Воскресный блиц-визит Юлии Тимошенко в Москву, прошедший в обстановке повышенной секретности, и последовавшее за этим заявление Генпрокуратуры РФ о прекращении ее международного розыска и отмене ордера на арест стали естественным следствием отставки "первой леди Майдана" — тут спецпредставители Кремля, готовившие данный "экспромт" экс-премьера Украины, надо признать, сработали и эффективно, и эффектно. Во всяком случае, раскол в стане "оранжевых", ставший совершенно неизбежным после провозглашенного 23 августа в Артеке проамериканского, антироссийского и антигерманского проекта "Содружества во имя демократии", грех было не использовать.
Тем более, что случившееся все-таки со второй попытки утверждение Юрия Еханурова в качестве преемника Юлии Тимошенко стало возможным лишь в результате вторичной "потери лица" Виктором Ющенко, который пошел на негласное соглашение с Ренатом Ахметовым и гласное — с Виктором Януковичем о прекращении всех "антикоррупционных" и "реприватизационных" дел, то есть фактически выбросил оранжевое знамя Майдана на помойку. Только на этих условиях Партия регионов отдала 50 голосов за кандидатуру нового президентского выдвиженца. С другой стороны, Янукович тоже во второй раз "потерял лицо" и тоже "выбросил знамя на помойку", поскольку, гарантировав неприкосновенность интересов и активов чиновно-олигархической элиты предыдущего правления, его партия не выдвинула ни одного требования, не оговорила ни одного условия в пользу своих избирателей: от статуса русского языка до социальной защиты населения восточных и южных областей Украины.
В этих условиях Юлия Тимошенко осталась фактически единственной политической фигурой, обладающей мощным электоральным потенциалом: за нее теперь может высказаться и большинство бывших "оранжевых", и очень многие из тех, кто выступал за Януковича и Ко, появились даже не точки соприкосновения, а целые зоны контакта с компартией. Немалую роль в этом сыграл и популистский курс, который последовательно проводила Тимошенко во время пребывания на посту премьера, следуя заповеди "приобретать друзей богатством неправедным". Но для закрепления и расширения столь перспективного плацдарма ей требовалось прежде всего нормализовать отношения с Москвой. Что и было оформлено — как продукт взаимного согласия при полном непротивлении сторон — в присущем Юлии Владимировне экстравагантно-кокетливом стиле: прекрасная незнакомка, инкогнито из Киева, тайное свидание на два часа...
Но все эти конспирологические рюши и кружавчики, на которые столь охотно покупаются многие обитатели информационного пространства, не должны заслонять главное: каковы сегодня национальные интересы России в Украине, какие силы и средства должны быть задействованы для их достижения? Без ответа на эти вопросы визит Юлии Тимошенко останется не более чем эпизодом ее личной (в том числе политической) биографии и биографии тех кремлевских чиновников, которые принимали украинскую гостью в российской столице.
Ключевая проблема — не "месть Путина за Майдан", не собственность российских олигархических структур на территории "нэзалэжной" и даже не "труба" в Европу, при всей их важности. Сомнений в том, что эти вопросы понимаются Кремлем и что они, следовательно, включены в повестку переговоров и вообще во всю политическую комбинацию с Тимошенко, нет. Но ключевая проблема — совсем иная. Это ускоренное вступление Украины в НАТО, что Ющенко фактически уже прогарантировал своим американским кураторам и в чем, по сути, состоит его "вклад в развитие международных отношений", за который 17 октября украинский президент получит премию Чэтем-хауса из рук самой британской королевы.
Тем самым — впервые в истории и Великобритании, и Америки — эти страны получат возможность господствовать над акваторией Черного моря, поскольку членство Украины в НАТО будет означать безоговорочный вывод российских военных баз — в том числе из Крыма, фактическое уничтожение российского Черноморского флота и полный контроль "атлантистов" над коммуникациями в этом регионе. А уж свою авианосную эскадру с подлодками янки сюда пригонят при первой возможности, и к бабке не ходи. Что после этого начнется на Кавказе и в Поволжье, тоже представить нетрудно, хотя совсем не хочется...
Сценарий подобного развития событий на украинском политическом пространстве вполне прозрачен. Сразу после мартовских выборов, даже независимо от их исхода, начинается мощная кампания вокруг необходимости вступления Украины в НАТО. Через лидеров ряда фракций Верховной Рады, чья принципиальность и неподкупность хорошо — вплоть до номеров счетов в зарубежных банках — известны, проталкивается решение о всенародном референдуме. А уж как посчитать его результаты — вопрос вообще технический.
Видимо, единственная возможность для Кремля избежать реализации данной "дорожной карты" — сделать вопрос о вступлении Украины в Северо-Атлантический Союз одним из центральных вопросов предстоящей парламентской кампании, связать все политические силы, которые претендуют — в любой форме — на поддержку Москвы, жестким обязательством сохранить действующее ныне конституционное положение о нейтралитете Украины. Нынешний "заговор молчания" вокруг этой проблемы недопустим. Более того, он попросту недостоин Российской Федерации как одного из лидеров мирового сообщества (пусть даже по наследному от Советского Союза ракетно-ядерному потенциалу и статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вето). Если же Кремль устраивает роль России в качестве "одного из государств постсоветского пространства" — из Совбеза ООН надо попросту уходить, и как можно быстрее, передав свое место Японии или Германии (с приданым в виде Курильских островов или Калининградской области соответственно) и не морочить голову ни себе, ни людям, то есть, как говорилось раньше, "всему прогрессивному", а равно и не слишком, человечеству. Тем более, что "одной из" седьмой части суши как целому стать всё равно не удастся — для этого Российской Федерации неизбежно придется разделиться на несколько "новейших независимых государств".
Н.Коньков
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи