| Украина в борьбе |
Просмотров: 7890
0 Плохо0

28 ноября - годовщина печально известного съезда депутатов всех уровней в Северодонецке. На эту тему много сказано, написано и опубликовано. Как очевидец тех событий могу с грустью констатировать - среди кучи домыслов и обвинений практически потерялась реальная картина. Я не буду давать оценок событиям годичной давности. Не буду рассуждать о том, хорошо все закончилось или плохо. Единственное, что могу себе позволить, это сравнить съезд в Северодонецке с Майданом в Киеве. В обоих случаях имела место решительная попытка изменить ход истории. Просто в первом случае люди пошли до конца и победили, а во втором остановились на половине пути. Именно поэтому одни празднуют 22 ноября как день свободы, а другие дают пояснения прокуратуре. Победителей не судят - судят побежденных. Я лишь расскажу о том, что я видел на этом съезде, что слышал и попытаюсь объяснить - почему восточная Украина осталась в составе страны.


Реввоенсовет
В то время на Майдане уже вовсю реализовывался революционный сценарий. Настроение на Юге и Востоке страны тоже приближалось к критической точке. «Западники хотят украсть нашу победу» - приблизительно так говорили на улицах и в очередях. Народ был готов к самому жесткому сценарию. Требовалось лишь начать. 27 ноября внеочередная сессия Харьковского областного совета решила создать исполнительные комитеты областного и районных советов и наделить их полномочиями органов государственной власти. Председателю облисполкома Евгению Кушнареву поручено было вести координацию действий по стабилизации общественно-политической ситуации с Верховным советом Крыма, Донецким, Днепропетровским, Запорожским, Луганским, Одесским, Херсонским, Николаевским облсоветами, Севастопольским городским советом. В случае обострения ситуации Кушнарев должен был координировать действия с этими органами власти для создания Юго-восточной автономии. Представители Одесского областного центра объявили о намерении собрать Ассамблею народных депутатов всех уровней от областей юга и востока Украины, чтобы принять решение о провозглашении Новороссийского края как свободной самоуправляемой территории. Наступил тот момент, когда количество должно было перейти в качество.
Съезд начался с опозданием - дороги занесло снегом, а добираться большинству присутствующих было достаточно далеко. Именно поэтому и задержался приезд Януковича - самолет пришлось сажать не на местном аэродроме, а в сотне километров. До приезда лидера собравшиеся решили не начинать официальный съезд, а просто дать высказаться с трибуны желающим. Первым туда поднялся молодой человек из Сумского городского совета. «Толпа «оранжистов» блокировала здание. Не пропускают даже «скорую помощь». Требуют, чтобы мы признали самозванного мессию. После отказа нас называют врагами народа. Мы не сдадимся». Зал встретил его слова возмущенным гулом. Кто-то крикнул - «Янукович президент Украины!» Зал поддержал аплодисментами. Следующим был металлург из Алчевска. «Друзья, я только приехал из Киева. Там страшные дела творятся. Они вообще ни перед чем не остановятся. Мне кажется, что все свободы закончились. Они хотят власти, а мы для них - временное препятствие. Нужно что-то делать». Остальные речи носили приблизительно тот же характер.
Это была прелюдия. «Разогрев». Всем было понятно, что главные слова скажут Колесников, Кушнарев, Боделан и еще несколько человек, обладающих реальной властью и влиянием. Все остальное - эмоции. Единственным по настоящему важным заявлением было то, что поддержать делегатов съезда приехал мэр Москвы Юрий Лужков. Ему долго аплодировали, а по залу неслось «Путин прислал Лужкова, он нас поддерживает. Россия - наш брат, американцам никто не отдаст восточные регионы». Лужкова попросили сказать несколько слов. Он не заставил себя уговаривать. «Меня очень взволновали и тронули слова о реальной угрозе, нависшей над Украиной. Я помню подобные события в Москве. Были у нас и путчи, и самопровозглашенный президент Руцкой, но здоровые силы в обществе победили. Я желаю вам стойкости и мудрости. Мы, россияне, очень внимательно следим за событиями, происходящими у вас. И что мы видим? С одной стороны - хорошо подкормленный апельсиновый шабаш, а с другой - спокойную силу созидания. С одной стороны человека, который обещает служить народу и Конституции, а сам нарушает и закон и Конституцию. С другой - человек, который хочет сохранить мир и стабильность, не дав Украине провалиться в кровавый хаос. Две полярные силы. С одной стороны грубое вмешательство во внутренние дела Украины, вброс больших денег и попытка командовать, а с другой стороны Россия, которая с глубоким уважением и симпатией относится к Украине и к ее суверенитету. Я поддерживаю вас, и даже снял сегодня кепку, чтобы быть похожим на Януковича.» Надо ли сказать, что выступление мэра Москвы присутствующие встретили с восторгом.
Януковича ждали почти час, зато появление выглядело очень эффектно. Кто-то вбежал в зал и крикнул «Друзья, приехал президент Украины - Виктор Янукович». Когда секунд через десять Виктор Федорович вошел в зал, присутствующие стоя скандировали его фамилию. Он поздоровался и прошел на сцену. Началось действо.
Борис, ты брав
Под овации на трибуну вышел председатель Донецкого областного совета Борис Колесников. И произнес короткую речь, в которой была вся информация и готовая программа действий. «В Украине сегодня сложилась чрезвычайная ситуация. Вслед за оппозиционными политиками, Верховная Рада преступила Закон и попрала Конституцию страны. Ситуация выходит из-под контроля. Мы до последнего момента надеялись на спокойное разрешение конфликта. Но сейчас уже понятно, что это стало невозможным принципиально. Мы обязаны защищать интересы своих избирателей. И если нам не дадут защитить свой выбор, мы готовы идти на крайние меры. В этом случае мы предлагаем: выразить недоверие всем высшим органам государственной власти, которые нарушили закон. Создать новое юго-восточное украинское государство в форме федеративной республики. Столицей нового государства станет Харьков, таким образом, будет восстановлена первая столица независимой Украинской республики. Чтобы защититься от противоправных действий, направленных на наших соратников-губернаторов, в соответствии с законом Украины о местном самоуправлении, больше не делегировать полномочий обладминистрациям, а на ее основе создавать областные исполкомы. Руководителю Центральной избирательной комиссии С. Кивалову мы говорим спасибо от Донбасса и хотим выразить свою поддержку. Мы знаем, как на него давили, и чего ему стоила принципиальная позиция. Экономическое процветание и стабильность новому государству обеспечит его высокий промышленный потенциал и членство в ЕЭП. Мы также заверяем мировое сообщество в том, что новое государственное образование будет иметь самую демократическую Конституцию в мире». На несколько секунд в зале повисла мертвая тишина. Потом зал взорвался. Эмоций было много и до этого. Но вот кто-то взял на себя ответственность за решение. И предложил программу.
Следом на трибуну вышел Евгений Кушнарев. Человек жесткий, очень прямой и даже прямолинейный, он сразу задал съезду новый тон. Тон категоричный, смелый и именно в таком ключе люди хотели теперь разговаривать. После слов Колесникова страха не было. Тот, кто видел Кушнарева на съезде в Северодонецке, никогда не скажет, что Тимошенко - сильный оратор. Это была скала, разогнанная до первой космической скорости. Казалось, что глава харьковского облсовета сейчас своими руками разгонит все тучи и перевесит солнце так, как посчитает нужным. «Друзья, коллеги, побратимы! В течение недели мы видели, как происходил хорошо организованный и хорошо профинансированный государственный переворот. Виноваты не люди, а та страшная рука, которая вывела их на улицы и продолжает манипулировать толпой. Их планы застали нас врасплох, но мы удержались. Половина Украины выбрала Януковича Президентом и поддерживает нас. Ни на каких условиях мы не признаем самозванца. Мы пропустили удар, но встали и уже поднялись во весь рост. Вместе мы непобедимы. А горячим головам под оранжевыми знаменами хочу напомнить школьный курс географии. От Харькова до Киева 480 километров. А до границы с Россией - 40. Мы никогда не позволим Галичине учить нас, как жить. Вставай страна огромная, вставай на смертный бой, с нашистской силой темною, с оранжевой чумой!»
Следующим был губернатор Донецкой области Анатолий Близнюк. «Друзья, что происходит?! Ведь это государственный переворот. Мы должны быть готовы защитить свой выбор. Пока мы тут занимаемся экономикой, поднимаем государство, кто-то нарушает Конституцию. Мы готовы протянуть руку Западной Украине. Давайте объединяться и во главе с законно избранным президентом строить сильное государство. Государство должно быть единым. Мы обращаемся к Литвину, пусть собирает торжественное заседание Рады и проводят процедуру инаугурации президента, о победе которого заявила ЦИК! Пусть Виктор Федорович приносит присягу и наводит порядок в стране. А что мы видим? Люди пошли на нарушение закона, терять им уже нечего. Они грозятся надеть наручники Кушнареву, мне. Если с нашим мнением, с мнением людей, которые трудятся на благо Украины, кто-то не хочет считаться, мы примем меры. Проведем референдум - и люди скажут свое слово. Мне сообщили, что в Ивано-Франковске прошла сессия облсовета, на которой был принят список врагов народа. А там есть люди, которые голосовали за Януковича. И теперь их преследуют за это. Мы должны действовать, должны иметь возможность защитить себя».
Глава Крымского республиканского комитета СДПУ(о), народный депутат Украины Ефим Фикс был мягче в выражениях. Но не в планах. «Объявление Ющенко президентом до оглашения решения ЦИК, блокирование органов власти, призывы блокировать транспортные пути, вокзалы и аэропорты, все это попытка государственного переворота, - заявил Фикс. - Восток и Юг отреагировали адекватно. Очевидно, что победу одной из сторон не примут ее оппоненты. Положение катастрофическое. Значит, надо срочно искать выход». И напоследок представитель Крыма мягко напомнил, с чего все началось. Фикс просто выразил сожаление, что Верховная Рада всего пару месяцев назад не стала рассматривать проект, поданный одним из депутатов от Западной Украины. «В проекте предлагалось создать Галицко-Волынское княжество, - пояснил нардеп. - Все отнеслись к этому несерьезно, а надо было отпустить Запад, и не было бы нынешнего кризиса».
Раскол или смерть
В тот момент казалось, что история меняется прямо на глазах. Я уже ждал, когда на трибуну выйдет усатый полковник в погонах и скажет «Задание выполнено, дороги перекрыты и граница на замке!» Не дождался. Зато вышел казак и заявил, что хлопцы готовы, шашки не заржавели и Янукович - наш гетман. Впрочем силовые акции по реализации сценария отделения наверняка были предусмотрены и подготовлены. Просто о них не говорили с трибуны. Казалось ничто не остановит раскола страны. Решение принято, будет трудно, возможно придется воевать за свою независимость, но мы готовы, а Россия нам поможет. Я ошибался. Остановить сценарий мог всего один человек. И он это сделал.
Виктор Федорович вышел на трибуну, зал приготовился слушать. В первую очередь кандидат в президенты поблагодарил всех, кто приехал его поддержать. Сказал, как было трудно, как трудно сейчас. Но это было вступление. Всех интересовало другое - что он скажет про день завтрашний? Что делать дальше? Строить баррикады, перекрывать границы областей? И Янукович не стал тянуть. «Я четко представляю ту ответственность, которая лежит на мне перед теми 15 миллионами, отдавшими за меня свой голос. В первую очередь я буду думать о государстве, о каждом человеке. Это мое правило, по которому я буду жить. Мы должны дать ответ: способны ли мы сохранить мир и стабильность, или все рухнет. Я низко кланяюсь предыдущим поколениям за все, что они сделали для нас. И я приложу все силы, сделаю все возможное, чтобы сохранить все то, что они нам передали. Мы обязаны очень честно относиться к каждому нашему решению. Мы знаем, как были разрушены государства, которые пошли по революционному пути. Как наши братья на Балканах. Сегодня они на грани нищеты. Этого нельзя допустить. Сегодня, когда формируется бюджет, перестали поступать платежи. Западные области прекратили платить за энергоносители. Еще немного - и все рухнет. Давайте постараемся найти решение, не прибегая к радикальным мерам. Если прольется хоть одна капля крови, этот поток уже не остановить. Защита законов и прав людей - наша цель. Пожалуйста, примите то решение, которое обеспечит целостность в стране и порядок в государстве...»
Это был удар. Фактически Янукович сказал, что не нуждается в победе. Он подписал себе приговор. Для одних он стал тем, кто не захотел идти до конца, а для других - тем, кто может за собой туда повести. Революция накрылась. Слишком многое было завязано непосредственно на лидера, именно Янукович был фигурой, которая должна была вести за собой. Заменить его было некогда. Депутаты еще поговорили, приняли резолюцию, наметили следующий съезд через две недели в Харькове. Общее настроение еще держалось на уровне, но становилось понятно - это проигрыш. Теперь следовало готовить оправдания и ждать репрессий от победителей. Я обещал и не буду давать никаких оценок тем событиям. Кто жил в это время на востоке Украины прекрасно помнит состояние людей, которых оставили без права голоса. Так что читателю предстоит самому решить - кто дьявол, кто святой. Для чистоты эксперимента предлагаю рассматривать северодонецкие события в контексте заявлений, сделанных тогда на Майдане. Победил тот, кто не боялся ни крови, ни конфликта. Кто был согласен идти до конца. Исторически все в рамках классических теорий. Равно как и фраза - «Горе побежденным».

Комментарий "Анти-оранж":

В тот день, когда нас предавал Янукович, мы, его сторонники, впервые организовали автопробег в его поддержку. Именно в тот день я лично, преодолев кордоны милиции, сквозь рыжую толпу прорвалась к Верховной Раде, блокированному Кабмину, проехала с бело-синей символикой сквозь все блокированные кварталы. Янукович предал, а мы боролись. Боролись за него даже в апреле-мае, в палаточном городке. Несмотря на риск быть уволенными с работы, несмотря на слухи о провокациях и арестах, несмотря на избиения милицией. Сейчас у него "рейтинг" 23%. Пусть. Пусть наша броьба останется на его совести. Но наших голосов среди этих 23% не будет. Предательство не прощается.

Комментарии   

#7 Deem 28.12.2005 16:40
А поставь себя на место тех, кто должен был сказать - Поехали! За этими словами война, тюрьма, смерть... На это пойтить - значит до этого четко и бесповоротно решить для себя: моя жизнь - теперь ничто. С другой стороны, есть люди, заготовившие для себя пути отхода и решившие для себя: жизнь исполнителей - теперь ничто.
Не нашлось на том съезде как вторых (хорошо?), так и первых (плохо?). Да и дяди с деньгами первыми быть не могут по определению. А вторыми - не были готовы, не решили вопроса, как будет выгоднее.
Они все уроды, во главе с януком. И враги.
#6 Гость 25.12.2005 05:35
Концовка статьи такая энергичная, живая. Автор - этакий непримиримый. Интересно, а сколько таких "воинов" было в Югославии до войны? И сколько - осталось? Сколько вообще осталось живых? Борцы, млять...
#5 Гость 24.12.2005 10:37
Лидеров до фига. "Регионы" не пускают.
#4 Гость 23.12.2005 16:47
Новый лидер нужен. Драчливый. Ситуация требует.
#3 Гость 23.12.2005 01:55
Предавший один раз уже не остановиться.Предаст ещё.Голосовать предлагаю за Витренко - за её принципиальность в отстаивании интересов людей. Будет щука в верховном совете, чтоб карась не дремал.
#2 Гость 22.12.2005 14:57
А ведь и вправду, благодаря взвешенной позиции Януковича нам удалось избежать югославского варианта. Пока...
#1 Хорив 22.12.2005 13:57
А мне съезд в Донецке напомнил расширенное заседание ЖЭКа. Какие-то все картонные были, даже Лужков. Ну и да, испуганные, с таким настроением не побеждают

Недостаточно прав для комментирования