| Война цивилизаций |
Просмотров: 10663
0 Плохо0

Под грузом проблем

Второй срок президентства Б.Обамы начинается на фоне беспрецедентного в новейшей истории США комплекса внутри- и внешнеполитических проблем, которые приведут к сужению горизонтов американской международной политики. По оценке Чарльза Купчана, бывшего советника по национальной безопасности при президенте Клинтоне, «президент будет вынужден смириться с утратой значительной части глобального могущества США и разделить его с нарождающимися державами».


В ближайшие четыре года внешнеполитическая стратегия США будет определяться поисками баланса между сохранением американской государственности и стремлением оказывать влияние на глобальные процессы. Парадокс ситуации состоит в том, что именно стремление к сохранению гегемонии как дорогостоящее удовольствие является угрозой государственности США, а внутренние угрозы обусловливают стремление к сохранению гегемонии, без которой Америка будет неспособна поддерживать высокий уровень потребления и стабильность в стране.

Вопрос сохранения американского государства не является фигурой речи. Превысивший 100% ВВП государственный долг, рост социального расслоения, обострение межнациональных и межрасовых конфликтов, сепаратизм штатов, с одной стороны, и законодательная подготовка правительства к массовым репрессиям – с другой, являются предпосылками возникновения гражданской войны при дестабилизации финансовой ситуации.

США будут вынуждены перейти от стратегии доминирования к стратегии выживания, что означает отказ от силового «установления демократии» в мире и сосредоточение на игре на противоречиях с попытками решать эти противоречия чужими руками.

Перезагрузка перезагрузки?

Объявленная Б.Обамой «перезагрузка» отношений с Россией принесла американской стороне ряд односторонних преимуществ, в частности обеспечение поставок в Афганистан через территорию России, поддержку Россией санкций против Ирана, благоприятствовавшее Соединённым Штатам голосование российского представителя в ООН по Ливии, подписание договора СНВ-3. Этот проект изначально планировался как односторонний. В декабре 2011 г. в статье «Почему «перезагрузка» играет на руку США и пренебрегает интересами России» журнал «The National Interest» писал: США рассчитывают, что смогут «выбивать» уступки у России, не давая взамен ничего, кроме «отсутствия враждебности».

Очевидно, что США будет сделана попытка «перезагрузить перезагрузку» в таком же одностороннем формате и с теми же попытками давления на Россию.

В сфере безопасности будут продолжены попытки создания системы ПРО без учета интересов российской стороны, с тем чтобы навязать России сокращение вооружений. Важной для США является стратегия лишения России союзников и дестабилизация ситуации вблизи российских границ. РФ столкнется в давлением США в сирийском и иранском вопросах. На европейском направлении усилия США будут сосредоточены на усилении евроатлантического вектора безопасности и развитии НАТО для блокирования инициатив России по созданию новой общеевропейской системы безопасности.

Наметилось едва ли не открытое столкновение в сфере газового экспорта, из которого США стараются вытолкнуть «Газпром»: интриги американских «агентов влияния» – восточноевропейских стран, вбрасывание на рынок конкурентных фьючерсов типа «сжиженный газ» и «сланцевый газ». Помимо беспрецедентного прямого давления на Украину по вопросу о создании газотранспортного консорциума с РФ, на все уровни проник лоббизм экологически опасных технологий добычи сланцевого газа. Дошло уже до того, что в Дипломатической академии МИД Украины представители компании «Шелл» читают государственным служащим лекции об «источниках снижения газовой зависимости от России» путем добычи пресловутого сланцевого газа, само собой, с помощью американских компаний.

Целенаправленному противодействию со стороны США будут подвергаться усилия России по интеграции постсоветских государств и созданию Евразийского союза. Здесь следует ожидать реинкарнации старых и создания новых «альтернативных» проектов, размораживания и провоцирования конфликтов, а также вовлечения партнеров РФ в различные региональные инициативы, отвлекающие внимание и ресурсы от ТС и ЕЭП.

Будут расширяться и попытки подрыва Российского государства изнутри путем финансирования и поддержки прозападных оппозиционных группировок, радикальных исламских движений, национал-фашистских «русских» организаций. Важность этого направления определена самой кандидатурой посла США в РФ - специалиста по подготовке и осуществлению «цветных» переворотов.

О том, с какой интенсивностью США под видом «перезагрузки» будут осуществлять антироссийскую подрывную деятельность, можно судить по высказыванию З.Бжезинского: «Будущее Запада зависит от того, насколько Запад сумеет интегрировать в себя Россию». Поскольку речь идет о выживании США, сила всегда останется силой, даже если она по-обамовски мягкая.

Заклятый европейский друг

Опираясь на Европу как своего главного стратегического союзника, США тем не менее не оставляют попыток дестабилизировать европейский континент, ослабить европейскую валюту и создать вокруг ЕС дугу нестабильности с целью «принуждения к сотрудничеству».

Интервенция в Ливии, а также ряд предыдущих военных авантюр США привели к разочарованию европейских участников НАТО в этой организации и активизации усилий ЕС по формированию Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). С целью возвращения контроля США над Североатлантическим альянсом на Чикагском саммите НАТО 12 мая 2012 г. была принята концепция «разумной обороны», которая станет основным инструментом привязки оборонной сферы Евросоюза к США. С помощью «разумной обороны» США удалось решить ряд стратегических задач, в частности минимизации расходов на содержание НАТО, повышения зависимости ЕС от американского ВПК и снижения возможностей Евросоюза по созданию альтернативных инициатив в сфере безопасности, в частности вместе с Россией.

При этом американцы будут наращивать усилия по созданию конфликтов между европейскими странами для обеспечения себе статуса арбитра. Речь идет не только об оборонной сфере, где наметились и усиливаются противоречия не только между «новой» и «старой» Европой, но и между отцами-основателями Европейского союза – Германией и Францией. Официальный Вашингтон оказывает значительное давление на ЕС в вопросе снижения расходов для преодоления экономического кризиса, что создает напряжение в отношениях севера и юга Европы. Принуждая Европу «затянуть пояса», американцы тем самым продлевают себе возможности наращивания долгов. Несомненно, при росте кризисных явлений в американской экономике попытки жить за счет Европы будут только усиливаться.

Стремительная исламизация Ближнего Востока и Северной Африки в результате организованных при поддержке США государственных переворотов и гражданских войн, являясь «бомбой», которую теряющие мощь Соединённые Штаты после своего неминуемого ухода из Евразии оставят всему континенту, наибольший ущерб наносит именно Европе. Резко возрастают риски терроризма, демографическое давление на страны Евросоюза и угрозы их энергетической безопасности. США неминуемо воспользуются этой ситуацией для обретения статуса «единственного защитника» европейского континента.

Одним из главных направлений усилий внешней политики США в Европе останется формирование «санитарного кордона» вокруг России путем расширения «политики соседства» ЕС и механизмов «разумной обороны»… В этом контексте Европа столкнется с давлением, направленным на часто невыгодное ей углубление интеграции с Украиной, Молдовой, Грузией и т.д. В последнее время наметилась тенденция к возрождению ГУАМ, нежизнеспособного антироссийского объединения слаборазвитых государств, способного существовать только при активной американской поддержке.

На фоне отчётливого стремления США к оптимизации своих государственных расходов вероятны попытки передать Евросоюзу управление этой структурой, что в очередной раз не спасет ГУАМ от политического небытия, но надолго повредит отношениям ЕС и России...

Остановить Поднебесную!

Несмотря на традиционные выпады Вашингтона в адрес России, главным своим соперником Соединенные Штаты склонны видеть Китай, который при сохранении темпов его экономического развития в обозримом будущем способен отнять у Америки роль мирового гегемона. Китай является не только основным поставщиком товаров в США, но и их крупнейшим кредитором, он в состоянии больно ударить по американской финансовой системе. В свою очередь, зависимость КНР от своего американского должника также является критической. Эти отношения «сиамских близнецов» и определяют стратегию США по отношению к Китаю.

В последние годы в США принят ряд программных документов, в частности новая оборонная стратегия и программа «Новый тон», оглашенная во время последнего саммита АСЕАН, в которых акценты внешней политики смещены в сторону АТР. Основными мерами «сдерживания» Китая в ближайшем будущем останутся попытки создания и укрепления антикитайского альянса в составе Японии, Южной Кореи, Сингапура, Австралии, Индонезии и Филиппин, а также нагнетание уйгурского и тибетского сепаратизма и усиление конфликтности вокруг Тайваня. Не приходится говорить и о сокращении военного присутствия США в регионе.

В то же время характер развития противостояния по линии США - Китай будет определяться, в первую очередь, возрастающей экономической и военной мощью Поднебесной. Индийские СМИ в связи с этим отмечают: «Хотя провозглашение Восточной Азии «стержнем» американской внешней политики явилось главным приоритетом, факты указывают на отсутствие радикальных изменений. Соединенные Штаты оставляют то же количество военных кораблей в Тихоокеанской акватории и не собираются усиливать свою группировку в этом регионе или брать на себя роль лидера. На это указывают недавние действия США, которые явно полагаются на то, что Индия и Австралия будут «разгребать завалы» в Африке и Пакистане и сдерживать Китай на индийско-тихоокеанском театре военных действий».

Постепенно внешнеполитические шаги США будут смещаться от откровенно силового давления к стимулированию противоречий Китая с соседями. Это приведет к возникновению очагов локальных конфликтов, и в частности увеличит возможность военных столкновений Китая с Японией.

Балканизация Евразии

По оценкам большинства аналитиков, к своему второму сроку президентства Б.Обама подошел с полным провалом ближневосточной политики. На сегодняшний момент Соединённым Штатам не удалось решить ни одну из поставленных задач: урегулирование арабо-израильского конфликта, взятие под контроль Ирака, Афганистана и Ирана, реализацию концепции «Большого Ближнего Востока», вытеснение из региона России и Китая, победу над терроризмом под флагом ислама.

Военными операциями в Ираке и Афганистане США создали ряд новых противоречий, осложнив себе дальнейшее осуществление внешней политики. Если С.Хусейн являлся противовесом Ирану, то сейчас Ирак дрейфует в сторону Исламской республики. На противостоянии с талибами в Афганистане американцы потеряли верного союзника – Пакистан. Другие союзники США – арабские монархии Персидского залива – во многом переориентировались на решение внутренних проблем и самостоятельное урегулирование возникших в регионе конфликтов.

Общую дестабилизацию Ближнего Востока усугубили и поддержанные американцами перевороты «арабской весны», в результате которых власть захватили исламисты. Военная интервенция в Ливию превратила некогда процветающую страну в арену гражданской войны с неизвестным исходом.

Непоследовательность внешней политики США в вопросе урегулирования арабо-израильского конфликта поставила Израиль, являющийся форпостом влияния США в регионе, на грань выживания.

Видимый провал политики США на Ближнем и Среднем Востоке по всем направлениям слишком масштабен, чтобы быть именно провалом. Американская политика всегда отличалась умением достигать своих стратегических целей в том виде, в котором они поставлены. С гораздо большей вероятностью можно предположить, что, сознавая неизбежность ослабления своего влияния в Евразии, Вашингтон перешёл от тактики управляемого хаоса к созданию хаоса неуправляемого. Такой хаос, распространяемый по Евразийскому континенту, надолго заблокирует интеграционные процессы в «материковой сердцевине мира»…

Новая политика США в отношении «евразийских Балкан» будет отличаться рациональностью, сдерживанием «Аль-Каиды» и «Талибана» при сохранении за ними определённых оперативных возможностей, переходом от открытых агрессий к теневой поддержке дестабилизирующих сил, а также попытками передать часть ответственности за последствия своей стратегии государствам Евразии.

Высока вероятность перерастания сирийского конфликта в региональную войну с участием Турции и Израиля. Для Ирана же ситуация складывается относительно благоприятно, он сможет укрепить свои позиции в регионе за счет влияния на Ирак, используя это в противостоянии со своими традиционными противниками в Персидском заливе. Продолжение же ядерной программы приведет к ужесточению режима санкций и в качестве ответа - к активизации усилий Ирана по присоединению к ШОС.

В наиболее рискованной ситуации находится Израиль, которому всё труднее рассчитывать на прямую военную поддержку США. Речь идет ни много ни мало о выживании еврейского государства, оказавшегося в окружении радикальных исламских режимов - перед риском войны с соседями вплоть до ядерного конфликта. В случае победы на выборах 22 января 2013 г. Б.Нетаньяху вероятность такого сценария резко возрастает.

На данный момент некоторым островком стабильности на бурлящем Ближнем Востоке пока остаются исламские монархии Персидского залива, традиционно считающиеся союзниками США. Однако американским стратегам может показаться выгодным инспирировать там государственные перевороты по сценариям «арабской весны». Для преодоления системного экономического кризиса и сохранения роли мирового гегемона Америке необходимо совершить технологический рывок, но фактор времени работает против неё, потому не таким уж фантастическим выглядит предположение о готовящейся дестабилизации стран Персидского залива с целью нанести удар по энергозависимым экономикам Евросоюза и Китая.

Дальнейшая дестабилизация «евразийских Балкан» и возникновение там региональных войн вполне устраивают США, ибо ведут к расползанию конфликтов на Кавказ и Центральную Азию, ослабляя Россию и затрудняя Китаю доступ к ресурсам.

Еще одной точкой приложения усилий США по срыву процессов евразийской интеграции является создание искусственных противоречий путем «вброса» нереализуемых интеграционных проектов. Ярким примером подобных действий может служить поддержка Вашингтоном проекта ТАПИ, невзирая на невозможность обеспечить бесперебойную работу трубопровода. Другой пример - вмешательство США в планы Китая по созданию «нового шелкового пути» непременно с вовлечением туда Афганистана, который американцы не совсем оправданно считают своим плацдармом в Центральной Азии. Здесь закладываются семена конфликтов не только между Пакистаном и Индией, Китаем и Индией, но и в отдалённой перспективе - между Китаем и Россией.

Теряя статус единственной глобальной сверхдержавы, США не отказываются от попыток стимулировать в Евразии «геополитический плюрализм» (З.Бжезинский), что прямо подтверждается их усилиями по дестабилизации крупнейших государств Евразийского континента с южного (ближневосточно - средневосточного) направления.

Ольга ЩЕДРОВА

Недостаточно прав для комментирования