| Украина в борьбе |
Просмотров: 8299
0 Плохо0

Несмотря на усилия официальной пропаганды 7-ое ноября остается праздничным днем не только для коммунистов. Многие из тех, кому внушают недоверие к идеалам Октября, продолжают отмечать её годовщину. Обычно это пытаются объяснить тем, что этот праздник, дескать, утратил идеологическое содержание, и теперь воспринимается как часть укоренившейся традиции. В действительности, годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции остается праздником идеологическим, и никакие опошления ни в силах изменить этот факт.


Но идеология праздника после гибели социалистического строя значительно изменилась. Раньше в этот день было принято гордиться прошлыми достижениями и мечтать о будущих перспективах. Сегодня - вспоминают о том времени, когда наш народ был активным участником всемирного исторического процесса и лидером мирового прогресса. Вернется ли празднику его прежнее содержание, зависит, прежде всего, от нас самих. Если этого не произойдет, историческая судьба украинского народа будет чрезвычайно тяжелой. В определенном смысле нашим союзником является время. Оно помогает яснее увидеть достижения советского общества, развеивает мифы, до сих пор владеющие многими умами, безжалостно показывает, в какой идеологической и социальной грязи мы оказались.

Пожалуй, нигде так резко не проходит граница между советским обществом и нынешним, как в массовых представлениях, в том, что общество думает о себе, какие цели перед собой ставит. Советские люди (без всякого преувеличения) чувствовали себя творцами истории и строителями нового мира. Общество видело своей целью создание справедливого социального строя. Даже те, кто равнодушно или скептически относился к социалистической идеологии, чувствовали, что участвуют в общем деле, работают ради общего блага, помогая своим трудом решить важные проблемы национального развития.

Человек, заявивший, что его ничего не интересует, кроме денег, а его единственное желание - разбогатеть, считался бы моральным уродом. Тот, кто начал бы выставлять напоказ собственное богатство, оказался бы изгоем. О коррупционерах и казнокрадах и говорить не приходится - только чудо могло помешать им оказаться на скамье подсудимых. Научные, технические, социальные, культурные достижения социалистического общества вызывали всеобщую гордость, их не могли отрицать даже те, кто выступал с критикой советского строя.

Сейчас в общественном сознании картина прямо противоположная. Общество ощущает свою отсталость, ущербность и историческую обреченность, неспособность преодолеть все увеличивающийся разрыв, отделяющий от ранее достигнутого. Цель развития видится в том, чтобы оказаться включенными в мировую экономическую и политическую систему в качестве сателлита США и западноевропейских государств. Смысл жизни сводится к приобретению высокого потребительского статуса, а тот, кто не сумел его добиться (то есть большая часть общества) представляется неудачником.

При этом средства приобретения богатства значения не имеют. Само же материальное благосостояние является настолько завидной вещью, что его нужно демонстрировать при каждом удобном случае. Гордость за собственную историю и культуру сводится в нынешней Украине к безграмотным националистическим лозунгам, безнравственным шовинистическим выходкам и безответственным попыткам лишить граждан собственной страны права получать образование и обмениваться информацией на русском языке.

Бесполезно было бы искать объяснение подобным представлениям в национальном менталитете или в каких-то особых душевных качествах нашего народа, якобы заставляющих его играть подчиненную роль. Достаточно посмотреть на список высших партийных и хозяйственных деятелей советского периода, советских военачальников и ведущих ученых, чтобы убедиться в том, что представители Украины умеют принимать и воплощать решения, от которых зависит положение дел в мире, предлагать смелые идеи и бесстрашно смотреть в будущее. Нынешние идеология и мораль украинского общества типичны для полуколоний, являющихся сырьевыми придатками развитых государств. Для стран, роль которых в мировой экономике сводится к поставкам сырья и к импорту морально устаревающих товаров.

Как же так получилось, что наш народ внезапно превратился в одно из «периферийных обществ», не играющих самостоятельной роли в мировой экономической и политической системе? При этом наша страна не потерпела военного поражения, на нас не обрушились невиданные стихийные бедствия и эпидемии, а образовательный уровень общества по-прежнему несколько выше, чем в ряде развитых стран. Объяснить происходящую с нами катастрофу можно только одним: разрывом исторических и культурных связей, вызвавшим шоковое состояние общества. Оно уже начинает осознавать действительное положение дел, но пока не решается признать, что вырваться из нынешней ситуации, возможно, только решительно отказавшись от курса, проводившегося последние пятнадцать лет.

Для того чтобы вернуться в число мировых лидеров, нужно приступить к восстановлению социальной справедливости, народовластия и интернационалистского внешнеполитического курса. Для этого необходимо добиться изменения экономической, финансовой и социально-политической системы в соответствии с общественными и общенациональными интересами.

Казалось бы, зачем дело встало? Нынешний правящий класс и связанные с ним социальные слои составляют ничтожное меньшинство, к тому же раздираемое внутренними противоречиями. Отстранить его от власти возможно, просто объяснив людям, что нынешний курс ведет к катастрофе, а восстановление социалистических принципов позволить поднять экономику и резко повысить качество жизни. К сожалению, мы надолго оказались во власти иллюзий.

Мы полагали, что наши требования и предложения настолько очевидны, что стоит трудящимся только узнать о них, как они тут же поддержат нас на выборах, позволив нам приступить к первоочередным социальным преобразованиям. Понадобилось несколько жестоких электоральных неудач, чтобы мы убедились в том, что официальная пропаганда действительно пользуется успехом. Дело не в какой-то её особой тонкости или изощренности. Она действует, потому что падает на заранее подготовленную почву.

Обществу тяжело признаться себе в том, что пятнадцать лет страданий и лишений были напрасными. Что сейчас у нашего народа исторические перспективы намного хуже, чем были накануне распада СССР. Мы должны заставить народ осознать действительные реалии современного мира и начать государственное строительство, сообразуясь с ними. Мы должны доказать, что подлинная независимость может быть достигнута только в братском союзе с родственными по культуре и языку народами. В противном случае усиливающийся кризис позднекапиталистического строя, больнее всего бьющий по странам «периферии», поставит наш народ на грань уничтожения.

Джемс О'Конноли, герой ирландского рабочего движения, умерший за свободу своей страны, сказал, что можно сколько угодно провозглашать независимость, но без установления социалистической республики она окажется всего лишь ширмой, скрывающей господство иностранных банков и корпораций. Это необходимо помнить всем, кто утверждает, что социалистическое строительство якобы помешало росту национального самосознания украинского народа.

Без Октябрьской революции наш народ, да и многие другие народы Восточной Европы, утратили бы национальную культуру и идентичность. Тому, кто не верит, что сейчас мы вновь столкнулись с этой угрозой, я могу только посоветовать посмотреть какой-нибудь из музыкальных каналов или купить молодежный глянцевый журнал.

Признав, что с нами произошла катастрофа, последствия которой были только усилены экономическими и политическими решениями последних лет, наше общество сделает чрезвычайно важный шаг. Но что делать дальше? Как нам приступить к восстановлению народовластия и социальной справедливости? Может быть, лучше всего было бы в точности восстановить уничтоженное советское общество? Подобные призывы можно услышать довольно часто. Несложно понять, чем они вызваны: кажется, что проще всего вернуть достижения советского строя, полностью восстановив его социальные институты и экономические отношения.

Однако подобная стратегия представляется ошибочной. Нужно осознать, что вернуться в состояние, предшествующее катастрофе, невозможно. Нельзя после землетрясения восстановить ландшафт, существовавший до начала стихийного бедствия, или поднять лес, поваленный ураганом. Радикалы, выдвигающие утопические лозунги и пытающиеся делать вид, что все разрушительные последствия можно устранить «росчерком пера», своими призывами только помогают власти закрепить нынешнее положение.

Да, наш народ никому не давал полномочий ни на уничтожение союзного государства, ни на ликвидацию социалистического строя. Напротив, наши сограждане в подавляющем большинстве твердо верили, что грядущие преобразования укрепят социальную справедливость и откроют простор для творческой свободы. Если наше общество в чем и виновато, то только в собственной наивности и в незнании реалий современного мира. Нам нельзя повторять прежние ошибки, игнорировать как массовые настроения в собственной стране, так и глобальные экономические и культурные процессы.

К сожалению, в последние годы резко снизилось общественное влияние принципов коллективизма и социальной солидарности, зато резко выросла роль личного благосостояния. После разрушения СССР, мировая экономическая система оказалась под контролем мировой олигархии, отдельные группировки которой начали борьбу за геополитическое господство. В мире усилились межцивилизационные противоречия, которые на национальном уровне часто переходят в межэтнические и межконфессиональные столкновения.

Это резко ограничивает нашу свободу действий, заставляет нас уделять повышенное внимание решению сиюминутных, конкретных задач. Подобная ситуация требует от нас взаимодействия с другими политическими силами, стремящимися предотвратить превращение Украины в сырьевой придаток развитых стран, прекратить разрушение национальной культуры и остановить курс на выход из пространства восточнославянской цивилизации.

Сформировать политический союз нельзя, не учитывая в полной мере интересы партнеров. Но ни в коем случае нельзя терять из виду нашу основную цель: утверждение в общественной и государственной жизни идеалов социальной справедливости, интернационализма и народовластия. Несмотря на олигархическое засилье и разрушительное внешнее влияние, необходимо решительно и последовательно добиваться возвращения социальных прав и гарантий.

Нам необходима реалистическая стратегия выхода из кризиса, направленная на возвращении нашему народу права на самостоятельное развитие, гордости за свое прошлое и уверенности в дне завтрашнем. Реализация такой стратегии невозможна без перехода к социалистическому строительству. Значит, нам необходимо, как можно скорее развенчать мифы, созданные официальной пропагандой вокруг социалистического строя, объяснить обществу, что именно отказ от социалистических принципов и стал главной причиной катастрофы.

Такой оценке событий начала 90-х всеми силами противится нынешняя правящая верхушка. Это вполне объяснимо, пытаясь внушить обществу, что капиталистическому строю нет альтернативы, она пытается сделать легитимным нынешний социально-экономический курс и обосновать собственное стремление втащить Украину в евро-атлантическое пространство. Украинская правящая верхушка только номинально живет в нашей стране. В действительности, она ощущает себя частью элиты западного мира, ориентируется на интересы мировой олигархии и всеми силами старается заслужить её одобрение.

К несчастью, патриотические и социально ориентированные политические силы бывших советских республик на протяжении 90-х годов были слишком слабы, чтобы помешать курсу на разобщение постсоветских государств, проводившемуся под диктовку политической бюрократии развитых стран и руководства международных финансовых институтов. Но сейчас в некоторых постсоветских государствах (в том числе и в Украине) появилась часть правящей элиты, заинтересованной в сохранении национального суверенитета. Большую роль на постсоветском пространстве стала играть Белоруссия, сохранившая общенародную собственность, социально ориентированную экономику, проводящая внешнеполитический курс, направленный на сохранение восточнославянской цивилизации.

Кроме того, изменилась ситуация в мире. Подорвано могущество мировой олигархии. Возникли новые возможности для борьбы за социальный прогресс благодаря появлению новых социалистических государств в Латинской Америке (Венесуэлы и Боливии), усилению конфликтов между группировками мировой олигархии и кризису неолиберальной экономической модели. За последние пятнадцать лет социалистический Китай занял одну из ведущих позиций в мировой экономической системе.

При этом решения последнего Пленума ЦК КПК окончательно ставят крест на всех рассуждениях о том, что китайское руководство готово свернуть с социалистического пути развития. Это значит, что у нас появились сильные союзники. Но, к несчастью, резко выросли угрозы для нашей страны, которой становится все труднее сохранять экономический и культурный потенциал, доставшийся нам в наследство от советской эпохи. Господство мировой олигархии резко усилило все конфликты, - межэтнические, межконфессиональные и межрегиональные, - в странах «третьего мира» (в числе которых оказалась и сегодняшняя Украина), - и обострило противоречия между ними.

На межгосударственном уровне республикам бывшего СССР становится все труднее договориться о самых простых вещах. Это связано с тем, что нынешняя правящая верхушка может управлять исключительно манипулятивными средствами. Она стремиться убедить общество в том, что нынешний строй значительно более демократичный, чем советский. Она желает изобразить выгодный ей курс как защиту национальные интересы и представить развитие в качестве сырьевого придатка и части «мировой периферии» как воплощение вековых чаяний нашего народа.

Поэтому перед нами сейчас стоит задача разоблачения мифов, которые используются правящей верхушкой для манипуляции общественным мнением, для сдерживания естественного недовольства установившимся порядком.

Что же составляет основу нынешней официальной пропаганды?

Во-первых, утверждается о том, что построение социалистического общества представляло разрыв с историческими традициями народа Украины и остановило его национальное развитие. Это совершенно циничная ложь, не считающаяся с историческими фактами. Она подается в одной упаковке вместе с попытками выдать стихийное бедствие, страшный голод конца 20-х - начала 30-х годов, за спланированную акцию «геноцида» украинского народа и представить бандитов, убивавших мирных граждан, борцами за национальную независимость. Подобные вымыслы нагромождаются друг на друга для того, чтобы скрыть, что именно в составе СССР различные этнические группы украинцев смогли соединиться в рамках одного государства. В советский период был совершен колоссальный рывок в развитии украинского языка и культуры, были обеспечены условия для воплощения богатых возможностей её украино-язычной и русско-язычной составляющих.

Во-вторых, навязывается мнение о том, что советское общество было менее демократичным, чем сегодняшнее. При этом забывают указать, что в советском и буржуазном обществе действуют разные формы демократии. В советском обществе демократия была прямой и осуществлялась непосредственно. Трудящиеся могли участвовать в управлении производством. При планировании объектов социальной инфраструктуры власти ориентировались, прежде всего, на общественные потребности. Огромное значение придавалось выступлениям в печати, на которые принято было немедленно реагировать. Это помогало сдерживать бюрократический произвол. Существовали различные механизмы общественного, партийного и профсоюзного контроля, заставлявшие чиновников всех уровней руководствоваться, прежде всего, общественными интересами.

При этом была ограничена политическая демократия и свобода распространения информации, что, начиная с 60-х годов, превратилось в опасный пережиток предшествующей эпохи, мешающий дальнейшему развитию. Сейчас, как институты политической демократии вроде бы функционируют. Но увеличилось ли благодаря этому влияние общества на решения власти? Ответ на этот вопрос, к сожалению, очевиден.

Если судить, исходя из критерия, который, на мой взгляд, является решающим для определения степени демократичности любого общества, по уровню защищенности фундаментальных социальных прав, то обнаружится, что по сравнению с советским периодом мы сделали гигантский шаг назад. Советские социальные правовые гарантии предоставлялись, независимо от желания личности. Человека буквально заставляли пользоваться ежегодным отпуском и лечиться в случае болезни, даже если он этого не хотел. Сейчас реализации своих социальных прав доступна лишь незначительному меньшинству, входящему в правящую верхушку или непосредственно примыкающему к ней.

В-третьих, нас пытаются убедить в том, что социалистический строй сдерживает индивидуальную инициативу и мешает творческой свободе значительно сильнее, чем рыночный капитализм. Действительно, в советском обществе сдерживалась частная инициатива, направленная на частное обогащение. Возможно, что в данной сфере ограничения были излишне жесткими, хотя теперь мы можем убедиться, что культ наживы представляет несравненно большую опасность. Но в советском обществе ученый, музыкант, литератор пользовались высоким социальным статусом и уважением со стороны общества. Сейчас они находятся на положении шутов, вынужденных кривляться перед состоятельной публикой.

Только разрушив данные мифы, освободив от их влияние общественное сознание, мы сможем приступить к выработке стратегии национального развития, поддерживаемой обществом и направленной на реализацию его подлинных интересов. Для её реализации нам необходимо будет создать широкое общественное движение, которое должно соединять социальные и геополитические требования. Путь к хлебу сейчас во многом лежит через геополитику. Общественное отрезвление заставило многих иначе взглянуть на ситуацию в мире, на перспективы дальнейшего развития Украины.

Пока мы не сумели в полной мере воспользоваться изменениями в общественном сознании. Нам еще только предстоит выработать формы привлечения в политический процесс молодежи. Нам необходимо разъяснить молодым людям, что только построение социалистического общества поможет реализовать им свои права и освободит их от социального угнетения. Нам нужно, как можно скорее установить прочные связи с рабочим классом, в том числе и с теми его группами, которые появились после 91-го года.

Но уже очевидно, что время исправит искажения истории, что противникам социального прогресса не удастся окончательно изменить вектор развития человечества. Идеалы Великого Октября очищаются от грязи. Их восстановление становится делом ближайшего будущего.

Первый секретарь Крымского рескома Компартии Украины, народный депутат Л. ГРАЧ

Недостаточно прав для комментирования