От редакции. Любопытный документ, подготовленный Институтом проблем международной безопасности. Отличная иллюстрация того, как спецслужбы насильственно превращают граждан страны в "украинцев", а любые попытки свободной национальной самоидентификации являются "преступлением" и "сепаратизмом". На данном этапе, когда путем государственного переворота власть в стране захватили радикальные националисты, документ приобретает особую актуальность. Не хочется делать мрачных прогнозов, но, очевидно, мы еще доживем до того, что объявление себя неукраинцем, а представителем любой другой национальности будет рассматриваться как уголовное преступление. Привлекают внимание также антироссийские высказывания документа, не совсем уместные для стратегического партнера и страны, подписавшей с Россией Договор о дружбе и сотрудничестве. Очевидно, в глазах некоторых "аналитиков" финансирование государственных переворотов из США - благо для страны, а вот поддержка Россией близкого по культуре, вере и истории народа - подрывная деятельность.
Что вытворяют спецслужбы и их "Институты" за народные деньги
(Документ, выданный Институтом проблем международной безопасности против русинов Закарпатья)
Среди этнополитических проблем, с которыми столкнулась Украина в первые годы независимости, одной из самых острых является проблема закарпатских русинов. Разрушительный потенциал русинского движения стал долговременным фактором дестабилизации ситуации на Закарпатье. С оглядкой на потенциальную возможность русинского этнотерриториального сепаратизма проблема закарпатских русинов требует самого тщательного изучения и повышенного внимания со стороны государственных органов.
Корни русинской проблемы следует искать в специфических 1)исторических и 2) этнических особенностях Закарпатского региона, которые отличают его от остальных территорий Украины.
Справка:
Закарпатье, исторически заселенное преимущественно восточнославянским населением, а именно - этнической группой русинов, вошло в состав УССР только в 1946 г. Вследствие территориальных изменений в Европе после окончания II мировой войны. Перед этим, на протяжении длительного времени Закарпатье входило в состав государственных образований и административно-территориальных единиц, которые не включали другие украинские земли.
Отличия политической истории Закарпатья и остальных украинских земель отобразились и на этнических процессах и самосознании населения этого региона. В то время, когда на большинстве территорий Украины, включая Галицию, в XIX столетии формировалась украинская национальная идентичность, население Закарпатья, сохраняя древний этноним "русины", почти не было включено в консолидационные процессы, которые происходили на остальных украинских землях.
Одновременно немало представителей закарпатской культурной элиты XIX столетия были склонны ориентироваться на Российскую империю, которая объединяла все восточнославянские народи, а также отождествляли русинское население с этническими россиянами, как единой восточнославянской нацией. Русофильски и славянофильские настроения части населения Закарпатья, усиленные послереволюционной эмиграцией от 10 до 15 тысяч выходцев из России, были и остаются ощутимым фактором общественной и культурной жизни края.
Только после вхождения Закарпатья в состав УССР в 1946 г. национальная идентичность населения краю сформировалась преимущественно как украинская, хотя часть населения продолжает декларировать свою этническую принадлежность как русинскую.
В начале 1990-х годов проблема национальной идентичности закарпатских русинов была поднята рядом общественных организаций, которые ныне совокупно образуют "русинское движение ".
Ведущей идеей русинского движения является утверждение закарпатских русинов как отдельной нации, а не этнической группы украинцев.
Среди основных сторон: заинтересованность в развитии русинского движения и формирования русинской идентичности, следует выделить следующие:
Внутренние:
* Русинские культурные товарищества;
* Организации, образованные при Православной Церкви;
Внешние:
* Русинскую диаспору в Восточной Европе, Америке и Австралии;
* Российскую Федерацию.
Современное русинское движение на Закарпатье
Среди русинских культурных обществ самым активным является Товарищество подкарпатских русинов, Товарищество им. А.Духновича, Русинское научно-просветительское товарищество, клуб "Рутения". Всего же известно о деятельности 17 русинских организаций.
Деятельность этих организаций направлена на популяризацию культуры русинов и ее специфических признаков, которые должны служить подтверждением этнического своеобразия закарпатских русинов. Был организован фестиваль русинской культуры "Червена ружа" ("Красная роза"). Интеллигенция, группирующаяся около русинских товариществ стремится развивать русинскоязычную литературу. Разрабатывается научная русинистика.
Все большую активность в русинском движении проявляют организации, созданные при Украинской Православной Церкви. Участие православных организаций в русинскому движении тесно связана с славянофильскими та русофильскими настроениями части населения, которые на территории Закарпатья имеют достаточно длительную историю.
Привлечение православной составляющей в русинское движение особенно опасно, поскольку придает этому движению дополнительную идеологическую окраску и вносит элемент противостояния православного Закарпатья и соседней греко-католической Галиции.
Дополнительный импульс русинскому движению сообщила канонизация Украинской Православной Церковью Св. Алексия (Кабалюка), который инициировал возрождение Православия на Закарпатье. Идеологи русинского движения используют тот факт, что Св. Алексий Кабалюк выступал за присоединение Закарпатья к СССР на правах отдельной союзной республики, для обоснования идеи дистанцирования Закарпатья от Украины.
Особое беспокойство вызывает деятельность протоиерея УПЦ Димитрия Сидора - настоятеля собора Христа-Спасителя в Ужгороде, неформального лидера русинского движения.
Как заявляет в своих интервью о. Димитрий Сидор: "у русинов первоочередным является вопрос признания их отдельной национальностью, а требования самоуправления могут быть позитивно решены".
Отдельные высказывания Сидора содержат и скрытые угрозы сепаратистского содержания: "История показывает, кто не захотел признавать русинов и Подкарпатскую Русь, непременно терял ее: австрияки, венгры, чехи, советы. Сейчас Украина ведет далеко не мирную политику относительно этносов". Логическое продолжение этого заявления такое: если Украина не пойдет навстречу требованиям русинов, не признает их отдельной национальностью и не придаст Закарпатью особый статус, возникнут более радикальные требования.
Справка:
Под руководством о. Димитрия Сидора та слависта Д.Попа ведется работа по русинско-украинским, а также украинско-русинским словарям, а также учебником по русинской истории. Возглавляемое Сидором Подкарпаторусинское общество Св. Кирилла и Мефодия совместно с другими русинскими организациями проводит конференции с целью популяризации истории русинов и формирования специфичной русинской историографии. Совместно с журналистом Ю.Мигелой о. Димитрий Сидор регулярно издает газету "Христианская семья", посвященную русинской культуре и закарпатскому православию.
Избрание протоиерея Димитрия Сидора депутатом Закарпатского областного совета расширяет возможности его влияния на уровне представительской власти. В 1999 году Сидор был главным организатором V Всемирного конгресса русинов, собравшего более тысячи делегатов со всего мира. Возглавляемое Сидором Молодежное общество Прп. Моисея Угрина - связано со всемирной православной молодежной организацией "Синдесмос", что дает возможность росширять его коммуникативное поле практически на все мировое православное сообщество.
Последней масштабной акцией русинского движения стала организация и проведение 8—9 мая 2002 года IX Всеславянского Собора, делегаты которого представляли православных верующих всех славянских народов. Участники собору одобрили "Обращение к Президенту, Верховному Совету та Кабинету Министров Украины о признании русинов Закарпатья коренным народом".
Вызывает обеспокоенность позиция закарпатской политической, научной и культурной элиты, которая хотя и воздерживается от резких заявлений касательно русинства, но в общем достаточно лояльно настроена относительно русинского движения. Проведение IX Всеславянского Собора приветствовали глава государственной администрации Закарпатского областного Совета Г.Москаль и заместитель главы Закарпатского областного Совета Е.Нусер. С докладами выступали народные депутаты И.Мигович, М.Лавриненко, М.Алмаший, директор Института карпатоведства Ужгородского университета М.Макара.
В связи с этим следует вспомнить, что на референдуме 1 декабря 1991 года 78% населения Закарпатья высказались за образование на базе области самоуправляемой территории в составе Украины. А в 1992 году Закарпатский областной Совет принял решение о признании русинской национальности и обратился к Верховному Совету Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне.
Участие авторитетных представителей власти в мероприятиях, утверждающих идею отдельной русинской нации - опасное перенесение "русинской проблемы" в политическую сферу.
Дальнейшая политизация "русинского вопроса" способна реанимировать автономистские устремления закарпатских политиков.
Поддержка русинского движения из-за границы
Значительное идеологическое, вероятно и финансовое влияние на русинское движение Закарпатья осуществляет русинская диаспора. Действуют такие организации как "Мировой Совет Русинов" и "Сейм Подкарпатских русинов".
В соответствии с заявлениями лидеров русинского движения, в то время, когда на территории Закарпатской области проживает около 700 тысяч русинов, в мире их насчитывается до 1,5 млн. Большая русинская диаспора проживает в США и Канаде, сообщества русинов существуют также в Австралии. В концепции, распространяемой профессором Университета в Торонто (Канада) Полом Магочи закарпатские русины ни коим образом не связаны ни с историей Киевской Руси, ни с историей украинского народа.
Следует отметить, что русинская диаспора во многих странах Восточной Европы - Польше, Венгрии, Словакии, Чехии и Югославии была признана отдельной национальностью. Очевидно, русины диаспоры действительно образуют отдельную нацию, поскольку даже в тех странах, где они проживают совместно с украинцами, русины себя с ними не идентифицируют.
Наличие на Закарпатье сильных позиций УПЦ, славянофильских и русофильских настроений использует в своих геополитических интересах Российская Федерация. Стимулируя развитие русинского движения, осуществляя его информационную поддержку, Россия увеличивает свое влияние на Украину.
Особый интерес к русинскому движению проявляет российский Институт стран СНГ, который действует при поддержке правительства Москвы и Ю.Лужкова. Имеют место регулярные контакты между протоиереем Димитрием Сидором та руководством института К.Затулиным и К.Фроловым. Интерес России к Закарпатью можно понять в контексте заявлений Затулина касательно условий и гарантий успешных украинско-российских отношений: "мы должны реально продемонстрировать свое сочувствие попыткам развития самоуправления на Украине. Не является тайной, что на Украине в регионах власть не выбирается, а назначается президентом" и "нам остается думать: как развивать приграничное сотрудничество, инициативу регионов".
Очевидно, что за этими заявлениями Затулина стоит стратегия усиления российского влияния на Украину посредством усиления российского политического, экономического и культурного присутствия в отдельных регионах Украины, в том числе - на Закарпатье.
Характерно, что в работе IX Всеславянского собора принимал участие сотрудник Института стран СНГ, секретарь экстремистской организации Союз православных граждан Кирилл Фролов. Всячески поддерживает русинское движение и руководитель закарпатского отделения Союза православных граждан, глава фонда "Карпатороссия" Разгулов, который склонен отождествлять закарпатских русинов с россиянами.
Недружественным шагом со стороны Российской Федерации по отношению к Украине может стать внесение национальности русинов в учетные листы Всероссийской переписи населения 2002 года. Как заявил директор Института этнологии и антропологии РАН В.Тишков: "Мы сейчас в перепись 2002 года умышленно включили карпаторусинов: ... чтобы украинцам показать, что есть карпатороссы". При этом, в случае обвинения России во вмешательстве во внутренние дела Украины, она может ссылаться на признание национальности русинов рядом стран Восточной Европы.
Несмотря на то, что переориентация российской экспансии на Украину в экономическую плоскость в целом деактуализирует вопрос гуманитарной сферы, в случае обострения украинско-российских противоречий Россия может использовать свои рычаги влияния на Закарпатье с целью политического нажима на Украину.
Выводы
Несмотря на то, что лидеры русинского движения, в частности протоиерей Димитрий Сидор, при каждом удобном случае подчеркивают, что они не являются сепаратистами и видят будущее Закарпатья в составе Украины, признание государством национальности русинов будет иметь далеко идущие разрушительные последствия для украинских национальных интересов и всего восточноевропейского региона.
Во-первых, у большой части населения Закарпатья уже сформировалась украинская национальная идентичность, что признают и сами лидеры русинского движения. Искусственное создание русинского языка на основе русинского диалекта и ее административное внедрение на Закарпатье неминуемо приведет к конфликтам, уже благодаря "русинизации" края.
Во-вторых, признание русинов отдельной нацией неминуемо станет промежуточным этапом для выдвижения более радикальных требований, касающихся политического статуса Закарпатья. В этой ситуации всякие уступки государственной власти будут расцениваться, с одной стороны как слабость центральной власти, с другой - как промежуточный успех этнического движения.
В-третьих, в случае признания русинов отдельной нацией, в "русинскую проблему" неминуемо будут втянуты другие государства Восточной Европы, прежде всего Словакия, Венгрия и Румыния, на территории которых расположены регионы, исторически заселенные закарпатскими русинами.
В-четвертых, негативным фактором длительного действия является поддержка русофильских и славянофильских настроений в регионе Закарпатья Российской Федерацией, как рычагов ее идеологического влияния в регионе.
В-пятых, втягивание в этнополитические проблемы Закарпатья Православной Церкви и тенденции к идеологическому размежеванию на религиозной основе, угрожает межрегиональным противостоянием Закарпатья с соседней Галицией.
Следует отметить, что в случае успеха русинского движения, формирования русинской национальной идентичности и распространения русинской литературной речи на базе этнической группы русинов действительно может сформироваться отдельная русинская нация.
Если это произойдет, Украина в скором времени столкнется с комплексом проблем, связанных с правами национальных меньшинств, а также с реальной угрозой территориальной целостности.
Рекомендации
С целью устранения потенциальной опасности развития в Закарпатской области регионального сепаратизма органам государственной власти следует провести следующие мероприятия:
* Всячески содействовать межрегиональному сотрудничеству Закарпатья с остальными регионами Украины, возможно, в наибольшей мере - с преимущественно православными Буковиной и Волынью.
* Довести до сведения руководства местных органов власти Закарпатья мнение относительно нежелательности их участия в общественно-политических акциях, организованных русинским движением.
* В самом Закарпатье поддерживать проукраински и умеренно общественно-политические силы. Опираясь на них, проводить культурные программы и мероприятия, долженствующие утверждать единство русинской культуры с украинской, и создавать культурный противовес русинизму.
* В публичных выступлениях представителей власти не отрицать специфику русинской культуры, но утверждать связь русинской культуры с украинской на основе принципа "единства в разнообразии".
* Содействовать устранению втягивания Православной Церкви в политическую жизнь Закарпатья, епископату УПЦ высказать обеспокоенность по поводу деятельности протоиерея Димитрия Сидора, и по поводу информационной поддержки пресс-службой УПЦ акций русинского движения.
* Отслеживать поддержку, осуществляемую русинскому движению русинской диаспорой, или политическими силами Российской Федерации и вовремя устранять ее опасные проявления.
Газета "Карпатский Евромост", №10(64),8марта 2003 года
Комментарии
Долго смеялся. Деды и подкарпатских, и галичанских русинов были греко-католиками. Попытки отца Сидора скрестить русинство с православием есть полный маразм.
украинцы-немцы, украинцы-евреи... Так как украинцы - это прародители всего человечества.
RSS лента комментариев этой записи