Нет, как вам это нравится? Ребята проходят в парламент по партийным спискам, при этом демонстрируют рост по сравнению с предыдущим результатом 2007 года чуть ли не в два раза (!) и при этом умудряются проиграть во всех 225 мажоритарных округах! Как? Как это возможно? Каждый десятый избиратель голосовал за Компартию! Осознанно голосовал! Так почему же её кандидаты по мажоритарке вчистую проиграли эти выборы? Все партии, попавшие в парламент по спискам, провели в Верховную Раду мажоритарщиков. Несмотря на все россказни о «свирепствующем админресурсе». И «Батькивщина», и «УДАР», и ВО «Свобода». Не говоря уже о Партии регионов. И только КПУ продемонстрировала полнейшую импотенцию в одномандатных округах.
Давайте разберёмся, почему так произошло.
Ну, во-первых, в этот раз бессменный лидер и, по сути, владелец КПУ Пётр Симоненко из первых секретарей обкомов Компартии взял в список лишь луганчанина Спиридона Килинкарова. При том что Килинкаров в «красном» Луганске вполне мог и победить на округе. Но там ведь «регионы», на Луганщине-то! Зачем с ними ссориться? Пущай Спиридон Павлович идёт в список — так и овцы целы, и волки сыты. А вот остальным многолетним соратникам Петр Николаевич предложил показать, на что они годятся, в мажоритарных округах. Показали. Не годятся ни на что. И как по мне, этот финт — гениальное решение проблемы партийного балласта. Всё-таки Симоненко не даром столько лет в политике, опыт не пропьёшь и в казино не проиграешь. Ну а в список такой уважаемой партии как КПУ всегда найдётся, кого взять.
Во-вторых, эти выборы стали лишним доказательством того, о чём только ленивый не говорит и не пишет уже лет пять: КПУ работает в плотной спайке с партией власти. И, по всей видимости, мы можем сегодня говорить о неких договорённостях, согласно которым «капэушникам» нельзя было побеждать на одномандатных округах. Мол, берите своё по спискам и будет вам коалиция с привычными партнёрами в новой Раде. А чего вам ещё надо? Все свои прошли, лидер КПУ остался в политике, а идея… Что идея? Кому нужна эта ваша коммунистическая идея в капиталистической Украине, когда вокруг столько всего интересного? Например, новые технологии строительства роскошных загородных коттеджей. Или свежие веяния в моде на мужские ремни с золотыми пряжками…
В-третьих, несмотря на колоссальное количество наружной рекламы (и астрономические денежные средства, на неё потраченные) руководство КПУ не удосужилось выделить своим кандидатам-мажоритарщикам сколько-нибудь приемлемые избирательные бюджеты. Ну, вы понимаете: на тысячи бордов деньги нашлись (и какие деньги!..), а выделить по три копейки хотя бы наиболее сильным кандидатам не удосужились. Почему? Читаем предыдущий абзац.
Конечно, на Центральный Комитет партии надейся, а сам не плошай. В ряде округов можно было победить и без финансовой помощи ЦК, своими силами. Ну вот скажите, кто мешал ветеранше украинского парламента Алле Александровской выиграть в 170-м округе у «регионала» Дмитрия Святаша? Вдумайтесь: эта дама три созыва тусовалась в Раде, но всегда — всегда! – избиралась туда по партийным спискам. У неё были все возможности победить в свой дебютный мажоритарный «сезон», но на округе нужно начинать работать не за полгода до выборов, а за десять лет — как это делал её оппонент. Понятно, что она проиграла. Ведь мажоритарка — это не кулуарные интриги и не аппаратная борьба за место в списке. На округе нужно работать, нужно рвать и метать, а не надеяться на авось!
Симоненко, кстати, уже ратует за отмену пропорциональной системы. Оно и понятно: не можешь выиграть по правилам — попробуй изменить правила.
Нельзя не видеть очевидного: КПУ обуржуазилась и плотно срослась с олигархическими кругами, а местами и сама вошла в эти круги. Ни о каких революциях, ни о каком коммунизме с этими людьми не может быть и речи. Им хорошо в партии, в списках, в парламенте. Там тепло и комфортно. И можно играть в политику. Но вот беда: политика не ограничивается стенами парламента. И если завтра, не приведи Зевс, нас ожидает политика баррикад, то этим стареющим дядям и тётям там делать нечего. Да и не пойдут они на баррикады — ибо что оппортунистам и конформистам там делать?
Константин Долгов, специально для интернет-издания «Глагол»