| Война цивилизаций |
Просмотров: 6883
0 Плохо0

Подписанное во время Всемирного экономического форума в Давосе соглашение между известной нефтяной компанией Royal Dutch Shell и ООО «Надра Юзовская» объявили не только крайне выгодным для Украины, но и окончательным избавлением нашей страны от диктата «Газпрома», который в последнее время превратился в пугало, подобно «деду Бабаю» из детских страшилок. Очевидно, правящая партия сочла англичан более безопасными партнерами, нежели россиян, хотя все исторические данные подобные надежды опровергают.


Южноафриканский изгнанник

Сотрудничество с Англией, всегда проводившей жесткую колониальную политику экономической экспансии, никогда не было гарантией сохранения власти пробританскими лидерами зависимых от Альбиона государств.

В 1925 г. шахом Ирана стал Реза Пехлеви, активный участник организованного англичанами государственного переворота 21 февраля 1921 г. Шах начал проведение ряда реформ, направленных на централизацию страны, установление военной диктатуры и развитие крупного бизнеса. Сам Реза-Шах превратился в крупного землевладельца.

Правительство Реза Пехлеви продлило невыгодное для Ирана англо-иранское соглашение по вопросу о нефтяной концессии. История вопроса началась еще в 1901 г., когда англичанин Вильям Нокс Дарси получил от иранского правительства концессию сроком на 60 лет на изыскание и добычу нефти по всей территории Ирана, за исключением пяти северных провинций. В 1909 г. для эксплуатации открытых в Хузистане нефтяных месторождений на основе этой концессии образовалась Англо-персидская нефтяная компания. В 1914 г. по настоянию морского министра Уинстона Черчилля британское правительство путём приобретения контрольного пакета акций компании взяло в свои руки руководство и контроль над её деятельностью.

В 1931 г. Англо-иранская нефтяная компания, обладавшая правом экстерриториальности и отчислявшая незначительную часть прибыли иранскому правительству, под предлогом падения доходов объявила о сокращении отчислений. В ответ на это Реза Пехлеви аннулировал концессию, но одновременно выразил готовность вести переговоры о её возобновлении на новых условиях. В 1933 г. концессия была продлена до 31.12.1993 г., причём категорически исключалась возможность аннулирования или изменения условий концессии односторонним актом иранского правительства. От колониальной зависимости Иран спасла лишь исламская революция (1).

Служение британским интересам не спасло Реза Пехлеви от потери власти. Виной тому стала «многовекторность» его политики. Уже к середине 30-х гг. четко наметился крен шахского кабинета в сторону Германии. Под давлением Великобритании и СССР Реза-шах отрекся от престола в пользу своего сына Мохаммеда Реза Пехлеви. Остаток жизни Реза Пехлеви провел в ЮАР (2). Кстати, единственным иностранным правителем, посетившим шаха Мохаммеда во время Тегеранской конференции, был не британский премьер Черчилль, а Сталин.

Египетский евроинтегратор

В 1863 г. губернатором Египта стал 33-летний Исмаил-паша. Его мечтой было сделать Египет частью Европы. При Исмаил-паше сооружались доки, гавани, железные дороги, телеграфные линии и новые ирригационные каналы. Продолжая политику своего деда, он направлял молодых египтян на учебу в высшие учебные заведения Европы, способствуя созданию в стране европейски образованного среднего класса. Исмаил принял на себя обязательства Саида по строительству Суэцкого канала и вложил немалые суммы в это предприятие.

Когда Исмаил только начинал свою деятельность в качестве губернатора, сумма внешнего долга Египта составляла 3 млн. английских фунтов стерлингов, а внутреннего – 4 млн. фунтов стерлингов. Спустя тринадцать лет сумма долгов увеличилась соответственно до 68 и 30 млн. фунтов. Успокоенный выгодными условиями предоставления займов со стороны международных финансовых кругов и твердо веря в способность расплатиться благодаря возросшим в годы гражданской войны в США ценам на хлопок-сырец, Исмаил довел государство до состояния банкротства. В 1875 г. принадлежавшие Исмаилу акции Суэцкого канала были выкуплены Великобританией за 4 млн. фунтов стерлингов. Исмаил был вынужден также согласиться на установление контроля Франции и Великобритании над финансами страны, а в 1878 г. передать управление страной «европейскому кабинету», в котором наряду с египетскими министрами должности получили и министры-иностранцы. Когда Исмаил в знак протеста против иностранного засилья распустил Кабинет министров, Великобритания, Франция и Германия обратились с протестом в Стамбул, и в 1879 г. он был смещен османским правительством, а на пост губернатора был посажен сын Исмаила Тевфик.

Тевфик продолжил политику отца. Правительство по-прежнему контролировалось представителями Великобритании и Франции. Подобный «двойственный контроль» сохранялся в течение двух лет вплоть до того момента, когда национально-освободительное движение, возглавляемое полковником Ахмедом Ораби, не переросло в революцию 1881 г. (3)

Халиф на час

Дружба с английскими колонизаторами не спасла и многолетнего правителя Бахрейна шейха Ису бен Али аль-Халифа. Поставленный на престол в 1869 г. шейх Иса подтвердил все обязательства перед Великобританией по прежним договорам. В свою очередь, англичане обязались защищать его как от собственных подданных, так и от правительств Турции и Ирана.

В 1880 г. Англия навязала Бахрейну Первое исключительное соглашение, в соответствии с которым шейх Бахрейна обязался не предоставлять никаких концессий третьим державам, не разрешать им устройства угольных станций, не вести с ними дипломатических переговоров, не устанавливать консульских отношений и не заключать договоров ни с какой третьей державой, кроме Англии. При этом, как и в переговорах Украины с ЕС, слово «протекторат» не упоминалось, а Бахрейн формально оставался независимым государством. Английская администрация осуществляла контроль и за внутриполитическим положением в стране. Вся власть была сосредоточена в руках британского политического агента, резиденция которого находилась в столице Бахрейна Манаме.

Колониальная политика Англии и неконтролируемое обогащение правящего клана аль-Халифа привели к значительному росту антиправительственных выступлений. Под давлением Великобритании, обеспокоенной возможностью потери контроля над нефтеносным регионом, шейх Иса в мае 1925 г. отрекся от престола в пользу своего сына Хамада (4).

«Оманутый» султан

В течение полувека Британия стремилась приобрести контроль над всей территорией Омана. Страна была разделена на два государства: суверенный имамат Оман и подконтрольный Англии султанат Маскат. В 1932 г. султаном Маската стал Саид бен Теймур, сразу же проявивший полную лояльность Великобритании, от которой зависело существование возглавляемого им государства. В июле 1937 г. султан Саид предоставил английской «Ирак петролеум компании» концессию на разведку и добычу нефти в Омане на 75 лет. Летом 1954 г. одна из дочерних компаний «Ирак петролеум» без разрешения властей имамата Омана начала поисковые работы во внутренних регионах Омана, что привело к очередной почти 10-летней войне англо-маскатских войск со сторонниками имамата. Лишь к середине 1960-х гг. Саиду бен Теймуру удалось утвердить свою власть над всеми территориями внутреннего Омана, за исключением провинции Дофар.

Как же отблагодарили англичане своего верного сторонника? В целях уменьшения накала освободительной борьбы 23 июля 1970 г. по инициативе британцев произошел династический переворот, в результате которого к власти пришел сын султана Саида Кабус бен Саид, продолживший гражданскую войну с мятежной провинцией Дофар (5).

Афганский калейдоскоп

Несмотря на три интервенции, Великобритании так и не удалось закрепиться в Афганистане. Но феодальная раздробленность страны, межплеменные противоречия, территориальные споры мелких княжеств и локальные войны позволили Британии «половить рыбу в мутной воде». История не подарила Афганистану крупных правителей, но для многих удельных князьков сотрудничество с британскими колонизаторами обернулось трагедиями и потерей владений.

Давний сторонник России и объединитель Афганистана Дост-Магомет попал в английскую ловушку во время афгано-персидской войны за Герат. Оказав афганцам помощь в завоевании этой провинции, Великобритания потребовала прекратить все отношения с Россией и в ответ на отказ Дост-Магомета 1 октября 1838 г. объявила Афганистану войну. Англичан поддержал Шудья-хан, который после завоевания страны занял престол. Презрительное отношение англичан к местному населению привело к вспышке новой войны, в результате которой англичане вынуждены были спасаться бегством, а их марионеточный правитель Шудья-шах был убит. Не желая терять контроль над Афганистаном, британцы вынуждены были вернуть на престол пребывавшего в ссылке в Индии Дост-Магомета, которому навязали колониальный договор, обязывающий «быть другом друзей и врагом врагов» Ост-индской компании, от имени которой выступали английские войска. Этот шаг заложил основы для последующих англо-афганских войн. (6)

В 80-х – начале 90-х годов XIX в. происходит возвышение ханства Джандола, правитель которого Умар-хан придерживался проанглийской ориентации. Англия, готовясь в это время к захвату независимых восточно-пуштунских территорий, Пригималайских и Пригиндукушских земель, подстрекала Умар-хана к набегам на Кафиристан, Навагай, Дир, Асмар и Сват, искавших поддержки у эмира Кабула Абдуррахман-хана. Благодаря английской поддержке Умар-хану удалось подчинить себе четыре последних княжества. Абдуррахман-хан был вынужден признать эти территории находящимися в сфере влияния Англии. Добившись своего, Великобритания в 1895 г. направила против Умар-хана 15-тысячный 219 корпус и изгнала его (7).

Эмир Якуб-хан во время второй англо-афганской войны отказался от сопротивления и 15 мая 1879 подписал Гандамакский мир, по которому афганское правительство теряло право на ведение какой-либо внешней политики иначе как при посредничестве правительства Британии, а все стратегические проходы между Афганистаном и Индией передавались последней. В августе произошло убийство английского резидента в Кабуле майора Кавеньяри. Якуб-хан 15 сентября прибыл в британский лагерь объясниться, но был обвинен в попустительстве и отправлен под конвоем в Индию. На престоле его заменил брат Эюб, которого вскоре сверг Абдуррахман-хан, племянник эмира Кабула Шир-Али. Не став отстаивать право на власть Эюба, британцы признали Абдуррахман-хана, безусловно, в обмен на приверженность договору мая 1879 г. (8)

Ловушка для президента

Несмотря на неоднократные предложения России о совместном управлении украинской ГТС, интеграции в Таможенный союз и даже обеспечения доступа Украины к разработке российских газовых месторождений, что автоматически обеспечило бы Украину дешевыми энергоносителями, президент предпочел найти «альтернативные источники» в лице англо-голландской Shell. Очевидно, считая, что подобный реверанс в сторону Запада обеспечит ему поддержку Европы во время президентских выборов 2015 г.

Ситуация при этом складывается совершенно парадоксальная. Традиционно проевропейская оппозиция единым фронтом выступает против самой идеи добычи в Украине сланцевого газа и на чем свет стоит громит Shell, а представители ПР наперебой обвиняют БЮТ, УДАР и «Свободу» в том, что они «тянут Украину в Таможенный союз». При этом оппозиции при поддержке самих представителей ПР блестяще удается подрывать авторитет президента и правящей партии в базовых для регионалов областях. Англичане же, как всегда, ничего не теряют. Совершенно очевидно, что единственной причиной возмущения оппозиции является то, что договор с Shell заключили не ее представители, а «злочынна влада».

Что же касается Виктора Януковича, после прихода англо-голландского монстра на украинский газовый рынок он перестает быть для европейцев необходимым партнером. Для них теперь удобнее более лояльные и не раз проверенные партнеры из оппозиции.

Более того, совершенно не исключен вариант, что оппозиционеры, придя к власти, осудят действующего президента за «нанесение ущерба» экологии Донбасса и Слобожанщины «путем заключения преступного договора с Shell», который, конечно же, им теперь придется выполнять.

Лорд Пальмерстон говорил: «У Британии нет постоянных врагов и постоянных друзей, а есть только постоянные интересы» (9). Свои интересы в Украине Британия уже защитила. Что же касается ее украинских «друзей», похоже, история, как всегда, учит тому, что ничему не учит.

1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/96/АНГЛО

2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/1052/РЕЗА

3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1015/ЕГИПЕТ

4 Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век/ Под ред. А.М. Родригеса. М., 2001.

5 Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век/ Под ред. А.М. Родригеса. М., 2001.

6 Маначинский А.Я. Афганистан: когда дуют ветры войны. К., 2006.

7 http://biofile.ru/his/540.html

8 http://www.vehi.net/brokgauz/all/120/120293.shtml

9 Great Britain has no constant friends or enemies but rather constant interests

Ольга Шелкова

Недостаточно прав для комментирования