Вот какой анекдот во время чаепития с журналистами рассказала не кто иной, как наша очаровательная премьер-министерша: «Идет Красная шапочка по лесу, песенку поет. Встречает ее лиса и спрашивает: «Эй, что с твоей красной шапочкой случилось?» Девочка ей отвечает: «Это вовсе не красная шапочка, это шкура волка!» «Как это?» — удивляется лиса. «А очень просто — мясом наружу!» — отвечает Красная шапочка». Анекдот от Тимошенко, рассказанный журналистам, не лишен символизма. Недавно во время прямой телефонной линии в Кабмине с участием замминистра иностранных дел Антона Бутейко позвонил гражданин Украины и поинтересовался, каким образом его семья может отправиться в политическую эмиграцию. Причина обращения этого гражданина заключалась в том, что он, по его словам, стал жертвой политических преследований со стороны новой власти и хочет обезопасить свою семью.
За время правления оранжевой команды население Украины, по сообщению пресс-службы того же Кабмина, сократилось на 205,5 тыс. чел., или на 0,43%. По информации пресс-службы, по состоянию на 1 июля — 46,95 млн. чел. Сколько из них убыло из страны по политическим мотивам, пресс-службе, естественно, неизвестно.
Но не трудно догадаться, что в стране, где выстраиваются очереди на допросы, а в обществе создается обстановка политического психоза, таковых, вне всяких сомнений, немало. Подобные действия властей трудно квалифицировать иначе как политические репрессии.
Довольно откровенно по этому поводу высказался первый президент Украины Леонид Кравчук: «Согласитесь, нельзя назвать государство демократическим, а его вождей демократами, если в стране преследуют людей за их взгляды, бросают в тюрьмы, бьют политических оппонентов, не церемонясь с народными депутатами, освобождают от должностей тысячи работников лишь за то, что они работали при Кучме. Борьбу с коррупцией и преступностью превращают в политически-криминальные шоу. При всем этом коррупция и взяточничество процветают с новой силой на всех уровнях. Государство постепенно превращается в инструмент политического произвола и дрейфует к установлению режима, где все будет решать одно лицо или группа лиц, объединенных интересами родственно-бизнесового клана.
Правосудие работает по выборочному принципу: одних выпускают по звонку из высокого кабинета, других арестовывают по очень сомнительным поводам. Политическую мотивированность 18 тыс. произошедших в Украине отставок никто не отрицает. Наоборот, говорят, что это только начало, так как всего чиновников 200 тыс. Это называется политической чисткой», — утверждает Кравчук.
Очевидно, что происходящее сегодня в Украине, — это целенаправленная, хорошо спланированная, управляемая властью акция. Одновременно идут два процесса: шельмование и уголовное преследование потенциальных и действующих оппозиционных лидеров, замена госслужащих на всех ключевых постах власти доверенными лицами Президента.
Иными словами, в Украине образовался репрессивный конвейер: кого не может снять Ющенко, с тем расправится министр внутренних дел Луценко. Министр отличается завидным усердием, на минувшей неделе отправив в отставку практически все руководство львовской милиции. Им удовлетворено сразу 14 рапортов и представлений об увольнении, не заставит себя долго ждать отставка еще 12 человек с руководящих постов в областном управлении внутренних дел. По словам заместителя министра Геннадия Москаля, чистка в правоохранительных органах связана с тем, что «львовская милиция саботирует проведение реформ в МВД, она перешла все допустимые границы, а уровень доверия населения к органам внутренних дел опустился в области ниже плинтуса». На каком уровне находится доверие к руководству МВД, не уточняется. Под раздачу попадают специалисты самых разных отраслей — учителя, врачи, работники социальных служб, страдающие за свои политические убеждения. Их увольняют, прикрепляя ярлык «враг народа». В Ужгородском университете выпускника не допустили к защите диплома за то, что он в течение месяца жил в палаточном городке, установленном в знак протеста против ареста экс-губернатора Закарпатья Ивана Ризака и его заместителя Виктора Дьяченко.
Политические преследования могут коснуться любого, кто поддерживал на прошлых президентских выборах «не того кандидата» — будь то политик, журналист или сельский учитель. Кому, в частности, не известен пример сельской учительницы, поддерживавшей Виктора Януковича, за которой милиционеры явились прямо на урок.
Полная оптимизма и пафоса революционная утопия закончилась слишком быстро. Вскоре преподаватели ощутили атмосферу настоящего триллера, когда очутились под прессом преследования и давления на работников образования.
27 июля на ковер в Семеновскую райгосадминистрацию вызвали директоров учебных заведений района. Им в ультимативной форме было предложено написать заявление об увольнении с работы по собственному желанию. В случае отказа от такой «рекомендации» глава Семеновской райгосадминистрации Григорий Пипич угрожал возбуждением уголовных дел. В вину работникам образования вменялось, само собой разумеется, «неправильное» поведение во время предвыборной кампании.
Не утихают страсти в Кировограде, где сотрудники прокуратуры изъяли личные дела работников горисполкома в процессе уголовного дела, возбужденного против экс-председателя территориальной избирательной комиссии №100 Сергея Хильченко. Свидетели по делу Хильченко не согласны, что избирателей принуждали голосовать за Януковича.
Коллектив исполкома расценивает разглашение порочащей их информации как попытку провокации и дискредитации органов местного самоуправления Кировограда и требует от прокурора области обеспечить невозможность фальсификации изъятых личных дел.
Некогда расслабляться и подразделениям СБУ. На днях одно из них, во главе с капитаном Новохатским, блокировало дом в дачном поселке Пуща-Водица под Киевом, где проживает председатель исполкома СДПУ(о) Юрий Загородний.
Как прокомментировал инцидент однопартиец Загороднего народный депутат Игорь Шурма, ему известно, что в настоящее время Юрий Загородний находится в отпуске, о чем представители СБУ, он уверен, тоже знали. Охране дачного поселка, где на законных основаниях проживает семья Загородних, дана команда никого из них на территорию не пускать. Кому было нужно устраивать это продолжение сериала «Засуха-2» и, самое главное, зачем? Несколько дней назад представители Генпрокуратуры разыскивали Юрия Загороднего, чтобы вручить ему повестку в суд в качестве свидетеля по делу об увольнении в конце прошлого года первого заместителя главы СБУ Владимира Сацюка. Еще раньше Загородний выступил с заявлением, в котором обвинил власть в готовящейся провокации и попытках сфабриковать дело против него.
Многие аналитики вполне справедливо полагают, что председателя Донецкого облисполкома Колесникова выпустили на волю вовсе не потому, что против него мало «нарыли» и не хватает аргументов. Предполагается, что власть сумела убедить «регионалов» «не дергаться» и излишне «не тянуть одеяло на себя», а тихо и спокойно, без лишней помпы идти на парламентские выборы, в расчете на прокоммунистически настроенный электорат. Не зря во всех своих послелукьяновских интервью Борис Колесников настойчиво открещивается от якобы имевшего место политического заказа с Банковой на его задержание. И ни в коем случае не комментирует действия властей, ссылаясь на свою неосведомленность как бывшего узника. Договариваться же с эсдэками никто и не собирается в силу уж очень большой непримиримости и злопамятства.
Виктор Толокин