Перспективы Украины
За первые четыре месяца работы новой власти жизнь большей части населения Украины ухудшилась. За следующие четыре месяца, если не случится чудо, ухудшится ещё радикальнее. Власть за это ругать нельзя. Не потому, что Ющенко, Зинченко и Томенко запретили, а из элементарного чувства справедливости. Едва ли не две третьих избирателей, поддержавших Ющенко и подавляющее большинство тех, кто мёрз за него на улицах и площадях украинских городов, содействуя совершению уголовного преступления, именуемого государственный переворот, делали это по глупости, по приколу и назло Кучме. Нет ничего удивительного в том, что избранный таким электоратом (или назначенный Маляренко-Давидовичем и компанией) президент также по приколу, по глупости и назло Кучме назначил министров и губернаторов, занявшись, при их помощи, сведением счетов со своими и своих друзей обидчиками.
Революции, а удавшийся переворот - и есть революция, никогда не приносили народу ни мира, ни процветания. Только расхлебав их последствия, второе или третье поколение восстанавливало нормальную жизнь. На первом этапе, до конца февраля 2005 года, результаты «майдана» можно было скорее назвать дворцовым переворотом (в восемнадцатом веке применялся термин «дворцовая революция»), чем революцией в истинном смысле слова. Поменялись местами две группировки одной и той же элиты. Всё равно, как вместо Иоанна Антоновича на российский престол гвардейцы возвели Елизавету Петровну - на Камчатке об этом узнали через два года и жизнь от этого ничуть не изменилась.
Однако в последние два месяца действия новой власти становятся всё более и более революционными. Украинские Ходорковские, Березовские и Гусинские считаются уже десятками, не останавливается череда странных «самоубийств», а в последнее время и откровенных убийств чиновников разных уровней, служивших прежнему режиму. Резко изменены внешняя и экономическая политика, причём все изменения имеют отчётливый привкус наступления на национальную экономику, контролируемую бизнесом от прежней власти.
Нарастает давление на СМИ, а общество подвергается топорной, но массированной идеологической обработке. Пришедший у власти режим радикализируется.
Прослеживается и определённая взаимозависимость. Чем меньше реальных успехов и чем больше очевидных провалов, тем лживее, демагогичнее и радикальнее становится власть. Разделённые на несколько группировок лидеры «майдана» явно поставили перед собой сверхзадачу - любой ценой выиграть парламентские выборы.
При этом, выиграть каждая из групп стремится не только у старой власти, ушедшей в оппозицию, но и у своих союзников-конкурентов.
Пока, пользуясь слабостью и раздробленностью сил новой оппозиции, отсутствием у неё яркого и авторитетного лидера, каждая из властных группировок пытается решать свои задачи (экономические, политические и пропагандистские) за счёт ресурсов проигравшей стороны. Не исключено, что если бы экономика демонстрировала бы хоть маленькие, но успехи, а уровень жизни, вместо набирающего скорость падения, хотя бы остановился на достигнутом к ноябрю 2004 года, таким образом можно было бы дотянуть и до парламентских выборов 2006 года, сохраняя относительную внутриполитическую стабильность. Однако, в создавшейся ситуации, точка бифуркации, когда дестабилизация станет необратимой, а кризисные явления начнут развиваться в геометрической прогрессии, будет пройдена ещё в августе-октябре.
Для того, чтобы не превратить народную поддержку в безоглядную ненависть власти постоянно нужен виновник её неудач. Олигархи и перекупщики, нефтетрейдеры и «салотрейдеры», «саботажники» всех мастей и оттенков вместе с «наследием преступного режима» могут мешать уверенной поступи народной власти сто дней, пол года, но вряд ли больше. До марта 2006 года «дело Гонгадзе», «отравление Ющенко» и пискуновско-луценковские махинации с законом вряд ли дотянут. Понадобятся козлы отпущения из собственных рядов. Иосиф Виссарионович тоже начинал, с буржуазных спецов, нэпманов, кулаков и троцкистов, а закончил Кировым, Орджоникидзе, красными маршалами и «любимцем партии Бухарчиком».
Похоже, что во власти это поняли даже самые недалёкие её представители. Выдав Кабмину, точнее Тимошенко, индульгенцию за первые сто дней работы, Ющенко начал пиариться так, будто у него послезавтра четвёртый тур президентских выборов. До этого предпочитавший учить «майданной демократии» европейцев и американцев, кубинцев и белорусов, отец гривни и надежда нации прочно оккупировал телевизор. Домохозяйки должны были рыдать слезами, величиной с голубиное яйцо, слушая как их президент два часа рассказывал о своей скромности в быту и требованиях к функциональности кабинета. Совпавшая с Первым мая Пасха и празднование Дня Победы - также оказались прекрасными поводами порассуждать на вечнолюбимую выходцами из села в первом-втором поколениях (каковых в украинском обществе не менее 60%), что «ежели, к примеру, человек вчёный...» и далее по тексту.
Киевская помаранчевая тусовка, слушая откровения «совести нации», всё более и более склоняется на сторону Тимошенко (регионалов и эсдеков эти люди не поддержат просто потому, что тогда надо будет свернув амбиции в трубочку и засунув куда подальше, признать собственную глупость образца осени 2004 года). Также показывают рост её популярности традиционные фокус-группы соцопросов. Последние до Хоруживки и прочих Мухосрансков просто не добираются. Но ющенковский пиар не такой уж безнадёжный. Большая часть электората в тонкостях опросных формулировок не разбирается - ещё со времён обучения в сельской школе (которую чуть ли не все окончили с отличием) они помнят в среднем сто слов. Человек, употребляющий более сложные конструкции, чем короткое простое повествовательное предложение представляется им заумным задавакой. Ющенко для них свой парень, даже не директор, как Кучма, а банкир от сохи, любящий кич и лубок. Любой пастух с полонын знает, что если бы ему удалось «нацарюваты» сто долларов, он бы тоже купил себе блестящий костюм и долгими зимними вечерами, за кружкой самогона, учил бы соседей жить.
Таким образом, можно вычесть избирателей крайних восточных областей - базу Партии Регионов, Юга и Крыма, где будут сражаться между собой КПУ и маргиналы вроде НДП и ПППУ. Центральные (преимущественно левобережные) области, а также северо-восток - район битвы за избирателя между БЮТ, СПУ и ПСПУ. На Запад же от Житомира живёт преимущественно ющенковский избиратель, упрямый как носорог и неприхотливый, как монгольская лошадь. Конечно, попробуют собрать урожай со всей страны СДПУ(о), «трудовики» и литвиновская Народная партия, но, как бы ни сложилась их парламентская судьба, значительных изменений в общую расстановку сил они не внесут.
Такой расклад вполне удовлетворителен для Тимошенко и Мороза, которые привыкли к политическим манёврам, а их политическая гибкость может служить примером, достойным включения в учебники. Это, однако, абсолютно неприемлемо для Ющенко с его твердолобой НСНУ, которая ещё в 2002 году, будучи просто «Нашей Украиной» действовала по принципу или всё, или ничего.
Если личная партия Ющенко не будет доминировать в парламенте пятого созыва - Виктор Андреевич автоматически становится отыгранной картой. Легитимность его президентства настолько сомнительна, что об этом не постеснялся публично заявить министр обороны России С.Иванов. Этот политик - доверенное лицо Путина в российском военном ведомстве редко делает общеполитические заявления, но ещё ни одно из его высказываний не было официально дезавуировано Кремлём, наоборот, все они быстро становились официальной позицией России. С избранием нового парламента и назначением ответственного перед ним Кабмина, все органы государственной власти получают повышенную легитимность по сравнению с президентом.
Ющенко уже обкатывает возможность отмены политреформы «по инициативе какой-нибудь политической силы». Однако если это будет сила, непосредственно с ним связанная или какие-нибудь политические маргиналы, вроде Тягныбока, уши «отца украинской демократии» будут слишком откровенно торчать из этой афёры и вызовут сопротивление абсолютно всех политических элит, уже поставивших на партийные выборы.
Взамен Виктор Андреевич приобретёт, разве что, союз с А.Волковым и прочими политическими неудачниками.
Есть вариант проведения референдума не по политической реформе, а с вопросом о доверии лично президенту, но это не решает проблемы утраты полномочий.
В такой ситуации, хочет Виктор Андреевич или нет, но ответственным за все провалы новой власти станет он, вместе со своим ближайшим окружением. А министров-ющенковцев, вроде «юриста» Зварыча вычистит из правительства и из бизнеса любая власть.
У этой пока ещё влиятельной группы остаётся один выход: убрать Тимошенко с поста Премьера задолго до выборов и заменить её либо в доску своим Порошенко, либо не имеющим политического веса Кинахом, который вынужден будет есть из президентских рук и уже на этой базе: по просьбе правительства, губерний и народа рубить политреформу. В идеале поначалу лучше просто немножко отложить её вступление в силу (например, до начала работы нового парламента), а по ходу дела, воспользовавшись админресурсом, постараться достичь в этом парламенте абсолютного большинства и уж после этого окончательно перекраивать под себя Конституцию.
Это решение технологично и вполне осуществимо силами кабинетных стратегов вроде Зинченко и Порошенко.
Но у Юлии Владимировны есть ряд неприятных особенностей: она не любит проигрывать, не желает становиться козлом (или козой) отпущения и может организовать ещё десяток «майданов», не остановившись, при этом, перед кровопролитием. Посему для любых антитимошенковских демаршей надо контролировать столицу. Янукович, кстати, вынужден был отдать Ющенко победу только потому, что пренебрёг этой аксиомой - контролирующий столицу, контролирует страну.
Не исключено, что подкоп, сооружаемый Банковой под Омлельченко связан именно с желанием посадить на его место своего человека. Но нет гарантии, что этого «своего» изберут киевляне, особенно, если против него будет выдвинута кандидатура от Тимошенко. Кроме того, пока суть да дело - время пройдет и некогда будет приводить в действие остальную цепочку.
Таким образом, так или иначе, политическая необходимость, усугубляемая кризисными явлениями в экономике, объективно подталкивает президентское окружение к использованию силовых, антиконституционных средств решения проблемы власти. Учитывая, что прошедшие выборы и так показали раскол страны по линии Днепра - такое решение чревато гражданской войной, но другого выхода у Ющенко нет. Иначе можно быстро оказаться в положении Кучмы, дающего показания в Генпрокуратуре. Понятно, что и насельникам Банковой судьба Кравченко и Крипы не улыбается.
Результат может оказаться троякий:
1. Быстрое поражение пропрезидентских путчистов и возвращение к курсу правительств Кинаха и Януковича на основе общеолигархического консенсуса.
2. Победа Ющенко, политическое и финансово-экономическое уничтожение конкурентов и установление в Украине авторитарной диктатуры лет на десять-пятнадцать.
3. Быстрый развал страны на две-четыре части, с возможным переходом некоторых приграничных регионов под суверенитет соседних государств.
Выбор за нами?
Владимир Павленко