| Война цивилизаций |
Просмотров: 9319
0 Плохо0
Новая власть в Кыргызстане так и не сделала ни одного стабилизационного экономического шага: ситуация в стране ухудшается с каждым днем.

Именно так, согласно результатам последних социологических исследований, считает большинство жителей Кыргызстана. По сравнению с прошлым годом цена на продукты питания выросли в 2-3 раза. Обострилась и политическая обстановка. С момента окончания революции убито несколько депутатов парламента республики.


Убитый 19 сентября Баяман Эркинбаев, как утверждает премьер-министр Феликс Кулов, за 2 дня до смерти говорил ему о возможном покушении. И, тем не менее, это не остановило заказчиков. Парламентарии потребовали отставки силовых министров и объявили о необходимости принятия закона, который бы разрешал им носить личное оружие.

Журналистами такая новость была воспринята с ужасом: учитывая весьма напряженные отношения некоторых депутатов между собой и с членами правительства, подобный закон вполне способен превратить стены парламента в боевое стрельбище.

Напомним, в истории уже были случаи, когда с именным оружием ходили депутаты региональных палат и префекты в Бразилии и США, но подобные факты имели место почти два века назад. Во времена столь дикие, что воспоминания о них сохранились лишь в исторических фильмах и вестернах.

Похоже, что именно к таким порядкам «дикого запада» может вернуться и Кыргызстан. По крайней мере, президент страны Курманбек Бакиев, обращаясь к депутатам Парламента, открыто признал неспособность силовых структур бороться с бандитизмом. Он также резонно заметил, что среди самих народных избранников немало людей с криминальной биографией.

О покойниках, как известно, говорят либо хорошо, либо ничего, но, тем не менее, убитого накануне Баямана Эркинбаева знали в Кыргызстане как активного участника революционных процессов. Именно он призывал на площадь в Бишкеке своих сторонников, среди которых находилось и немало криминальных элементов.

В качестве экстренных мер правительство Кыргызстана наметило создание оперативной группы по борьбе с оргпреступностью. Она будет напрямую подчиняться премьер-министру Ф. Кулову, который известен своей успешной борьбой с беспорядками. Теперь ему придется взяться и за коррупцию.

Минфину уже дано поручение срочно изыскать средства для обеспечения оперативной группы всем необходимым. Инициатива создания этой группы исходила от самих депутатов, напуганных криминальным беспределом.

Хотя, по мнению отдельных парламентариев, подобные меры нужно было принимать сразу же после событий 24 марта. Если весной об этих днях говорили восторженно, как о революции, то спустя полгода все чаще употребляется словосочетание «путь в никуда».

«Я думаю, что для Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и для многих стран СНГ, мы показали, как нельзя делать, как нельзя управлять, как нельзя отбирать у кого-то власть или устанавливать свою диктатуру. Умный учится на чужих ошибках, а дураки - только на своих. Поэтому, проблема в нас самих. Мы опять начинаем повторять те же ошибки, которые повторял Акаев в свое время. Хотя, народ уже заплатил очень большую цену за 24 марта», - считает Темирбек Сариев, депутат кыргызстанского парламента.

На днях Курманбек Бакиев снял с должности одного из своих соратников по революции генерального прокурора Азимбека Бекназарова. Мотивацию сего поступка многие расценили как неубедительную. Бывший генпрокурор сразу же заявил о том, что уходит в «новейшую» оппозицию. Его поддержало большое число сторонников-южан. И тут же в разных селах вспыхнули акции протеста, забастовки. Зазвучали призывы к отставке президента и правительства. Революция, сделав круг, возвращается к началу.

Попытки оспорить действия новой власти в Кыргызстане уже предпринимались. Семнадцатого июня произошел повторный захват дома правительства в Бишкеке. Но тогда власти успешно нейтрализовали толпу, добравшуюся до верхних этажей здания.

По информации «Главреда», полученной из авторитетного источника, эта акция была спланирована и предпринята бизнесменами севера Кыргызстана, которые остались недовольны тем, что большинство портфелей в кабинете министров досталось южанам. Главным инициатором второго захвата официально назвали казахстанского бизнесмена, этнического кыргыза Урмата Барытобасова. По неподтвержденной информации, о готовящемся захвате знал и сам Феликс Кулов, также относящийся к северному этносу, но не предотвратил его.

При этом очевидно, что для него революция была уже не нужна. А просто захват - удобный момент для демонстрации силы и дополнительных очков популярности и авторитета. Эту версию косвенно подтвердил и тот факт, как быстро удалось нейтрализовать штурм.

Последние события в Кыргызстане позволяют большинству экспертов этой страны делать вывод, что наиболее разительное отличие двух последних «цветных революций» (то бишь в Украине и Кыргызстане) в том, что в результате смены режима в Украине произошла и частичная смена правящей элиты. В качестве показательного примера они называют ныне исполняющего обязанности министра обороны Анатолия Гриценко, до «оранжевой революции» не занимавшего постов в правительстве. В кабинете министров Кыргызстана остались те же люди. При таком раскладе очевидно, что попытки обновления правящей элиты будут еще будоражить бизнес: как на юге, так и на севере. При этом процессы подогреваются крайне плачевным экономическим положением.

«Я совершенно не исключаю, что мы будем иметь дело с конфликтом, наподобие таджикского 1990-х годов (гражданская война между севером и югом - авт.). Тогда поляризация участников будет иметь и региональную окраску, связанную с переделом собственности, с проведением криминальной деятельности, с борьбой за контроль над потоками наркотиков и соответствующими финансовыми потоками», - считает центрально-азиатский политолог Александр Князев.

Некоторые эксперты полагают, что еще в дни «тюльпановой революции» в Кыргызстане была очевидна временность тандема президента Курманбека Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова. В Бишкеке все чаще звучит мнение, что позиция Ф. Кулова значительно удобнее президентской - он не несет прямой ответственности за происходящее в стране, набирая при этом дополнительные электоральные очки. С своим опытом он вряд ли пойдет на уличную революцию. В случае необходимости, он ее реализует непосредственно в доме правительства.

Эргиз Омуралиев

Недостаточно прав для комментирования