Некоторые украинские политики и, в первую очередь, президент, стараются убедить «маленьких украинцев» в том, что Запад – это нечто вроде Рая, или Эдема, как еще принято называть мифическое место, где есть и пить можно «по потребностям», как в программе КПСС. И, что особенно важно для нашего обывателя, не особенно утруждая себя при этом работой. Знай, лежи себе под вишней, смотри, как пчелы нектар несут, а вареники и содержимое стопки сами собой в рот летят. Не забывай только своевременно его открывать. Так ли это?
Капиталы двинулись на Восток
Действительно, многие у нас, да и в соседних странах привыкли смотреть на ЕС и США, как на Землю Обетованную, забывая, что там существует немало неприятных вещей: безработица, бедность, преступность и т.д., и т.п. А относительно высокий уровень жизни оплачивается интенсивным трудом, в котором нет места перекурам и, тем более, отлучкам «на кружку пива». Но главное, оказывается, даже не в этом.
Сегодня в мировой экономике происходят сдвиги, которые по своему воздействию на всю планету можно сравнить разве что с открытием Америки и последовавшей вслед за этим «революцией цен» в Европе. Величайшие колониальные империи Испания и Португалия, первоначально выиграв на грабеже запасов золота и серебра, вскоре оказались нищими и разоренными, на столетия уйдя с мировой арены, а на первый план вышли Голландия и Великобритания.
В наши дни мы наблюдаем картину, парадоксальным образом перекликающуюся с той, которая рождалась в XVI-XVII веках. Запад рассчитывал, что главный приз от глобализационных процессов достанется ему. Но нынче вырисовывается иное. Капитал в погоне за прибылью двинулся на Восток.
Да и как не двинуться, если там, особенно в Китае, колоссальные ресурсы довольно образованной, дисциплинированной и дешевой рабочей силы. А правящая КПК обеспечивает стабильность. В результате Поднебесную уже сегодня можно назвать новой «мировой мастерской», а Шанхай на глазах превращается в третий, после Лондона и Нью-Йорка, финансовый центр мира.
Когда одного из выступавших депутатов китайского парламента на последнем Международном экономическом форуме в Давосе спросили, почему китайцы не покупают больше американских товаров (как известно, в среднем китаец откладывает, не тратя, половину своих доходов), то китайский депутат ответил: «Китайцы сберегают свои сегодняшние траты на завтра, а американцы тратят свои завтрашние сбережения сегодня». Иными словами, китайский парламентарий произнес то, что у многих давно уже на уме: Китай имеет будущее, а Соединенные Штаты его потеряли.
В «китайскую» и «индийскую» Азию ушло производство ширпотреба и бытовой техники. Уходят многие отрасли машиностроения, в том числе и производство автомобилей. Как говорит российский эксперт Сергей Караганов, туда будет продолжать перемещаться большая часть трудоемкого промышленного производства мира, а также производство новых технологий и знаний. То есть пройдет еще десяток лет и многих традиционных отраслей промышленности в США и Европе почти не останется.
В итоге у Запада появится масса социально-экономических проблем. Вернее, они уже появились. В экономике развитых стран большая часть старых отраслей не выдерживает конкуренции с дешевыми китайскими товарами, отмечает видный российский экономист-неолиберал Евгений Ясин. Люди, понятно, покупают то, что дешевле, но, одновременно, достаточно качественное.
Быстрыми темпами наращивает экономическую мощь Индия, народное хозяйство которой в большей степени, чем китайское, ориентировано на производство услуг в высоких технологиях, в частности, в области современных телекоммуникаций и программного обеспечения. В Бангалоре, например, где расположены крупные индийские ИТ-подрядчики, включая Infosys, Tata Consultancy Services и Wipro Technologies, а также многие западные ИТ-компании, в технологическом секторе сейчас занято более 200 тыс. человек. В Индии считают, что по качеству научно-технических разработок Бангалор уже не уступает знаменитой Силиконовой долине в США.
Не следует также забывать об экономике Японии. Кроме того, к числу мощных в экономическом отношении стран относятся Тайвань и Южная Корея.
Большие возможности открывает формат государств «АСЕАН + 3», объединяющий членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Китай, Японию и Южную Корею. У этой организации есть потенциал стать самым большим торговым блоком мира, затмив Евросоюз и Североамериканскую ассоциацию свободной торговли. Углубление связей между странами «АСЕАН + 3», как отмечают наблюдатели, – это крупное дипломатическое поражение США, надеявшихся использовать организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) для ограничения роста азиатского экономического регионализма за счет Америки.
Запад утратил историческую перспективу
Центр мирового капитализма, как видим, перемещается из Северной Америки и Европы в Азию. Если в 2005 году западные страны производили 50% мирового ВВП, то к 2020 году ожидается 40%. Мощь экономик Запада заметно ослабела. Перемены уже видны, как говорится, невооруженным взглядом. Мы же до сих пор считаем, что «мотор» мировой экономики, - это США, ФРГ, Великобритания и Франция. У нас принято рассматривать приобретение какой-либо захудалой фирмочки на Западе в качестве высшего мерила успеха. Мы каждый день с гордостью подсчитываем, на какую долю процента возрос товарооборот со странами ЕС. Считаем, даже не интересуясь, что туда продаем. А надо было бы, поскольку это, главным образом, отнюдь не продукция с высокой долей добавленной стоимости.
Но самое страшное коренится в том, что мы не хотим видеть, что Запад утратил историческую перспективу. То есть мы сознательно пытаемся «пристроить» Украину, причем на вторых и даже третьих ролях, к системе, не имеющей особых шансов даже в обозримой перспективе, не говоря уже о большем.
На самом деле, чтобы быть снова «мотором», западным странам необходимо перестроиться, совершить новый инновационный прорыв. Как, например, было с переходом от паровой машины к двигателю внутреннего сгорания, или с появлением интернета. Но сказать, когда это произойдет и произойдет ли вообще, очень сложно. Ведь такой переход может родиться и на Востоке. Хотя бы в той же Индии, с ее Бангалором.
«Бремя белого человека» США уже не под силу
Пока же единственным «новшеством» Запада является откровенно империалистическая политика администрации Джорджа Буша. И особых перемен не предвидится. Как известно, Джон Маккейн – лучший друг Михо Саакашвили, а Сара Пейлин признается, что могла бы применить ядерное оружие ради защиты грузинской «демократии».
Однако «новшества» такого рода привели к тому, что не по Сеньке оказалась шапка. Расходы на захватническую политику превысили финансовые возможности страны. На военные нужды в 2009 финансовом году, который начинается в США с 1 октября, выделено 612,5 млрд. долларов, что составляет более половины военных расходов всего остального мира.
Это огромнейшая сумма даже по масштабам США. Особенно, если учесть, что реальное производство уплывает из страны. В результате товары поставляются из Китая и других азиатских стран. Понятно, туда уходят капиталы, а мировые претензии по-прежнему находятся в Вашингтоне. Но «бремя белого человека» США уже не под силу.
Собственно, с этими процессами связан и нынешний финансовый кризис, берущий начало из США. Нужно было искусственно поддержать пошатнувшуюся экономику. Для этого сделали более дешевым кредит. Американцы бросились в омут обзаведения недвижимостью. Когда же появились признаки инфляции, а евро стал вытеснять доллар на мировых рынках, учетную ставку было решено поднять. В результате кредит стал дорогим, а те, кто его получил раньше, не смогли рассчитаться. Так родился ипотечный кризис, плавно переросший в финансовый и охвативший, в разной степени, весь мир.
Об ответственности США за нынешний кризис напомнила 22 сентября канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она заявила, что США и Великобритании попустительствовали финансовым рынкам, которые не желали брать на себя добровольные контрольные обязательства. Тогда во многих странах Евросоюза было принято решение принять административные меры в банковском секторе, в частности ввести определенные правила предоставления кредитов. Поддержать такие меры обещал и Вашингтон. Но когда дело дошло до их реализации, в Америке дали задний ход.
«Была договоренность, - сказала Ангела Меркель. - Европа вводит такие меры, и Америка тоже. Мы все добросовестно сделали, а американцы сказали: без нас. Так нельзя поступать в международных отношениях». Расхлебывать приходится теперь налогоплательщикам не только в самих Соединенных Штатах, но и во многих других странах, поскольку мировой финансовый рынок - это единый организм.
И, если индекс украинской ПФТС с мая этого года упал на 70%, то винить в этом надо, в первую очередь, зарвавшийся американский капитал. Вместо этого, президент Виктор Ющенко поехал в Вашингтон, как подозревает народный депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко, просить у американского истеблишмента «добро» на силовой вариант решения нынешнего политического кризиса в Украине. Очевидно с тем, чтобы учредить в Украине диктаторский режим, подобный тому, который установил в Грузии Михо Саакашвили.
Но не только с индексом плохо стало. Вот цитата из немецкой «Frankfurter Аllgemeine» от 18 сентября: «В принципе страна располагает многочисленными аграрными и индустриальными ресурсами, но промышленное производство в последние месяцы форменным образом рухнуло. В августе в годовом исчислении оно сократилось на 0,5%. Рынок же рассчитывал на прирост в 4,7%. Помимо этого, существует большая проблема с инфляцией. Потребительские цены в годовом исчислении выросли в августе на 26%, закупочные – на целых 47%, а торговый баланс в июле оказался резко отрицательным. Валюта страны по отношению к доллару обесценилась за последние недели на 9%».
Разумеется, в происходящем замешана и политика. Однако сегодня хочется спросить: а кто придумал т.н. «третий тур» президентских выборов в 2004 году? Ответ прост: те, кто хотел отдать власть «тихому американцу» Виктору Ющенко, и находятся они все там же – в Вашингтоне. Те же господа «позаботились» о разгоне парламента в 2007 году и проведении досрочных выборов, в результате чего страна погрузилась в глубокий политический и социально-экономический кризис.
«Поставить Америку на место»
«В 1998 году госсекретарь США Мадлен Олбрайт сказала о своей стране: ‘Мы незаменимое государство’. Однако США оказались вполне заменимым государством. Европа, Китай, Россия, Латинская Америка и другие регионы и страны потихоньку предпринимают меры, эффектом, если не единственной целью, которых будет поставить Америку на место», – писала китайская газета «China Daily». В свою очередь американский исследовательский фонд «RAND Corporation» утверждает, что Китай к 2020 году значительно усилится и превратится в ключевого игрока на глобальном пространстве.
В более широком смысле надо говорить о прорыве и в экономике и политике, который происходит в странах Восточной и Южной Азии. И, если мы хотим нормально жить, нам нужна не стратегия «евроатлантического выбора», на которой помешан президент, а стратегия опережающего экономического и политического сближения с передовым Востоком, который на глазах превращается, как замечает Сергей Караганов, в «новый Запад». Разумеется, поддерживая при этом на достаточном уровне отношения с европейскими странами.
И не забывать, что весна и лето Запада уже прошли. Сейчас западный Эдем окрашен в грустные цвета осени. За ней придет зима…
Виталий Дзюба