Махинации Национального банка Украины с валютными резервами страны с целью получения обманным путем кредитов от Международного валютного фонда нанесли не менее серьезный ущерб международному имиджу нашего государства, чем "дело Градобанка". И если "дело Градобанка" преимущественно освещала немецкая пресса, то тему валютных махинаций НБУ - крупнейшее британское издание "Financial Times", которым пользуется деловая элита всего мира.
В конечном итоге это резонансное дело выставило в совершенно неприглядном свете всю банковско-финансовую систему Украины, поскольку в этих махинациях было прямо замешано руководство НБУ. Стоит ли напоминать, что Председателем Нацбанка Украины в тот период был Виктор Ющенко. Украинская пресса назвала это дело "делом банкиров-вредителей".
Первыми фактами злоупотреблений в НБУ заинтересовались народные депутаты. В октябре 1998 г. была создана Временная следственная комиссия Верховной Рады по проверке деятельности НБУ. Ее возглавил бывший министр экономики, народный депутат Виктор Суслов.
9 апреля 1999 г. В.Суслов отметил, что основным вопросом в работе НБУ остается "факт потери валютных резервов", часть которых была направлена на поддержание национальной валюты, а часть - использована "по нецелевому назначению".
"Клан банкиров"
6 мая 1999 г. на закрытом заседании парламента председатель парламентской специальной следственной комиссии по расследованию деятельности НБУ В. Суслов сделал итоговый доклад по проверке деятельности НБУ. В депутатском докладе речь шла о завышении валютных резервов и их нецелевом использовании, хищении государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, халатности, предоставлении кредитов ряду банков под низкие проценты, а также о невозвращении части предоставленных ресурсов.
Итоговый вывод следственной комиссии гласил: "приведенные факты свидетельствуют о формировании в стране финансовой группировки во главе с Виктором Ющенко, предметом специального бизнеса которой являются операции с облигациями внутреннего государственного займа, обслуживанием внешних и внутренних долгов, использованием средств валютных резервов в коммерческих целях".
Поскольку это сенсационное заявление было сделано на закрытом заседании парламента, оно не стало достоянием широкой общественности. Судя по всему, уже тогда "высокие" покровители Ющенко "сватали" его на пост будущего главы правительства и лишняя шумиха вокруг его "скромной" персоны была ни к чему. В итоге в декабре 1999-го г. В. Ющенко был назначен на пост премьер-министра Украины.
Может быть, дело так бы и спустили на тормоза. Но в конце 1999 - начале 2000-го г. материалы комиссии были использованы в публикациях западных СМИ, которые обвинили НБУ в завышении валютных резервов с целью получения новых кредитов МВФ, а также в неправомерном использовании кредитов МВФ в 1997-98 годах, в тот период, когда Председателем НБУ был Ющенко. Главным "ньюсмейкером" по этому делу и выступило британское издание "Financial Times", взявшееся за проведение собственного журналистского расследования.
Скандал с МВФ и реакция украинской прокуратуры
Это привело к тому, что в сентябре 1999 г. МВФ официально заявил о прекращении выделения кредитов Украине до выяснения реальных размеров валютных резервов НБУ. Также было заявлено, что МВФ был введен в заблуждение украинским правительством по поводу величины этого показателя.
В этой связи по инициативе американского правительства даже был отложен визит В. Ющенко в США, запланированный на 14-16 марта 2000 г. Правительственная пресс-служба сообщила, что В. Ющенко отложил свою поездку в США в связи с трагедией на шахте им. Баракова, которая унесла жизни 81 шахтера.
Однако издание "New York Times" утверждало со ссылкой на источники в администрации Президента США, что визит украинского премьера не состоялся из-за того, что Госдепартамент США отказал в организации его поездки, а также предупредил, что В. Ющенко не будет иметь возможности встретиться с Президентом США Б. Клинтоном. Тогда пресс-секретарь Госдепартамента США Дж. Рубин также указал на обеспокоенность американского правительства обвинениями против В. Ющенко "относительно ошибок в управлении реформами в Украине и предоставлением недостоверной информации?".
В итоге этим громким скандалом, получившим международный резонанс, заинтересовалась прокуратура. 17 мая 2000 г. Временная следственная комиссия Верховной Рады по проверке деятельности НБУ направила материалы в прокуратуру г. Киева. В выводах комиссии должностные лица НБУ обвинялись в нецелевом использовании валютных резервов и хищении государственного имущества в особо крупных размерах. После этого 1 июня 2000 г. Верховная Рада прекратила деятельность этой парламентской следственной комиссии.
В июне 2000 г. прокуратура г. Киева возбудила уголовное дело по материалам следственной комиссии в отношении ряда работников НБУ по статье 165 Уголовного кодекса - злоупотребление служебным положением при распоряжении валютными средствами в 1997-1998 гг.
Международный аудит
Помимо этого к расследованию этого дела подключился и МВФ. Фонд назначил аудиторскую проверку НБУ, которую провела компания "PricewaterhouseCoopers". Окончательно тема махинаций НБУ с валютными резервами с целью получения кредитных средств МВФ была закрыта в сентябре 2000-го г. 6 сентября 2000 г. состоялось заседание Совета директоров МВФ. Руководство Фонда официально признало, что Украина неправомерно получила три транша по программе EFF, предоставив неправдивую информацию о размерах своих золотовалютных резервов.
Как выяснили международные аудиторы, НБУ проводил ряд операций, о которых МВФ ничего не знал. Так, Нацбанк прокручивал более 600 миллионов долларов через швейцарский инвестиционный банк "Credit Suisse First Boston" в нескольких сделках в 1997-1998 гг. Эти средства были помещены в разнообразные предприятия, причем ряд инвестиций был крайне рискованным.
Например, НБУ разместил 150 млн. долларов в оффшорном банке "Credit Swiss First Boston Ltd" (Кипр) на основании договора управления депозитом N 133/11 от 24.11.1997 г. Эта сделка была заключена на основании Постановления Правления НБУ N 372 от 05.11.1997 г., подписанного тогдашним Председателем Правления НБУ В. Ющенко.
После этого "Credit Swiss First Boston Ltd" (Кипр) предоставил "Первому Украинскому международному банку" (ПУМБ) кредит в размере 150 млн. дол. США на срок 6 месяцев под 5 % годовых. В свою очередь 27.11.1997 г. ПУМБ разместил в НБУ эти же средства в размере 150 млн. дол. США в качестве депозита (вклада) на срок 50 дней под 5 % годовых.
Таким образом, валютные средства НБУ в суме 150 млн. дол. прошли через "Credit Swiss First Boston Ltd" (Кипр), "Первый Украинский международный банк" (ПУМБ) и снова вернулись в НБУ.
В результате 26.11.1997 г. НБУ заплатил "Credit Swiss First Boston Ltd" (Кипр) за посреднические услуги в предоставлении кредита "Первому Украинскому международному банку" (ПУМБ) комиссионные в суме 300 тыс. долларов США. 15.01.1998 г. сделка была выполнена и 150 млн. долларов США были возвращены в НБУ через ПУМБ и "Credit Suisse First Boston" (Кипр).
Согласно п. 9.20 Отчета о результатах проверки НБУ международной аудиторской компанией "PriceWaterhouseCoopers" за апрель 2000 г. выполнение соглашения управления депозитом от 24.11.1997 г. N 133/11 повлекло за собою двойное включение сумы 150 млн. дол. США в размер чистых международных резервов НБУ. Результатом данного соглашения стало искусственное завышение суммы международных резервов в отчетности, которая предоставлялась МВФ.
Заключение и выполнение договора управления депозитом от 24.11.1997 г. N 133/11 с целью введения в заблуждение международных финансовых организаций повлекло за собой подрыв авторитета Украины на международной арене и нанесло ущерб в сумме 300 тыс. дол. США, выплаченных в качестве комиссионных иностранному банку "Credit Swiss First Boston Ltd" (Кипр) за посреднические услуги по предоставлению кредита "Первому Украинскому международному банку" (ПУМБ).
Вместе с тем международные аудиторы признали, что в рамках проведенного расследования им не удалось выявить случаи нецелевого использования кредитов МВФ в Украине. В то же время подтвердили, что в 1997 г. НБУ искусственно завышал уровень своих валютных резервов. Это позволило получить Украине 200 млн. дол. кредита по программе стенд-бай, открытой 25 августа 1997 г.
В итоге 22 августа 2000 г. НБУ добровольно вернул МВФ 94,6 млн. дол. США - два транша, полученных в декабре 1997 г. и феврале 1998 г. Совет директоров МВФ приветствовал это решение и не стал применять дополнительных санкций, кроме условия ежеквартального аудита НБУ для продолжения программы EFF.
И здесь возникает вопрос: куда подевались валютные резервы страны, когда НБУ возглавлял "лучший банкир страны" В. Ющенко?
Кто растранжирил золотовалютные резервы Украины?
На этот вопрос ответил в сетевой газете "Неделя" Мирослав Черненко в статье "Обыкновенная ложь: Ющенко - лучший банкир независимой Украины": "В конце 1997 г. началось резкое ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, из страны начался массовый отток спекулятивного иностранного капитала.
В этой ситуации Ющенко избрал, на первый взгляд, совершенно бессмысленную политику удержания курса гривны путем валютных интервенций, то есть распродажи резервов НБУ. Тогдашний министр экономики Виктор Суслов в письме на имя Президента предупреждал о пагубности такой политики.
Объяснить ее экономическими резонами невозможно. Очевидно, что речь шла о чисто политических соображениях, о нежелании девальвировать "гривну имени Ющенко" как основной имиджевый козырь.
В результате изменение общей суммы резервов НБУ (на конец периода, млн. дол. США) в 1998 г. составляло:
1-й квартал 1998 г. N 2493,2 млн.
2-й квартал N 1743,7 млн.
3-й квартал N 938 млн.
октябрь N 833,1 млн.
Таким образом, на бессмысленное поддержание курса гривны еще до российского дефолта в октябре 1998 г. Ющенко "пустил по ветру" 1555,2 млн. долларов международных резервов, доведя их менее чем до 1 млрд. дол. США. А ведь именно на российский дефолт Ющенко списал последствия своей бездарной политики.
На то, что уменьшение резервов в 1997-1998 гг. стало следствием ошибок НБУ (хотя в данном случае правильнее говорить о принесении интересов страны в жертву личным амбициям главы Нацбанка), прямо заявил Президент в своем Послании 2000 г. в ВР "Про внутрішнє і зовнішнє становище України".
Дело Бондаря
Как мы уже отмечали, поначалу прокуратура не придала значения отчету Временной следственной комиссии Верховной Рады по проверке деятельности НБУ. Но после того как дело о махинациях НБУ с золотовалютными резервами Украины получило международную огласку, в июне 2000 г. прокуратура г. Киева возбудила уголовное дело по материалам следственной комиссии в отношении ряда работников НБУ.
В марте 2001 г. по обвинению в нарушении правил валютных операций и злоупотреблении служебным положением был арестован Владимир Бондарь. В. Бондарь в 1991-92 гг. возглавлял финансовое управление НБУ. С декабря 1995 по июнь 1999 г. - занимал пост первого заместителя Председателя НБУ В. Ющенко. С июня 1999 по 20 октября 2000 г. - председателя правления национальной акционерной страховой компании "Оранта".
Еженедельник "Киевский телеграф" от 26 августа - 1 сентября 2002 г. - 31 (N 124) в статье "Кредитная ария в особо крупных размерах" сообщал: "Выяснилось, что в оффшорном банке "Credit Swiss First Boston Ltd" (Кипр) Нацбанк держал $580 млн. валютных резервов (почти половину из имевшегося тогда в распоряжении НБУ).
Оффшорный банк был зарегистрирован 26 октября 1995 года, а его акционерами являлись две кипрские компании "Симанко сервис ЛТД" и "Сайпронавус ЛТД". Можно лишь догадываться, кто из украинских должностных лиц реально стоял за кипрским банком и руководил операциями по переводу валютных резервов через этот банк в российский Национальный резервный банк?
Что же касается уголовного дела, то Бондарь был обвинен в том, что Нацбанк 24 января и 4 марта 1997 года перевел в цюрихский "Credit Swiss First Boston" (CSFB - прим. ред.) соответственно $5 млн. и $10 млн., чтобы затем передать их в харьковский "Реал-Банк". По соглашению "Реал-Банк" получал право на 2% комиссионных с $15 млн. ежегодно. Эти деньги в конечном итоге в Нацбанк так и не вернулись.
Кроме того, по мнению следствия, Бондарь заключил заведомо убыточное соглашение с иностранным банком CSFB (Кипр) на размещение в последнем $75 млн. золотовалютных резервов НБУ, чем нанес материальный ущерб государству на сумму более $5 млн. Таким образом, первоначально общая сумма ущерба по двум сделкам оценивалась следствием в $20 млн.".
Сразу после задержания Бондаря премьер-министр В. Ющенко заявил, что доверял и доверяет своему бывшему заместителю по НБУ. Но у правосудия было свое мнение на сей счет.
В феврале 2002 г. прокуратура закончила расследование дела Бондаря и направила его в суд. 13 мая 2003 г. Печерский районный суд Киева приговорил бывшего первого заместителя председателя НБУ В. Бондаря к 5 годам лишения свободы по обвинению в заключении в 1997 г. заведомо убыточного контракта с банком "Credit Suisse First Boston", в результате чего государству был нанесен ущерб на сумму около 20 млн. дол. США. Сам Бондарь вину не признал и заявил, что действовал в рамках полномочий.
P.S. За период с 1984 по 1999 г. было 17 случаев предоставления странами-заемщиками недостоверной информации МВФ с целью получения кредитов. Однако только в двух случаях МВФ стал требовать досрочного возвращения долга - от Украины и Пакистана. В августе 2000 г. Л. Кучма спрашивал: "сегодня Запад признал это правительство (т. е. правительство Ющенко - прим. ред.) реформаторским, так почему под его имя не дают кредиты?" В итоге "реформаторское" правительство Ющенко так и не получило кредитов от МВФ.
Что касается "посадки" заместителя Ющенко В. Бондаря, то В. Ющенко, разумеется, "не знал" (кто бы сомневался?), чем занимался его непосредственный подчиненный. После ареста В. Бондаря он недоумевал: "для чего это сделано" и заявлял, что его бывший заместитель "не способен сделать какого-либо типа правонарушения". Как сказали бы в эпоху Средневековья: "святая простота".
Именно Бондарь и был признан главным виновным в этом резонансном деле "банкиров-вредителей". Сам же Ющенко на момент оглашения приговора возглавлял крупнейшую фракцию в Верховной Раде - "Наша Украина" и готовился к "триумфальной" победе на предстоящих президентских выборах 2004 г.
Виктор СИЛЕНКО