ПРЯМО СКАЖЕМ, последние действия руководства США на мировой арене представляются достаточно нервическими. И постоянные "наезды" на Иран, вызывающие яркие ассоциации с аналогичными действиями в отношении Ирака, и не совсем корректные переложения речей нового президента этой страны, и активность в отношении Сирии, и давление на новые страны в Средней Азии... Абсолютно невероятные выборы в Афганистане, на которых гражданам выдавались уже заполненные бюллетени, а подсчет голосов осуществлялся многие недели, не менее "демократический" референдум в Ираке...
Всё это наводит на размышления о том, что либо у США есть какой-то серьезный козырь, который они готовы предъявить в любую секунду и выиграть все эти (и еще большее количество неназванных) геополитические схватки, либо же в рамках естественного развития ситуации они видят у себя какую-то серьезную слабину, которую хотят скрыть путем запутывания конкурентов в череде многочисленных ложных ходов и комбинаций. Первый подход представляется спорным, поскольку не очень понятно, зачем столько времени терпеть ситуацию, например, в Ираке, где уже погибло более 2000 американских солдат, где контроль над ситуацией все более и более уходит из рук оккупационной армии, и которая все более негативно влияет на рейтинг правящей партии. Более того, отставка Либби, руководителя аппарата вице-президента Дика Чейни, признанного идеолога нынешней американской администрации, тоже, по большому счету, следствие иракской войны. И, в общем, если бы козырь был, то его давно бы уже нужно было применить.
Но и со вторым вариантом сложности. Не может же проблема возникнуть совершенно на пустом месте. Это не гигантский метеорит, не катастрофическое землетрясение, не Годзилла, наконец, который неожиданно проснулся в пещере под Манхэт-теном. Должна быть какая-то стратегическая слабина, которая, всё более и более углубляясь, привела руководство США к мысли "сегодня или никогда". То есть те возможности, которые есть сейчас, нужно реализовывать немедленно, в противном случае, ресурсов на это в обозримом будущем уже точно не будет.
И вот что удивительно: приведенный ниже анализ показывает, что такая стратегическая слабина действительно есть, и именно в рамках ее развития пару-тройку месяцев тому назад стало ясно, что одна из сопровождающих ее проблем достигла критического масштаба. Но — обо всем по порядку.
Тот, кто в силу своего возраста имел возможности учиться марксизму-ленинизму, должен помнить, что существующий на Западе строй называется империализмом, а суть его состоит в перераспределении "пирога", который накоплен к настоящему времени и производится сейчас. Перераспределению от эксплуатируемого большинства в пользу меньшинства, которое сегодня зовется "золотым миллиардом". Конкретно для США это выражается в том, что производя менее 20% мирового ВВП, потребляют они около 40%. Сразу отвечу на потенциальные претензии оппонентов о величине этих цифр. Сами США считают, что производят более 25%, но я уже неоднократно писал о статистических манипуляциях, типа приписной ренты, которые завышают ВВП этой страны процентов на двадцать. Что касается потребления, то я даже готов сократить эту цифру где-то до 35%, поскольку принципиально это ни на что не влияет.
В XIX веке такое перераспределение гарантировалось за счет "политики канонерок" и ограбления колоний. В конце XX и начале XXI — за счет финансовых технологий. Которые состоят, по большому счету, в эмиссии доллара — главной мировой валюты, единой меры стоимости современной мировой экономики. Но ведь эмиссия, как нас учат монетаристы, неминуемо ведет к инфляции. Ну да, ведет. Но ее можно очень долго скрывать, во-первых, за счет расширения активов в обороте, во-вторых, за счет расширения зоны обращения доллара. Со вторым с некоторых пор, проблемы, с первым — процесс идет колоссальными темпами. Фьючерсы на сырье и на акции, опционы, варранты, их комбинации и рекомбинации... Пирамида деривативов все растет и растет и все труднее ответить на главный в этой схеме вопрос: а кто это всё купит?
Иностранные компании? Но зачем? С целью получения прибыли? То есть эти бумаги должны приносить прибыль? А что это значит? Что кто-то обменяет свои доллары, находящиеся за пределами США, на некие бумаги, которые в обозримом будущем можно будет снова обменять на доллары, но уже в большем количестве. И откуда эти дополнительные доллары возьмутся?
Американское государство тратит всё больше и больше денег, что ведет к постоянному росту дефицита его бюджета. Сегодня он больше 400 миллиардов долларов — что соответствует 4% ВВП. Именно на такую сумму ежегодно растут долги американского правительств. Точнее, его федеральной части. А суммарные американские долги, то есть государства (включая отдельные штаты и муниципалитеты), домо-хозяйств и корпораций составляют на сегодня более 38 триллионов долларов — то есть примерно четыре годовых ВВП США (который равен более 11 триллионов долларов по официальным данным и порядка 9 триллионов в реальности).
И, по большому счету, именно под эти долги и печатаются доллары, которые обеспечивают доходность всех обращающихся в мире ценных бумаг.
Проблема только в том, что в условиях, когда доллары достаются так легко, за счет простого печатания, работать совсем не хочется. Да и зачем, если можно напечатать еще чуть-чуть и купить всё в Китае? Да и как какой-нибудь национальный производитель в США может рассчитывать на конкуренцию с Китаем, в котором стоимость рабочей силы на порядок меньше? В результате в США в конце 90-х годов, после исчерпания позитивного для них эффекта распада СССР, началась депрессия. А депрессию они лечили стандартно — путем снижения учетной ставки (аналога нашей ставки рефинансирования). А поскольку в США Федеральная резервная система реально рефинансирует банки, то именно эта ставка определяет реальную стоимость кредита для потребителя, которая оказывается где-то на полтора-два процента ее выше.
Пока денежные власти США стимулировали свою экономику, они держали учетную ставку на уровне 1%. И все кредиторы рефинансировали свои долги под эту ставку, то есть платили где-то 3% в год (это без учета основной суммы). А сейчас, когда инфляция стала расти, власти США стали эту ставку поднимать, сейчас она уже равна 3,75%, то есть обслуживается уже практически под 6% годовых. С учетом накопленного долга, цифра которого приведена выше, американские должники должны в этом году выплатить на один триллион долларов больше, чем в прошлом году. Напомним, что в прошлом году американская экономика выросла всего на 4%, то есть три четверти ее прироста в этом исчезнет только за счет эффекта удорожания кредита... А ведь есть еще и другие эффекты. Да и вообще, как должна себя чувствовать экономика, из которой каждый год выводится активов на 20% ВВП?
Неудивительно, что даже такие гиганты американской экономики, как General Motors и Ford, оказались на грани банкротства. Рейтинг их долговых обязательств снижен до "мусорного" уровня, поскольку текущих поступлений от продаж явно не хватает для обслуживания накопившихся в 90-е годы долгов. Но проблемы есть не только у производителей. Буквально пару недель назад США потряс скандал с одним из крупнейших независимых (то есть не входящих в стандартный уолл-стритовский набор) брокеров, компанией Refco. Стандартный (после Enron, Worldcom и ряда других американских компаний) набор бухгалтерских махинаций и банального воровства наводит на размышления: а может быть, дело в том, что нормальная компания в США сегодня и не может сохранить стабильное положение на бирже, обеспечить высокий курс своих акций, если покажет реальную информацию о своем финансовом положении? Почему менеджеры вынуждены заниматься подтасовками, а аудиторы их прикрывать? Поскольку иначе прямой путь к банкротству. А в такой ситуации, когда вскрытие информации неминуемо влечет за собой крах карьеры, воровство просто становится компенсацией для менеджеров.
Здесь пришла пора вернуться к заданному несколькими абзацами выше вопросу: кто купит все те активы, существование которых дает возможность делать такие колоссальные долги? Корпорации? Но они могут купить, только что-то продав. Конечному потребителю. Разумеется, часть этих потребителей расположена за пределами США, но, с учетом уже приводившихся выше цифр превышения реального потребления над производством, главный потребитель все-таки находится в США. Это — американские граждане. И каково их состояние?
Непрерывный рост долговых выплат (как мы уже прикинули, даже без учета "основного тела" долга, только выплаты по процентам выросли за последний год примерно в два раза) требует компенсации за счет других статей. Уменьшать сбережения невозможно, их норма опустилась в США до нуля и регулярно зашкаливает в отрицательную область. Такая ситуация была в американской истории только один раз, в конце 20-х годов прошлого века и закончилась Великой Депрессией. Рассчитывать на рост заработной платы тоже не приходится — безработица в США мягко говоря, не уменьшается (число вновь создаваемых рабочих мест стабильно ниже прироста рабочей силы), финансовое положение корпораций тоже оставляет желать лучшего. Во всяком случае, объявлении о закрытии производств являются нормой. Да и вообще, пик зарплат приходился аж на конец 60-х годов, а весь прирост национального богатства за последние десятилетия достался 20% самых богатых семейств. С чего бы увеличивать расходы остальным?
И что остается? Рефинансировать ипотечные кредиты, за счет роста недвижимости. То есть финансировать одну пирамиду за счет другой. Даже Алан Гринспен, уходящий руководитель ФРС США, отметил, что доля потребительских расходов, осуществляемых за счет новых долгов, взятых под рост недвижимости, достигла 600 миллиардов долларов в год или 7% общих расходов потребителей. А несколько лет назад она составляла всего 1%.
А поскольку снижать потребление никак нельзя (ведь именно под будущие продажи, в конечном итоге, берутся все корпоративные кредиты и обязательства), остается их стимулировать за счет роста долга. А поскольку этот рост еще более увеличивает выплаты по долгам, то предлагать его нужно еще больше... И в этой ситуации печатать денег нужно всё больше (в частности потому, что экономика США растет со скоростью не выше 5%, а суммарные долги за последний год увеличились почти на 10%), что неминуемо должно вызвать инфляцию
Здесь мы подошли к самому главному моменту. Стратегическую слабость мы уже показали: рост американской экономики не может в настоящее время компенсировать увеличения ее долгов. Но, теоретически, такая ситуация может продолжаться очень долго, а там глядишь, все как-то само собой образуется... Но вот инфляция...
Официальные данные по инфляции промышленных цен за сентябрь месяц, распространенные СМИ, дали цифру в 1,9%. Тщательное изучение отчета дало еще более крупное значение в 2,9%, или 9,6% в годовом исчислении (сентябрь к сентябрю 2004 года). А если предположить, что тенденция продолжится, то к сентябрю 2006 года инфляция составит более 30%, что выше, чем в России (28,3% по итогам 2004 года). Не удивительно, что только по итогам сентября промышленное производство в США упало на 1,3% (в месяц!). Резко упали и показатели заказов, и уверенность потребителей. Инфляция потребительская, правда, пониже, "всего" 1,2%, но и это рекордные за 25 лет цифры.
Разумеется, можно надеяться, что в октябре все перечисленные показатели дружно вернутся к норме. Но я недаром привел все предыдущие выводы: рост инфляции в США объясним и логичен, с чего вдруг она должна падать совершенно непонятно. Во всяком случае, учетной ставки, меньше, чем в 4% явно недостаточно для того, чтобы понизить десятипроцентную инфляцию.
Но главное состоит в другом: уже всем очевидно, что инфляция существенно, почти в два раза выше, чем нормальная доходность вложенного в США капитала, которая на сегодня составляет в среднем 5-6%. И скрыть это уже не получается. Компенсировать такие убытки корпораций и домохо-зяйств просто невозможно, никакая эмиссия не поможет. Таким образом, США стремительно скатываются в стагфляцию, то есть стагнацию, характерную отсутствием экономического роста, сопровождающуюся высокой инфляцией. Такая картина была в США в 70-е годы и вышли из нее за счет "рейга-номики", политики сверхвысоких госрасходов и чрезвычайно высокой, до 8%, учетной ставки. Что-то подобное можно, конечно, попытаться проделать и сейчас, только вот при такой ставке ежегодные процентные выплаты достигнут 10% от долга, что составит 40% американского ВВП. Таких расходов не выдержит ни одна экономика мира, а значит, дефолт США неизбежен. Не следует думать, что это будет каким-то из ряда вон выходящим обстоятельством: вопреки словам американских учебников, только в XX веке США объявляли дефолт как минимум дважды: в 1933 году (т.н. Банковские каникулы) и в 1971 году (отказ от золотого содержания доллара с его последующей девальвацией).
Но это уже из разряда выводов. Отметим, еще до того, как окончательно к ним перейдем, что мы еще не рассмотрели дефицит внешнеторгового баланса США, который тоже непрерывно растет и оказывает постоянное понижательное давление на доллар, ничего не сказали о пирамиде нефтяных цен, которая является следствием (в общем, достаточно безнадежных) попыток финансовых структур сохранить свои капиталы в условиях все ускоряющейся инфляции, не исследовали структурные перекосы американской экономики, да и много еще чего. Но уже сказанного достаточно для того, чтобы сделать несколько выводов.
Во-первых, США стремительно "вкатываются в гиперинфляцию. Остановиться они уже не могут, а значит, вложения в долларовые активы, в том числе и в собственно доллары, становятся крайне рискованными.
Во-вторых, на этом пути США в обязательном порядке в некоторый момент объявят дефолт, и горе тем (России в частности), кто держит в этой стране свои активы.
В-третьих, поскольку долларовый инструмент перераспределения мировых активов в пользу США работать перестает, то руководство этой страны неминуемо начнет искать другие способы обеспечить свое потребление. В том числе, путем возврата к "политике канонерок", то есть прямому отъему чужой собственности. И не исключено, что война в Ираке важна для США в первую очередь именно как тренировка для таких операций. Поскольку руководство США знало (хотя и тщательно скрывало эту информацию) о складывающихся тенденциях уже давно и даже о грядущем резком скачке инфляции, скорее всего, было предупреждено еще весной.
В-четвертых, долларовая инфляция означает убытки для всего мира, поскольку доллар до сих пор остается единой мерой стоимости. Иными словами, общий мировой пирог сокращается. В этой ситуации неминуем новый передел мира, в котором есть три центра силы. "Золотой миллиард", то есть Европа, Япония и США будут совместно выступать против Китая, но в то же время США и Европа будут бороться друг против друга за то, кто сохранит за собой высокие стандарты потребления. Что будет в этой ситуации с Россией, можно только гадать...
Приведенный анализ показал, что агрессивная политика руководства США последних месяцев имеет под собой абсолютно объективные основания. Многолет- нее движение в сторону экономического краха, о котором автор этой статьи предупреждал еще пять лет назад, резко ускорилось именно в последнее время и можно смело сказать, что американское руководство не будет ждать момента краха, сложив руки. Оно будет действовать и действовать активно, и для того, чтобы максимально уменьшить последствия краха для себя, и для того, чтобы хотя бы отчасти компенсировать его за счет других стран, и для того, чтобы максимально запутать конкурентов. И для адекватной оценки политики руководства США необходимо учитывать те реальные обстоятельства, в которых оно находится.