О том, как удалось миллионы украинцев превратить в кровожадных зомби, какие технологии манипулирования массовым сознанием применялись, как они работают на практике и как этому противостоятьдаже на уровне обычного человека – в эксклюзивном интервью PravdaToday рассказывает российский ученый-бихевиорист Александр Прокофьев.
– Прежде чем перейти к теме гражданской войны на Украине, давайте определимся с понятиями и терминами. Что такое "Бихевиоризм"? Чем занимается эта наука и что она по большому счету может?
– Бихевиоризм – это собирательное название для нескольких родившихся в США направлений в биологии человека и животных, если буквально, то наука о поведении. Если опустить скучные детали, основное различие от других направлений, например, от психологии у бихевиоризма в том, что объектом исследования является не человек, как личность, а его поведение. То есть не важно, кто делает то, что нужно, главное чтобы он делал так, как нужно.
Бихевиоризм – это квинтэссенция американского прагматизма, когда для получения требуемого результата исключается или используется все что необходимо. Знаменитое "Самоса, может быть, и сукин сын, но он наш сукин сын" – это ведь проекция бихевиоризма на политику. Еще одна особенность в том, что, в отличие от других форм манипуляции, знание жертвы о факте манипуляции не влияет на результат манипуляции. Известен случай, когда профессора серьезного американского университета, основателя кафедры бихевиоризма его собственные студенты, используя его же методы, заставили выполнить нехарактерное для него действие.
В самих методах бихевиоризма нет ничего секретного, они простые, многим хорошо известны с самого детства. Особенность и эффективность направления, на мой взгляд, связана именно с концепцией, когда есть Объект (жертва управления), есть Субъект (оператор управления) и есть Процесс – необходимое действие, которое объект должен выполнить. При этом сам Объект, впрочем, как и Субъект – как самостоятельные личности – никого не интересуют, и никакого значения не имеют. Для контроля важен только Процесс.
– Когда мы подразумеваем под термином "Объект" население целой страны, неужели нет осознания, что ими манипулируют?
– Одним из основных критериев использования методов бихевиоризма является исключение из управляемого поведения сознания Объекта. То есть требуемое поведение происходит без критического осознания. Отсюда становится понятным отношение к Объектам.
Собственно, основная сложность в ХХ веке у американцев как раз и была в том, чтобы научиться контролировать большие процессы. Эта проблема решилась в ходе информационной революции, когда компьютеры сначала научились оперировать большими объемами информации, а затем, с развитием социальных сетей и ряда прикладных чисто коммерческих технологий – получили возможность эту самую информацию в нужном объеме получать в автоматическом режиме. Собственно, именно технологические новшества и позволили использовать методы бихевиоризма для управления целыми обществами, вплоть до населения целых стран и языковых сообществ.
– Многие наблюдатели отмечают, что сегодня на территории т.н. "материковой Украины" с населением твориться то, что описывается, как правило, в медицинских терминах: "массовый психоз", "коллективное помешательство". Что с Вашей точки зрения происходит с гражданами Украины на самом деле?
– По-моему на Украине мы наблюдаем это самое "боевое" применение методов бихевиоризма. То есть наглядно видно, что никто на Украине не является Субъектом – все ее жители – Объекты, и их какие-либо персональные качества, черты личности – не имеют для наблюдаемого Процесса никакого значения. Так же очевидно, что в момент активного участия населения в Процессе оно не осознает, что делает.
– Также нередко можно услышать две расхожие версии. Первая – о психотропной природе этого явления и, вторая, об использовании в отношении населения страны т.н. манипулятивных технологий "зомбирования". Мол, Украину превращают в огромную тоталитарную секту. Насколько обоснованы такие утверждения, есть ли в них рациональное зерно?
– Давайте разберемся. До меня доходила информация от участников боевых действий об использовании сторонами психотропных веществ. Но тут нужно понимать, что любое вещество рано или поздно будет выведено из организма, или убьет его. Так что препараты наверняка используются, но для решения каких-то конкретных задач. Вот нужно где-то в течение максимум суток проявить жестокость, фанатизм или бесстрашие – тут психотропы безусловно подходят. Но на длительных периодах, безусловно, используются те самые манипулятивные технологии "зомбирования". Здесь имеет место прекрасно (и задолго) подготовленная и проведенная операция, которая по своей сути – маркетинговая кампания, только очень большого масштаба. Только вместо продажи товаров и услуг производилось внедрение определенных идей и формирование определенного поведения. И вот как раз методы внедрения использовались, в том числе и бихевиористические, особенно в той части, которую нужно было закрепить до неосознаваемого уровня принятия.
Что касается тоталитарной секты, то если брать за признак неосознаваемую веру и формирование "эмоционального самообъяснения" – то да, очень похоже. Так же не будем забывать, что все эти манипулятивные технологии применялись на протяжении длительного времени, которое не осознается отдельным человеком как связанный Процесс. То есть, если посмотреть на ситуацию вот сейчас с ноября 2013 по март 2015, то четко видно, что население Украины уверенно подталкивалось к войне, сейчас пока гражданской, а дальше, видимо, и к войне с Россией. Но, если взять картинку в определенный момент времени, то обычный человек просто не обратит внимания, что вот конкретно, вот эти вот некоторые моменты медиаполя, или в культурном слое – они-то как раз и участвуют в формировании и закреплении идеи того, что война не только не вредна, но даже полезна, и более того – необходима!
– Что такое "эмоциональное самообъяснение"?
– Человеческий мозг, если грубо, состоит из двух полушарий: правое отвечает за эмоции, а левое – за логику. Это очень сильно упрощенная схема, но она объяснит, как это работает. Так вот, очень часто, когда человек видит что-то, например какую-нибудь ситуацию, и ему нужно принять решение, правое полушарие может принять практически мгновенное решение на основе, на самом деле, не важно, каких признаков. Это может быть все что угодно – цвет, запах, воспоминание. И далее это решение передается левому полушарию в виде определенного коктейля эмоций. И левое полушарие – вот что важно – по сути придумывает логическое объяснение принятому на основе эмоций решению. То есть, та самая любовь с первого взгляда реально существует – вот это она и есть!
Этот механизм на самом деле достаточно сложный, и по факту весьма полезный, ведь нашим предкам нужно было выживать в очень опасном мире, оценивать который логически просто не было времени. Главное тут – комбинация эмоций служит стимулом для формирования и коррекции "логического" решения.
И вот Субъект манипуляции специально формирует нужный для определенной группы Объектов нужный эмоциональный коктейль, а дальше Объекты сами придумывают навязанному решению вполне, как им кажется логичное объяснение. То есть, само решение принимается неосознанно! А придуманное объяснение позволяет закрепить его на относительно длительный период. И это получается лучше любых психотропов. Со стороны кажется, будто человек "зомбирован", несмотря на все приводимые ему аргументы, он продолжает отстаивать свою точку зрения, даже если окружающие его факты прямо говорят, что он ошибается. То есть, когда украинский журналист, который попал сейчас на НТВ, извиняется за то, что писал год назад, он может быть вполне искренен – тогда он просто не осознавал, что делает.
– Вы упомянули коммерческие технологии, использовавшиеся на Украине для создания текущей ситуации. Можно подробнее?
– Здесь так же ничего секретного нет, на Украине все дело было в масштабе применения. То есть, население целой страны было заранее исследовано по практически обычным маркетинговым опросникам. Дополнительно было проведено исследование текущей ситуации в местной культуре и религии. Далее прямо, как по учебнику МВА, было проведено сегментирование населения и подготовка для каждого сегмента своего продукта. В конкретном украинском случае – идеи, и вместе с тем метода её внедрения до уровня неосознавания. Здесь важно понимать, что Объектами для такой манипуляции были практически все украинцы – от обычных селян до самых настоящих олигархов. Просто кому-то был предложен пакет "эконом", а кому-то предложили "эксклюзив".
В который раз повторюсь – ничего нового тут нет, все дело именно в масштабах организации Процесса. То есть, вот так собрать всех и в нужный момент получить требуемый результат – если бы это мог сделать один олигарх Порошенко, он бы не конфеты продавал.
– Возможно ли используя бихевиористические теории, прикладные технологии и методики как-то повлиять на ситуацию на Украине? Ну, например, добиться, хотя бы, снижения градуса этой запредельной ненависти или, как минимум, пробудить хоть какое-то критическое восприятие действительности?
– Как я уже говорил выше, знание Объекта о манипуляции в случае с бихевиоризмом не мешает Процессу манипуляции – само по себе. Но если Объект знает, что является участником такого Процесса, он может самостоятельно принять решение не участвовать в Процессе, исключить себя из него. Тут очень важный момент есть – Объект манипуляций, даже понимая, что им манипулируют, на самом деле не знает, кто, как и зачем именно это делает. То есть, если Объект решит, например, сделать противоположное, вполне возможно, что именно этого оператор и добивался. У американских бихевиористов описан специальный прием для формирования нужного поведения через "отрицание".
Поэтому если граждане Украины не хотят развития Процесса втягивания в войну, им, возможно, стоит прекратить свое участие в любых действиях, напрямую не связанных с их выживанием. То есть перестать смотреть любые ТВ-программы, слушать радио, читать газеты, ну может кроме курса валют и погоды. Прекратить любые обсуждения любых вопросов, кроме насущных, в интернете и при личных встречах. При навязывании любой точки зрения по любому вопросу – просто разворачиваться и уходить, не в коем случае не спорить, не обсуждать вообще ничего. Конечно экономическая ситуация подталкивает сейчас жителей Украины к такому поведению, но если нет сознательного решения не участвовать в процессе, то даже бытовые или финансовые трудности легко могут быть использованы операторами для формирования нужного поведения. То есть, если, например, в головы мужской части населения попадает правильно оформленная идея о возможности безнаказанно пограбить население в качестве нацгвардейца или военнослужащего, то чем беднее население, тем больше будет желающих такой возможностью воспользоваться.
А если говорить о внешнем воздействии, то конечно какой-нибудь Субъект, желающий, например, получить политическое влияние на Украине, может целенаправленно реализовать, в том числе и целый ряд бихевиористических стратегий для изменения ситуации в своих интересах. Насколько я помню историю, люди, прекращавшие войны, всегда получали значительное политическое влияние, часто даже большее, чем те, кто войны развязывал.
Одним из действенных способов могло бы быть с одной стороны формирование осознания гражданами Украины текущей ситуации, что спродуцировало бы выход части населения из текущих Процессов, а с другой формирование требуемых Субъекту эмоционально обусловленных решений и самообъяснений.
– А в идеале, чего можно было бы добиться?
– Смотря кто будет добиваться. Обычный украинский гражданин, который вместо участия в бесполезных манипулятивных политических дискуссиях займется своей работой и семьей получит больше денег и лучшую ситуацию с близкими людьми, что само по себе очень дорогого стоит. В масштабах страны это может быть началом даже некоторого экономического чуда, если конечно война все-таки прекратится. Посмотрите, например, на Южную Корею – там граждане сосредоточены на работе, и несмотря на враждебного соседа, государство получает замечательный экономический результат от такой сосредоточенности.
– Возможно ли как-то сублимировать, перенаправить энергию, поменять цель от саморазрушения и истребления наших украинских соседей во что нибудь менее опасное?
– Сублимация это и есть манипулирование. Сейчас что-то сублимируется в ненависть к России, Путину и ватникам, но все можно поменять. Для того, чтобы изменить вектор Процесса, прежде всего, нужен еще один Субъект. И, думаю, в интересах украинцев, чтобы это был гражданин Украины. Технически запустить и направить Процесс – лишь вопрос времени и денег.
– Каков ресурсный масштаб и сколько времени необходимо для полноценного воплощения такого проекта в жизнь?
– Это в большей степени политические технологии, а я в них не силен. Подозреваю, что весь срок реализации не превысит срока полноценной президентской избирательной кампании. Ну и стоимость видимо будет сопоставимая.
– И насколько при таком подходе высока вероятность успеха его реализации?
– Как в любых кампаниях такого рода, все зависит от ресурсов сторон, и от качества непосредственных исполнителей.