Это было трудное послушание. Я ни в коем случае не желал себе такого тяжелого креста, как быть Первоиерархом или председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, потому что моими предшественниками были люди высокой духовной жизни — митрополиты Антоний (Храповицкий), Анастасий (Грибановский), Филарет (Вознесенский), Виталий (Устинов) и мой ближайший предшественник митрополит Лавр (Шкурла). И поэтому я со страхом и трепетом приступил к своим обязанностям, но считал, что не могу ослушаться Церкви и кто-то должен нести этот крест. Поэтому я подчинился такому избранию, всецело полагаясь на Божью помощь и на молитвы всех православных верующих.
Восприемником каких традиций (помимо канонических) Вашего предшественника митрополита Лавра Вы себя считаете? Каковы важнейшие проблемы РПЦЗ, доставшиеся Вам в наследство?Владыка митрополит Лавр был человеком мира, любви и смирения. Он всегда спокойно, вдумчиво относился к разным обстоятельствам, возникающим проблемам и не сразу делал выводы, принимал решения. Я думаю, что он решал проблемы с Божьей помощью, пламенной молитвой, т.е. принимал решения осторожно. Считаю, что должен учиться у него тому, чтобы все делать таким же спокойным, мирным образом. Конечно, мы люди, мы ошибаемся. Главное — осознать свои ошибки и постараться исправить их.В нашей Церкви имеются проблемы разного рода. Во-первых, это недостаток кадров (священнослужителей). Наши заграничные епархии находятся на разных континентах. Некоторые страны очень бедны, например страны Южной Америки, и Церковь не может должным образом обслуживать там людей. Во-вторых, есть проблема ассимиляции. Люди, живущие вне своей Родины, находятся под влиянием местной культуры и языка. Прежде всего, нам нужно сохранять православную веру. Если мы не утратим веру, то сохраним и русский язык и культуру. В противном случае нас ждет умерщвление, растворение в местной культуре — нехристианской, неправославной и нерусской. Уже целых три поколения наших людей, потомков первых эмигрантов, живут в православии, и очень важно, чтобы их связь с Церковью не прерывалась. Нам за границей приходится представлять нашу веру и наши традиции на разных языках. Это нелегкая задача, но с Божьей помощью мы ее решаем. В чем специфика деятельности РПЗЦ сегодня? В чем похожа и чем различается православная жизнь в России и за рубежом? Велика ли разница в ментальности прихожан в Поместной Русской Православной Церкви в разных частях света?Я уже частично ответил на этот вопрос. В России количество верующих столь велико, что священникам сложно поддерживать личные контакты со своими прихожанами. За границей же священники, даже архиереи, довольно близко знакомы со своей паствой. Правда, в России, в небольших деревнях священники тоже хорошо знают прихожан. Это очень полезно для самих верующих, поскольку в лице священника они имеют отца, наставника, духовника, который может помочь им в любое время. Точно так же священники поместной Русской Православной Церкви всегда готовы поспешить на помощь. В этом и заключается основная разница. В России все больше и больше верующих, и священнослужители просто физически не могут быть доступным всем, в том числе и тем, кто еще не пришел в церковь. Тут параллельно возникает миссионерская задача: приблизить невоцерковленных, познакомить их с верой в Бога и в православие. За границей, где небольшая паства, волей-неволей приходится заниматься миссионерством среди иноверцев. Часто люди сами приходят и просят принять их в Церковь. Наш Спаситель заповедал нам идти ко всем народам и проповедовать Евангелие спасения. Какой Вам запомнилась Сиднейская и Австралийско-Новозеландская епархия?Это часть моей жизни, моего сердца, воспоминания о ней вызывают у меня самые светлые чувства. Будучи назначен архиепископом в Австралийско-Новозеландскую епархию, я впервые стал правящим архиереем. До этого я был только викарным, т.е. помощником. Для епископа его епархия — это его невеста. Поэтому Австралийско-Новозеландская епархия до сих пор остается под моим ведением — я провел там 13 лет и все мне близки, все знакомы, мы чувствуем себя единой семьей. Надеюсь, что Господь поможет нам продолжать мирную, спокойную жизнь, которая является спасительной для всех в нашей епархии. Каковы, на Ваш взгляд, особенности взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в современной России? Мы очень рады, что в России сейчас установилась полная свобода вероисповедания для всех и что православие как вера большинства русских людей обретает достойное место в жизни общества. Отрадно, что между Православной Церковью и государством установлены хорошие, добрые отношения. Святейший Патриарх при возведении в сан совершенно справедливо сказал: существует симфония, в которой Церковь и государство помогают друг другу на благо всего народа. Мы это приветствуем. В какой степени РПЦЗ испытывает на себе влияние постоянно меняющихся условий жизни в современном мире? Как это сказывается на традициях церковного богослужения? Удается ли Зарубежной Православной Церкви сочетать здоровый консерватизм с удовлетворением возникающей потребности в изменениях?Христианство на Западе быстрыми темпами исчезает, испаряется, и верующие ощущают подобные изменения. Распространяются антихристианские настроения, христиан высмеивают. Это делает жизнь православных христиан нелегкой, но, слава Богу, на Западе существует свобода, и человек сам должен быть тверд в свой вере, ему надлежит придерживаться своих традиций, соблюдать заповеди Христовы. Нас прежде всего волнует проблема языка: очень важно, чтобы молящиеся понимали в богослужении каждое слово. Поэтому на чужбине, если это необходимо, мы проводим службу на местных языках — английском, французском, немецком. Ведь многие наши прихожане уже не говорят на русском языке и тем более не понимают церковно-славянского языка. В то же время мы сохраняем наши церковные богослужебные традиции, менять их нет надобности. Понятие миссионерства обычно ассоциируется с расширением сферы влияния католической церкви. Однако православная христианская традиция во все времена была прославлена многочисленными подвигами святых подвижников-просветителей. В эпоху революционных потрясений создалась такая ситуация, когда тысячи людей, принявших крещение, оказались в путах просвещенного язычества, оставаясь христианами только формально. В чем Вы видите особенности миссионерской деятельности РПЦЗ на территории России и за ее пределами?Когда католики пришли в Южную и Северную Америку, они совершили большую ошибку: обращали население в христианскую веру насильно. В итоге христианство смешалось с язычеством, и поэтому сегодня мы наблюдаем, например, в Южной Америке, великий исход из католичества в другие вероисповедания, особенно в протестантство пятидесятнического направления. Православие всегда проповедовало Христа с любовью и смирением и старалось, чтобы люди убедились в истинности веры. Только убежденный человек может стать настоящим христианином. Сегодня перед Русской Церковью снова стоит великая задача проповедовать православное христианство среди разных народов Российской Федерации и в странах бывшего Советского Союза. Православная Зарубежная Церковь проповедует вне России людям, имеющим русское, славянское происхождение, на разных языках объясняя им веру, помогая желающим примкнуть к истинной Православной Церкви. Мы должны всегда с открытым сердцем принимать их. Сейчас, слава Богу, существует много катехизической и духовно-назидательной литературы на разных языках. И в России тоже отмечается изобилие духовной литературы. Сегодня во многих развитых странах стала острой проблема национального экстремизма как уродливой формы патриотизма и этнического самосознания. Существует ли она на канонической территории РПЦЗ? Какими видятся Вам пути преодоления этой проблемы и какова здесь роль Церкви?Я бы сказал, что среди русских, живущих за границей, не существует проблемы национального разделения. Мы мирно живем среди представителей разных народов и вероисповеданий. В то же время невозможно отрицать, что в разных странах такая проблема существует, бывают случаи фанатизма, экстремизма. Это отрицательные явления. Если Церковь имеет влияние на людей, то она должна учить их относиться друг к другу с терпимостью, уважением. Мы как православные христиане не должны поддерживать экстремистов. Сегодня, когда СМИ зачастую агрессивно настроены против института Церкви, когда в угоду интересам международных корпораций попираются основы законности и правопорядка, людей лишают возможности отстаивать свои интересы в рамках правового поля, вызывает опасения тенденция роста религиозного экстремизма. Насколько актуальным это является для РПЦЗ и какой, по Вашему мнению, должна быть позиция Церкви в этом вопросе?Видимо, Вы имеете в виду то, что пишут в газетах или в Интернете те, кто не принял воссоединение Русской Зарубежной Церкви и Православной Церкви в России, те, кто пытается очернить Святейшего Патриарха, иерархию и все, что делает Русская Православная Церковь. Конечно, это неизбежно, поскольку существует свобода слова. Но, как говорится в Священном Писании, мы должны понять: от Бога это или не от Бога, с рассуждением, а не наивно прислушиваться ко всякому злословию. Поэтому экстремизм всегда вреден, он направлен не на добро, а на негативные действия. Каковы Ваши личные впечатления от участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в январе
Как известно, идолопоклонство, в частности служение золотому тельцу, — один из наиболее распространенных грехов в современном мире. Многие предприниматели задаются вопросом, как сохранить конкурентоспособность в условиях диктата волчьих законов рынка и при этом сохранить целостность своего духовного устроения. Как в условиях распространения западных ценностей звучит проповедь РПЦЗ на эту тему?
Я думаю, что это будет общехристианское мнение, не связанное только с РПЦЗ. Само по себе богатство не является злом. Злом является служение только ради богатства, денег. Если человек честно работает, соблюдая нравственные законы, то Господь дает ему возможность иметь прибыль. Это не грех. Грехом является жизнь только для себя или нечестно приобретенные богатства. Я очень рад, что в России много православно настроенных предпринимателей, которые помогают, занимаются благотворительностью. Ведь и в прошлом состоятельные люди строили храмы, богадельни, больницы. Например, великая княгиня Елизавета Федоровна заботилась о бедных, от своего имения помогала нуждающимся. Предприниматели, добившиеся успеха в своем деле, должны делиться с неимущими. И тогда Господь их благословит и даст спасение. Не только богатые, но и бедные люди могут быть скупыми. Поэтому сами по себе бедность и богатство не являются ни грехом, ни добродетелью. Когда мы чувствуем нужду ближнего, то сочувствуем ему и помогаем. В чем, по-Вашему, состоит различие между мирским и православным пониманием прав и свобод человека?Человек может жить в свободном обществе, но быть плененным своими пороками и страстями. Поэтому по-настоящему свободный человек — это тот, кто прикован к Господу, кто берет на себя бремя Христа, или ярмо Христовой Веры и освобождается от греховных привычек и страстей через молитвы, личный подвиг, требовательность к себе. Даже находясь в заключении, он может быть самым свободным человеком, если верует в Бога и совесть его чиста. В сентябре