100 дней работы Кабмина
Забавно было наблюдать как Ющенко и Тимошенко изощрялись в перекладывании ответственности за первую стодневку правительственной деятельности. Юлия Владимировна, в лучших традициях «преступного режима» просто заявила, что это Кабмин В.Ющенко и работает он исключительно под руководством президента, его же указания претворяя в жизнь. Ну совершенно так же, как Юлия Владимировна с Виктором Андреевичем в 2000-м году: «Правительство Президента Кучмы, под мудрым руководством Президента Кучмы, продвигаясь дорогой реформ, проводимых по инициативе Президента Кучмы, заботится о повышении благосостояния маленького украинца, как учит Президент Кучма».
В свою очередь Виктор Андреевич объяснил соратникам, что подводить итоги ста дней вообще некорректно, поскольку с таким наследием как оставил преступный режим за столь короткий срок не разобраться. Ясное дело, Кучме тоже, чтобы разобраться десять лет понадобилось. Из них первые пять он только «учился работать президентом». Теперь пришёл новый двоечник.
Президенту Кучме улучшать благосостояние, повышать жизненный уровень и побеждать коррупцию мешало страшное наследие 70-и лет коммунистической власти. Президенту Ющенко мешает ужасное наследие преступного режима.
Предшественников, конечно, грешно не лягнуть, но лучше бы Виктор Андреевич ссылался на Советскую власть. В стране уже выросло поколение, ничего не знающее о бесплатной медицине, бесплатном образовании, обязательном трудоустройстве, зарплатах, позволявших не только питаться, но и регулярно обновлять гардероб, отдыхать на ЮБК или на Кавказе, о почти бесплатных коммунальных услугах и услугах связи, а также о многом другом. А вот о том, чем отличались последние полтора года преступного режима, от первых ста дней народной власти подавляющая часть населения страны знает не понаслышке.
О том, что если бы преступный режим обращался с тогдашней оппозицией как народная власть, то половина сегодняшних руководителей страны была бы мертва, а вторая половина - на нарах, мы умолчим. В конце концов, народу, по большому счёту, всё равно кто из власть имущих кого и за какие грехи посадил. Правда, Луценко с Пискуном дай волю, скоро и до самого, что ни на есть «маленького украинца» очередь дойдёт, но тюрьмы у нас и так переполнены, а на новые денег нет, так что Бог даст - повторения ГУЛАГа не будет.
Остановимся на конкретных достижениях народной власти. Рост тарифов на грузоперевозки, снижение таможенных пошлин, повышение налоговых ставок (в том числе введённых задним числом для мелкого и среднего бизнеса), увеличение норматива обязательного отчисления в бюджет от прибыли предприятий с долей государственного участия на 15-35%, снижение курса доллара по отношению к гривне - всё это не мероприятия, направленные на борьбу с олигархами-экспортёрами, с целью заставит их поделиться сверхдоходами с маленьким украинцем, а удушение национальной экономики при помощи эмоционально-непрофессионального управления.
Даже, если Ахметов или Пинчук, сумеют вынуть из своих нынешних активов 10% их стоимости и уедут жить в Европу или Россию, они всё равно будут уважаемыми абрамовичами. Только ахметовские денежки будут инвестированы не в «Шахтёр», а в какой-нибудь «Шальке-04», а пинчуковские - не в галерею современного искусства в Киеве, а в Лувр или в лондонскую «Национальную галерею». Более того, они могут купить трубные или металлургические предприятия в Польше или Венгрии, как это сделал Тарута и импортировать эту продукцию в Украину, то есть - станут импортёрами. Что тогда, правительство будет опускать гривню и повышать ставки таможенных пошлин, чтобы досадить неполиткорректным олигархам?
Между тем, деньги, изъятые преследуемыми отечественными олигархами, просто будут работать не на украинскую, а на какую-нибудь другую экономику. Украинские же заводы будут закрываться, а предприниматели - сворачивать свой бизнес. В результате, уже вырос уровень даже официально зарегистрированной безработицы. Вместо пяти миллионов новых рабочих мест, обещанных Ющенко, страна получила за первый квартал рост безработицы на 0,1%. Даже если не учитывать, что реальная безработица всегда больше официальной и растёт более высокими темпами - это значит, что при сохранении существующей динамики к концу года официальная безработица может превысить 4%. И это без учёта угрозы массового сокращения производства. Сколько же людей окажутся выброшенными на улицу, если олигархи прекратят борьбу с правительством за свою собственность, а просто переведут в деньги то, что ещё можно спасти, а остальное бросят на произвол судьбы? К этому добавятся работники сферы животноводства, которое рискует быть уничтоженным из-за снижения до 10% таможенных пошлин на мясо. Правительство вновь превращает Украину в рынок сбыта для аргентинских, австралийских и новозеландских фермеров. Надо думать за коровками и свинками настанет черёд птицы: дешёвые «ножки Буша» по логике правящей команды, тоже лучше более дорогой отечественной курятины. Затем придёт очередь зернопроизводителей, поскольку с гибелью животноводства и птицеводства исчезнет надобность в кормовом зерне. Погибшее сельское хозяйство перестанет интересоваться продукцией машиностроения и далее, по цепочке.
Между тем и компенсировать потери на внутреннем рынке за счёт рынка внешнего, товаропроизводители не смогут, поскольку экспортные возможности национального производителя подрезает сильная гривня.
Во время Великой депрессии в США разорились сотни крупных предпринимателей и тысячи мелких предпринимателей, а на улицах оказалось 30 миллионов рабочих. Это при том, что в те годы женщины не имели обыкновения работать, а общество не учитывало неработающих домохозяек в качестве безработных. Практика показывает, что разорившийся олигарх - всё равно миллионер (вспомним Лазаренко и Тимошенко, у которых, если им верить, режим Кучмы «отнял всё»), а вот лишившийся работы токар или мелкий предприниматель, дело котрого было погублено налогами немедлено из разряда сравнительно благополучних людей переходит в разряд нищих. Экономический же кризи страшен тем, что каждый день количество нищих увеличивается, а количество благополучних граждан, которым есть что терять - сокращается. В результате кризис очень быстро принимает принимает характер политического, а политическая дестабилизация оказывает дополнительное негативное влияние на экономику. Как тяжело разорвать этот порочных круг, общество могло убедиться в 1992-1996 годах. Однако тогда власти обладали ещё относительно большим кредитом доверия. Место скомпрометированного политика занимал новый и люди были склонны терпеть. Сегодня же, только успевший немного вздохнуть народ, вновь возвращается в ситуацию 1994 года: без денег, без работы, без перспектив, причём делают это политики, бывшие последними в длинной череде тех, кому народ поверил и разочаровался.
В данном случае, речь идёт уже не о том, как долго продержится Кабмин Тимошенко и действующая власть вообще с такой экономической политикой. Более корректен вопрос: сколько осталось украинской независимости?
Владимир Павленко