Ющенко перестал контролировать ситуацию, настойчиво отказываясь все это время видеть реальность и предвещать будущее. В итоге «президентские пчелы» сначала искусали самих себя, а теперь добрались и до самого пасечника.
И если раньше разговоры о маленьких украинцах, «культурній спадщині» и «консолідації суспільства» у большей части интеллигенции вызывали восторженный трепет, то в последнее время каждый шаг Президента, мягко говоря, начинает раздражать. Потому что количество глупостей, совершаемое Виктором Андреевичем, начало превышать громадный вагон доверия и понимания, что это делается только из-за проблем роста команды.
Первой серьезной ласточкой стало желание Президента неконституционно, как бы с барского плеча, делегировать часть своих полномочий секретарю Совета нацбезопасности и обороны и Госсекретарю. Это решение вызвало не только недоразумение в политической тусовке, но и вполне определенные вопросы: неужели Ющенко забыл, что является гарантом того, что в первый же месяц пребывания у власти нарушил?
Затем были бесчисленные, но, увы, малоэффективные вояжи за границу, откуда Президент наведывался в страну только по большим праздникам. А в это время премьер-министр шила платья, занималась самопиаром и «снижала» цены на бензин, сахар, топливо, секретарь Совета нацбезопасности и обороны разбирал-собирал дома возле Мариинки, звонил в суды и расставлял кадры, а Госсекретарь тщетно пытался выстроить систему быстрого реагирования на все сразу.
Все это время Ющенко рассказывал о «честной власти», «руках, которые не крадут» и отказывался верить в заносимые чемоданы взяток, «неморальность» отдельных лиц и элементарные проявления коррупции. Поэтому-то и становился смешон. В итоге Президента «попалили» на общечеловеческом факторе - когда вместо того, чтобы публично перед камерами из окна резиденции на Банковой выбросить дорогостоящую мобилку сына (красивая бы, наверное, получилась видеокартинка), он начал выгораживать свое чадо и не без сторонней помощи людей из ближайшего окружения вступать в конфликт с журналистами.
Последний прокол - длинный монолог о новой власти в зале парламента перед первым голосованием по кандидатуре Юрия Еханурова. Могу поспорить - если бы президентская команда правильно поработала с депутатами, еще во вторник Юрий Иванович стал бы премьер-министром.
Особенно настораживает, что управлять страной для Ющенко оказалось гораздо труднее, чем выдержать жесткую и принципиальную схватку за президентское кресло.
Да, Виктору Андреевичу как человеку можно простить какие-то мелочи, типа отказа встречаться с госсекретарем США Кондолизой Райс из-за ненанесенного на лицо грима. Но нельзя простить такого шага человеку, который называется Президентом Украины.
Как показывает ситуация, самая большая проблема для Ющенко - в узкой лавке запасных игроков, которую Виктор Андреевич нарисовал сам себе. Даже после некоторой «очистки» возле Ющенко по-прежнему мало людей, способных вести игру на опережение и вырабатывать стратегию поведения Президента. Профессионалов во власти можно пересчитать по пальцам.
Кто бы что ни говорил, существуют большие сомнения, что любитель софитов и публичный политик Олег Рыбачук, при всем уважении, станет более системным администратором, нежели Александр Зинченко, и Секретариат вряд ли заработает более эффективно, если поменяется название должности, а количество замов главы секретариата сократится с четырех до двух. О какой системности можно говорить, если первый помощник Президента (уже бывший, правда) Александр Третьяков, отстраненный от обязанностей после известных событий, все эти дни ходил на работу, расписывал Президенту почту и раздавал указания?..
Аналитическая служба без привлеченных серьезных, высокооплачиваемых экспертов вряд ли станет более аналитической, а информационная стратегия - хоть какой-нибудь вменяемой, если сотрудников аппарата еще неделю назад заставили написать заявления о добровольном уходе и они, придя на работу утром, ждут-не дождутся 18 часов, когда нужно уходить домой.
Отдельно нужно сказать и об информационной политике. Во времена избирательной кампании Ющенко слушал не одну Ирину Геращенко, а на его стол ложились результаты обсуждений «ситуативных комнат» с участием авторитетных пиар-экспертов, журналистов и политологов. Сейчас, отказавшись от такой практики, Ющенко оказался практически в информационной резервации, которая, откровенно говоря, определенным лицам из окружения Президента очень выгодна. (К слову, как говорят, Юлия Тимошенко наоборот начала тесно общаться с экспертами под чутким наблюдением известных технологов Грынива, Томенко и Выдрина.)
Конечно, Президенту легче всего упасть в состояние прострации и видеть возле себя людей, которых видеть приятно и приятно думать, что эти люди «не крадуть». И что они готовы перебрать на себя часть проблем. Желательно побольше. Но чтобы в этом быть убежденным, Президенту как минимум нужно знать, кто готовит ему документы, кто организовывает встречи и кто пишет бездарные спичи на торжественные мероприятия. И кто может это сделать лучше.
За все восемь месяцев, Президент так и не нашел времени встретиться с заместителями Зинченко - людьми, которые, собственно, выполняли всю черновую работу. Можно предполагать, что Президент вообще мало посвящен, кто и за что отвечает. Иначе бы поручения Ющенко не вызывали вопросов (или улыбок), почему он поручает делать профильную работу людям, которые не имеют к ней никакого отшошения. Отсюда и результаты.
Постоянные склоки в президентской команде (которые публично так долго не выносились наружу, но накапливались внутри), а также некомпетентность отдельных личностей, сумевших стать неотъемлемой частью личной жизни Президента, в сумме привели к коллапсу президентской команды.
В итоге Ющенко:
- проиграл большинство информационных воен (в большинстве случаев - своим же бывшим сторонникам);
- не создал условий для развития в аппарате Президента интеллектуалов, способных системно, динамично и профессионально заниматься обслуживанием деятельности главы государства;
- не имеет команды, на которую он может положиться, вследствие чего выглядит деморализованным;
- капитулировал перед необходимостью договариваться с бывшими противниками во время утверждения кандидатуры Юрия Еханурова, тем самым продемонстрировав больше свою слабость, нежели силу;
- переложил на себя ответственность за дальнейшие экономические и политические стрессы в обществе;
- фактически похоронил идею о блокировании «Народного Союза «Наша Украина», Народного блока Литвина и Блока Юлии Тимошенко на предстоящих парламентских выборах;
- потерял обратную связь не только с народом, но и с частью соратников;
потерял обратную связь не только с народом, но и с частью соратников;
- убрав конкуренцию для Тимошенко в лице Петра Порошенко, «подтянул» ее к своему уровню, что усугубляет и без того патовую ситуацию в межличностных отношениях;
- не имеет серьезной политической поддержки ни на Востоке, ни на Западе.
Президенту необходима перезагрузка матрицы. От того, насколько удачно он это сделает, зависит не только сохранение его лица как политика. А, к сожалению, и тех, кто работал на его победу.
Виктор Шлинчак