской государственности».
«В ближайшее время Тимошенко развалит Украину», — заявил Немцов и порекомендовал отправить премьера в оппозицию: «Там ее место, с ней нужно прощаться». Ющенковский советник обвинил Юлию Владимировну в «разжигании чувства ненависти обывателей к мелким олигархам на местах». «Посмотрите на рост ее рейтинга на востоке Украины. Она там популярна. Почему? Потому что апеллирует к бедным, которые традиционно ненавидят богатых», — отметил он, прибавив, что «по данным украинских социологических служб, 75 процентов граждан преисполнены классовой ненависти».
Расшифруем, о чем идет речь. Не исключено, что Тимошенко, используя и даже культивируя известные настроения в обществе, вполне сознательно идет на вышеперечисленные меры нерыночного характер, с тем чтобы заработать себе политический капитал накануне предстоящих парламентских выборов, в т. ч. ценой ухудшения экономического положения в Украине. Тимошенко сознательно идет на достижение тактических выгод (своих личных) в ущерб стратегическим интересам страны. А это в свою очередь означает, что Юлия Владимировна воспринимает свое пребывание в кресле премьера как явление временное — потому, собственно, ее и не очень волнует, что там будет с экономическим положением в стране, скажем, через год — «разгребать» все равно придется ее сменщику.
Более того, если Тимошенко изначально запланировала разрыв с Ющенко, ей даже политически выгодно, чтобы экономическая ситуация впоследствии (после ее ухода из Кабмина) ухудшилась. Само собой, при таких обстоятельствах перспективы совместного участия в выборах партии Ющенко и политической силы Тимошенко невелики. Вполне возможно, Юлия Владимировна намерена повторить нечто вроде пути, который прошел сам Виктор Андреевич к президентской вершине: отставка с поста премьера (в роли «обиженного властью»), победа на парламентских выборах и т. д.
Видимо, с пониманием вышеуказанного и связаны призывы Немцова и Аслунда отправить Тимошенко в отставку — чем скорее, тем лучше (по их мнению — для Ющенко). Аслунд согласился с Немцовым и сказал, что «Виктору Ющенко нужно срочно «забирать» Тимошенко. В Украине будет заговор, если Ющенко «не кончит» Юлию Тимошенко...» По его мнению, «весь ужас в том, что большинство нынешних команд Президента уже перешли на сторону Юлии Тимошенко» (25.05.05, www.ПРАВДА.com.ua). Более того, Аслунд намекнул, что это не только его мнение. Так, он отметил, что в ходе переговоров (в середине мая), которые провел в Брюсселе вице-премьер Анатолий Кинах, ему, по словам эксперта, «во влиятельных европейских политических и экономических кругах было заявлено», что «действия украинского правительства во главе с Юлией Тимошенко очень беспокоят Запад». Не оттого ли Кинах так резко активизировался на публичной арене, причем именно с критикой Тимошенко?..
Отметим еще одну деталь: на судьбу Юлии Владимировны самым непосредственным образом влияет и ее «дело», которое российская прокуратура никак не хочет закрывать. Возможно, если бы россияне это «дело» закрыли, то Тимошенко могла бы «хлопнуть» дверью уже сейчас, демонстративно уйдя в отставку. Однако в таком случае она лишилась бы премьерского иммунитета. В то же время решение вопросов с «уголовными делами», судя по всему, было одной из предвыборных договоренностей и обязательством Виктора Ющенко (назначив Тимошенко премьером, он по сути оградил ее от ареста и международного розыска — как знать, может, на сей счет также имеется секретный протокол). Поэтому отправить ее в отставку, не «закрыв» этот вопрос, ему также трудно.
Не исключено, что Москва тянет с закрытием уголовного дела как раз для того, чтобы сохранить Тимошенко в правительстве, — «работать» с такой «единой» командой, видимо, легче. С другой стороны, россияне, по понятным причинам (в т. ч. внутрироссийского характера), заинтересованы в том, чтобы «оранжевые революционеры» дискредитировали и себя, и все те ожидания «чуда», которые с этой «революцией» были связаны.
Так или иначе все эксперты сходятся во мнении, что конфликт Ющенко — Тимошенко настолько глубок, что преодолеть его практически невозможно. И одному из «медведей» придется покинуть властную «берлогу».
«Медовый месяц бывших революционеров в Украине позади», — констатирует Frankfurter Rundschau (24.05.05), «в кабинете все чаще проявляется соперничество», «некоторые завидуют тому, что популярная Тимошенко занимает такой пост», а иные чувствуют себя «в недостаточной мере вознагражденными за свои революционные заслуги». И хотя пока неясно, «кто одержит верх в схватке внутри кабинета», «Ющенко, считают политологи, придется принимать трудное решение: с кем-то он будет вынужден расстаться»...
«Завидная пара «оранжевой революции», президент Ющенко и его премьер-министр Юлия Тимошенко, вцепились друг другу в волосы», — пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung (25.05.05). «После победы происходит раскол на якобинцев (или большевиков) и на умеренную буржуазию. В Украине эта линия раскола проходит между Тимошенко и Ющенко». Издание напоминает «картину лучших времен»: «26 декабря, после победы на выборах Виктора Ющенко, оба главных руководителя «оранжевой революции» в Украине поют вместе перед сотнями тысяч своих сторонников национальный гимн». Но теперь, «спустя пять месяцев, гармонии в отношениях между ним (Президентом. — Авт.) и премьер-министром как не бывало».
Российские эксперты, более опытные в политических интригах и баталиях на постсоветском пространстве, рисуют не менее мрачные картины. Нервная позиция Ющенко и холодное выжидательное поведение Тимошенко обещает формирование в политической атмосфере Украины мощных «грозовых фронтов», уверено агентство РБК, предрекая серьезный политический кризис осенью (03.06.05). РБК цитирует члена Совета по внешней и оборонной политике полковника ГРУ в отставке Виталия Шлыкова: «В такой переходный период все возможно. Я не уверен, что стороны продумывают свои шаги, а все же больше руководствуются эмоциями, желаниями. Тимошенко — крупная политическая фигура, и задвинуть ее просто так не удастся».
В общем, веселое ожидается время — снова бой, покой нам только снится. Но нам не привыкать — пережили одну «революцию», даст Бог, переживем и другую...
Сергей БУРЛАЧЕНКО