Первый месяц работы нового правительства, помимо непрерывных кадровых перетрясок, реально не ознаменовался ничем. Очень сложно в таких условиях говорить о реальной экономической политике КМУ.
С самого начала деятельности правительства Тимошенко, очень сложно было дать какие-то оценки курса, которым оно собирается идти. Программа правительства, которая была утверждена вместе с кандидатурой премьера, выступала в роли индульгенции, обеспечивающей годичный иммунитет, но совсем не в роли реального программного документа.
То, что программу подготовили практически за одну ночь, конечно, делает честь ее составителям, но очень сложно из такой программы понять, чего же в действительности хочет правительство.
Дискуссия о рыночном фундаментализме, на который якобы ориентирован экономический курс и президента Ющенко и премьера Тимошенко, не имеет под собой никакой реальной почвы по единственной причине. Экономический курс новой власти непонятен даже для самой власти. Пытаться увязать экономический курс правительства с теми или иными рыночными моделями нельзя по причине того, что остается совершенно неясным - кто и как собирается формировать саму экономическую идеологию. Вполне возможно, что она будет формироваться лично премьером, также нельзя исключить, что в формировании идеологии будут принимать участие министр финансов и министр экономики.
Никаких ярких экономистов в окружении главы кабинета министров замечено не было. Если президент Ющенко назначил своим внештатным советником достаточно самобытного экономиста Пасхавера, то правительство обходится что называется «своими силами».
Прежде всего об экономической политике правительства можно судить по начавшейся кампании реприватизации с пугающим обнародованием разного рода списка объектов, подлежащих изъятию у нынешних собственников. То, что такая ситуация вносит хаос в экономическую жизнь страны - очевидно. Как очевидно и то, что в страну, в которой происходит масштабный передел собственности, вряд ли пойдет реальный иностранный капитал. Кроме всего прочего, ни для кого не секрет, что причиной реприватизации является банальное желание свести счеты с прежней властью, а никак не желание «навести порядок», пополнить «государственный бюджет» и т.д.
Реприватизация знаковых объектов типа «Криворожстали» и «Укррудпрома» потянет за собой целый ряд других процессов, которые совершенно не будут способствовать не только улучшению экономического климата в стране и выполнению задачи пополнения государственного бюджета, но и приведут к состоянию неуверенности в социальной сфере.
Нападки гуманитарного вице-премьера на киевское «Динамо» привели к тому, что акции всемирно известного футбольного клуба и гордости Украины оказались под арестом. При этом никого не интересует - можно ли юридически национализировать киевское «Динамо», которое даже в советское время никогда не было в собственности государства, а относилось к собственности спортивных товариществ и обществ. Однако, брошенный вице-премьером клич нашел вполне старательных исполнителей и процесс пошел. Здесь мы умышленно не будем касаться кампании борьбы все того же вице-премьера с Табачником и Кобзоном, но по уровню продуманности - это действия одного порядка.
Борьба с бизнесинтересами старой власти также уже привела к проблемам в облэнерго, отнюдь не улучшающим развитие национальной экономики. Если страна находится в ожидании массового мщения старой власти, то всегда находятся добровольцы, которые готовы не только принять участие в таком мщении, но и получить от него ощутимые выгоды.
Встреча премьера и экономического блока КМУ с отдельными предпринимателями и обещания существенно снизить импортный тариф, равно как и увольнения на таможне также относятся скорее к популизму, чем к явным очертаниям экономического курса правительства. Относительно самой встречи остаются неясными критерии, по которым отбирался состав ее участников - уж очень он напоминал проверенностью и лояльностью не только былые встречи президента Кучмы с разного рода «представителями общественности», но и уже забытую практику советских партхозактивов.
И напоследок. Первый скандал с министром юстиции Зваричем и попавшая в прессу проблема отмены реэкспорта нефти также показала, что новое правительство не чуждо учета и личных коммерческих интересов. Сначала желание подать в отставку, а потом острое нежелание этого делать, и вскрывшиеся обстоятельства личной заинтересованности... вполне возможно - это только первый звоночек.
Андрей Фролов |