Там были все: и Ющенко с Порошенко и Тимошенко, и Зинченко с Третьяковым, и Литвин с Морозом, и Пинзеник с Безсмертным, - и называлось это действо "Всеукраинское собрание представителей местного самоуправления" и было организовано упомянутым Романом Петровичем Безсмертным, очевидно, в ответ на слухи о том, что Пётр Алексеевич Порошенко уже согласовал с президентом отставку главного административно-территориального реформатора.
Виктор Андреевич сообщил собравшимся, что без административно-территориальной реформы мы в Европу не попадём. Роман Петрович предложил ввести пять новых регионов, пообещав, что от этого в стране увеличиться жизненный уровень. У новых губернаторов уж точно уровень вырастет дальше некуда. На этом реформаторская конкретика закончилась и расталкивая друг друга локтями высокие гости слёта начали кричать с трибуны о наболевшем.
А.Омельченко требовал отменить партийные списки при выборах местного самоуправления и вернуть любимую мажоритарку - партийных выдвиженцев, мол, ротировать трудно. Владимир Михайлович Литвин, со своей природной афористичностью посоветовал киевскому мэру самому ротироваться и вообще думать, что говоришь, а то иногда лучше жевать. Александр Александрович Мороз требовал убрать грязные руки народной власти от политической реформы. Виктор Андреевич Сан Саныча невнятно успокаивал, крестясь на иконы, что реформу не тронут, хоть её и продавливал антинародный режим. При этом, на одну фразу о том, что президент не будет посягать на любимое детище Мороза, приходилось десять о том, какой этот ребёнок уродливый, как тяжко проходили роды в революционной Раде под угрозой гражданской войны, как несправедливо это решение по отношению к истинно народному президенту и т.д. Сан Саныч вряд ли успокоился, тем более, что в кулуарах шастал Зинченко - большой любитель референдумов.
Неизвестно, планировали ли гарвардские и сорбонские стратеги Александра Алексеевича убедить губернаторов-рефоматоров, потребовать от Виктора Андреевича поставить крест на политреформе, как антинародном заговоре преступного режима, бандитских олигархов и продажных социалистов или просто прицениться хотели.
Тимошенко вроде как политреформа жить не мешает: её БЮТ, в отличие от ющенковско-безсмертновского НСНУ, - партия быстро растущего рейтинга, да и сама премьерша набирает очки, подчищая электорат своего старшего партнёра по коалиции. Порошенко со своей "Солидарностью", служащей становым хребтом НСНУ, которая, как и предыдущие партии, предыдущей власти, не может получить меньше традиционных 10-15%, даже если к тому времени президентский рейтинг самого Виктора Андреевича будет неотличим от нуля, тоже от политреформы серьёзно пострадать не должен. Пётр Алексеевич будет контролировать одну из крупнейших парламентских фракций и, даже если Юлия Владимировна сумеет сохранить за собой пост Премьера, Порошенко, опираясь на президента и НСНУ, будет оказывать не меньшее влияние на политический ландшафт, чем сейчас. Для этого ему только надо будет пугать Юлию Владимировну признаком парламентской коалиции НСНУ с СПУ, "цивилизованными оппозиционерами", вроде Коновалюка, и Народной партией Литвина. В конце концов, судьба самой "Нашей Украины" в Верховной Раде 4-го созыва доказала, что самая большая фракция ещё не гарантирует контроля над Радой и, тем более, участия в формировании исполнительных структур, а БЮТ ещё только предстоит попытаться создать самую большую фракцию.
Таким образом, представители правящей коалиции, собравшиеся во дворце "Украина" выяснили, что в их рядах существуют серьёзные различия во мнениях по вопросу о политреформе, а уж об административной - и подавно.
Понятно, что партитура В.Ющенко, клявшегося в приверженности идеалам реформы, была написана П.Порошенко, с чьего голоса Президент и пел. В данном случае Пётр Алексеевич солидарен с А.Морозом. Не исключено, что уже сейчас он лоббирует Сан Саныча. в качестве будущего сокоалиционера с НСНУ, вместо Ю.Тимошеко. Для убеждения президента у П.Порошенко есть неотразимый аргумент - Юлия Владимировна явно затмевает самого народного из глав государств.
Позиция Зинченко, который как раз накануне съезда требовал референдума по реформе тоже понятно. В пореформенной Украине госсекретарь не возвращающегося из-за границы президента не будет возглавлять делегацию в Ливию, а попытки порулить ведомствами по телефону, будут натыкаться на вопрос: "А ты кто такой?". Более того, соратники, имеющие собственные партии, вполне могут решить, что лишний рот у корыта, даже такой скромный, как у Александра Алексеевича, им не к чему, и законодательно ограничить штат, финансирование и объёмы полномочий президентской канцелярии.
Третью группу представляет Омельченко - это региональные лидеры, которым значительно проще контролировать в ходе своих выборов депутатов-мажоритарщиков, чем представителей общенациональных партий. Они готовы костьми лечь за возвращение смешанной, а лучше - чисто мажоритарной системы на региональных выборах, поэтому их значительно больше интересует административно-территориальная реформа в чистом виде и они готовы поддержать ту группировку противостоящих друг другу по вопросу о политреформе представителей центральной власти, которая пойдёт навстречу их скромным требованиям.
Чётвёртая группа - Р.Бессмертный и правительственные занимающиеся конкретной работой по подготовке законопроектов по административно-территориальной реформе. Их интерес заключается в том, чтобы пробить под любым предлогом изменение территориального деления страны. Поскольку автоматически будет меняться и карта избирательных округов - главные претенденты на выборах в центральные и местные структуры власти, независимо от сохранения пропорционалки или введения мажоритарки окажутся зависимы от Романа Петровича и его группы никому неизвестных товарищей, нарезающих новые округа. Объективно, этой группе ближе позиция сторонников политреформы. Последним выгодно, чтобы она вступила в силу с сентября текущего года - практически не остаётся времени для игр в отмену реформы и будет время отформатировать под будущие выборы Верховную Раду и исполнительную власть. Административным же реформаторам необходимо как можно быстрее пропихнуть свою реформу через Верховную Раду, поскольку после марта 2006 года, независимо от сохранения или изменения сути админреформы, внедрять её, а значит, и стричь купоны, будет отнюдь не Роман Безсмертный.
Судя по всему, Юлия Тимошенко, чьё положение определяется шатким балансом сил внутри правящей коалиции, пока не решилась нарушить этот баланс в пользу одной или другой группировки. Её высказывания по поводу политреформы были достаточно обтекаемы для того, чтобы можно было проследить последовательность со времён "майдана", когда Юлия Владимировна была ярой противницей ограничения прав и свобод новоизбранного президента. В то же время, они не являлись настолько определёнными как предложения А.Зинченко и не вызвали острой реакции того же Мороза. С достаточной определенностью Юлия Владимировна поддержала только требования губернаторов о возвращении смешанной системы. Это понятно - на ближайших парламентских выборах админресурс сыграет самую, что ни на есть существенную роль.
В конце концов, заседатели "Украины" решили создать клуб, по преодолению противоречий, который будет называться "Национальный совет по вопросам местного самоуправления и регионального развития". В нем президент видит "центр мобилизации интеллекта, генерации идей и поддержки инициатив снизу". Короче, это та банка, где в которой Ющенко предоставляет возможность своим соратникам выяснить, кто из них самый сильный паук, а кто "мешает нам жить". Интересно, какую идею генерирует и какую инициативу снизу первой выдвинет мобилизованный интеллект?
В. Павленко