Хотя до начала избирательной кампании ещё далеко, все ведущие политические силы Крыма уже приступили к формированию избирательных объединений. Поэтому основные участники предвыборной борьбы уже определились, становится понятно, с какими лозунгами они пойдут на выборы, и чьи интересы будут отстаивать. Но, приступая к анализу расстановки и соотношения сил в наши дни, следует взглянуть на нынешнюю ситуацию в историческом ракурсе. Это поможет понять многое из того, что говорится и делается сегодня.
В Крыму (как и почти на всём Юго-востоке Украины) весь постсоветский период не было почвы для формирования националистических или либеральных политических течений. Влияние националистов и либералов, там, где они существовали, искусственно раздувается и поддерживается новой украинской властью, видевшей в них своих идеологических союзников. Без содействия со стороны старого и нового украинского руководства, стоящего на русофобских, проамериканских позициях, националисты и либералы бесследно исчезли бы с политической сцены ещё в начале 90-х. Но в Крыму собственных представителей этих политических направлений не было вовсе, поэтому центральная власть относилась к Крыму настороженно и враждебно, постоянно пыталась спровоцировать в Крыму внутренние конфликты, и, в конце концов, сделала ставку на крымско-татарских националистов. В Крыму возникло условие для внутреннего противостояния, которое не могло быть разрешено без содействия центральной власти. Она долгое время считала ситуацию чрезвычайно выгодной для себя, пока не стало очевидно, что национал-радикалов она не контролирует, и никаких инструментов для управления конфликтом не имеет. Но даже после этого власть не желает отказаться от опасного курса.
Подобное поведение власти, как это ни парадоксально звучит, оказало весьма благотворное воздействие на развитие общественного сознания. Оно помогло крымчанам осознать, что власть представляет враждебные им интересы и преследует чуждые им цели. Поэтому в Крыму большинство избирателей всегда голосовало за силы, выступающие против нынешней политической системы. В Крыму всегда острее чувствовалась трагедия уничтожения Советского государства, именно потому, что новый строй оказался полностью неприемлем для жителей Крыма, а его правящая верхушка не скрывала своего недоброжелательного отношения к ним, игнорируя их культурные, социально-экономические, геополитические и другие требования.
Будучи главою Крымского рескома Компартии, я хочу подчеркнуть, что коммунисты традиционно получают в Крыму столь высокий процент голосов не потому, что жители нашего полуострова хорошо разбираются в марксистско-ленинской идеологии. Высокий уровень электоральной поддержки Компартии связан с тем, что в ней крымчане видят силу, выступающую в защиту принципов, на которых было основано союзное государство. В силу изначального неприятия новой политической системы, жители Крыма сумели выработать иммунитет против пропагандистского натиска нового правящего класса, исказившего и извратившего сознание значительной части украинского общества. В Крыму (в отличие от многих других регионов бывшего СССР) для подавляющего числа людей очевидно, что крымские коммунисты во многом опираются на традиционные мировоззренческие и духовные ценности, исторический опыт и культурные связи входивших в советское государство народов.
Поэтому в Крыму так сильны настроения в пользу развития не только экономических и культурных, но и геостратегических связей с Россией. Союз с Россией и Белоруссией необходим Украине не только по соображениям политической выгоды. Но и потому, что достижения и ценности восточнославянской цивилизации наши страны могут сохранить только коллективными усилиями. В противном случае нас ожидает не только разрушение нашей цивилизационной общности, но и утрата культурной идентичности и права на самостоятельное развитие.
Крым является уникальным регионом, где восточнославянская цивилизация соприкасается с культурами других народов Евразии, являющихся её давними соседями и партнёрами (прежде всего, культурой тюркских народов Евразии). Эта самобытность Крыма требует особых условий для поддержания внутреннего мира на полуострове и предоставления всем его народам равных возможностей для социального и культурного развития. Поэтому в современных условиях Крым будет защищать статус территориальной автономии. Необходимость автономного статуса Крыма непосредственно связана с идеей восточнославянского единства, и её сторонники, как правило, выступают за расширение прав (как политических, культурологических, так и экономических) Крыма как автономии.
Восстановление восточнославянской общности, в свою очередь, невозможно без устранения олигархического капитализма, экономические и политические структуры которого могут существовать только в рамках глобалистского проекта. Поэтому в Крыму оказались тесно связаны настроения в пользу автономного статуса полуострова, в поддержку восточнославянского единства, и настроения социального протеста. Это сделало не просто возможным, а крайне необходимым союз между сторонниками Компартии и носителями традиционных взглядов, подвигнув коммунистов выступать в защиту канонической Православной Церкви Московского Патриархата, которая помогает сохранять в обществе духовные ценности и этические нормы, созданные восточнославянской цивилизацией.
На первый взгляд, в таком союзе заложено внутреннее противоречие. Коммунисты выступают за национализацию базовых отраслей экономики и государственную поддержку важнейших промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятий, масштабные государственные инвестиции в освоение космической и в развитие самолетостроения. Подобная экономическая политика, конечно же, несовместима с олигархическим капитализмом. Сторонники традиционных взглядов, как правило, относятся к нему безразлично, лишь осуждая его крайности. Коммунисты вовсе не собираются менять своего отношения к олигархии, которую к тому же нельзя сдержать государственными границами. Даже если Украина и Россия разорвут всяческие отношения, российские и украинские олигархические группы будут сотрудничать, совместно участвуя в грабеже наших народов. Объединение, политическое и экономическое, восточнославянских государств следует вести так, чтобы от этого процесса выигрывали народы, а не олигархические структуры. Соответственно, здесь коммунисты и традиционалисты должны действовать солидарно, общими усилиями формируя и навязывая такую программу интеграции, которая способствовала бы экономическому развитию наших стран, защите социальных прав трудящихся и одновременно сохранению и утверждению норм и ценностей восточнославянской цивилизации.
Таким образом, значение союза между коммунистами и сторонниками традиционалистских взглядов выходит далеко за рамки предвыборной борьбы и имеет стратегическое значение. Сейчас на основе республиканских организаций Компартии и Объединения «Наследники Богдана Хмельницкого» формируется избирательный блок, в котором будут совместно действовать сторонники левых взглядов и традиционного мировоззрения. Хотелось бы верить, что это взаимодействие перешагнёт рамки избирательной кампании и совместной работы в Верховном Совете, став основой для нового стратегического союза.
Мы рассчитываем на то, что избирательный блок поддержат те экономические структуры, которые заинтересованы в том, чтобы развитие экономики Крыма не сдерживалось ни политическими препятствиями со стороны центральной украинской власти, ни экспансией олигархических групп. Хотя мы отдаём себе отчёт в том, что большая часть так называемого крымского бомонда, как в экономической, так и в политической сферах, оторвана от остального общества и надеется удержать господствующее положение при поддержке прозападной украинской власти.
Это ведёт к внутренней противоречивости отношений внутри самой крымской элиты. С одной стороны, она вынуждена приспосабливаться к позиции центральной власти. С другой, - она хотя бы в период выборов вынуждена бороться за общественную поддержку. Поэтому лозунги, с которыми политические объединения, представляющие интересы её различных группировок (включая и криминальные) идут на выборы, никак не связаны с их политическими действиями в послевыборный период. Поскольку крымский бомонд расколот, внутренние противоречия в нем настолько сильны, что даже о временном объединении не может быть и речи, можно предположить, что его интересы будут представлять сразу несколько избирательных объединений. Все они будут действовать по одному и тому же принципу: пытаться использовать объединительную тематику и настроения крымского патриотизма, избегая при этом брать на себя какие-либо обязательства и всегда оставляя лазейку для сговора с националистической центральной властью.
Руководство избирательного блока «Наследники Богдана Хмельницкого» не строит иллюзий о возможности совместных действий с избирательными объединениями крымского бомонда. Скорее всего, по наиболее значимым вопросам, таким как реализация конституционных полномочий АРК, протест против вступления Украины в ВТО и НАТО, требование смены внешнеполитической ориентации Украины и защита социальных прав жителей Крыма, нам придётся выступать самостоятельно. Хотя недееспособность центральной власти, её нежелание считать с общественными интересами и неумение находить политический компромисс могут оказаться настолько велики, что некоторые из предвыборных объединений, созданных элитными группировками, всё же вынуждены будут перейти к самостоятельным действиям или консолидации с нами.
Как показали итоги голосования на президентских выборах, около 14% избирателей Крыма поддерживают новое украинское руководство. Большинство избирателей данной группы составляют крымские татары, которым удалось внушить, что их интересам соответствует образование национально-государственной автономии. Такое решение неизбежно вызовет в Крыму гражданский конфликт, последствия которого могут быть трагичны для всех жителей Крыма. Но, главное, социально-экономические и культурные проблемы крымских татар связаны не с отсутствием у них этнического государственного образования, а с господством олигархических кланов и коррумпированной бюрократии, с которыми смыкается и руководство национал-радикалов.
Необходимо бороться не за создание национальных образований, а за смену политической системы и социально-экономического строя и внешнеполитического курса. Это - единственный путь к решению проблем и крымских татар, и других народов Крыма и Украины. Но доведённые до отчаяния люди, обманутые политиканами и авантюристами, продолжают выдвигать требования, неприемлемые для других народов и лишь накаляющие обстановку в Крыму. Естественно, что надежды на их реализацию они могут связывать только с ющенковской властью, сторонникам которой они и окажут поддержку на предстоящих парламентских выборах.
Но кроме избирательных объединений, открыто выступающих в поддержку новой власти, в выборах обязательно попытаются принять участие и несколько объединений, руководство которых будет маскироваться под «чистых хозяйственников» или даже сторонников России. На самом деле эти объединения будут представлять интересы олигархов, криминального мира (о чем в Крыму широко известно), будут пытаться использовать настроения социального протеста, а для этого сейчас сознательно вкладывают огромные деньги в партии-клоны, которые будут разрушать единство лево-патриотических настроений. К этому нужно добавить записных патриотов, которые за деньги олигархов кричат о любви к России, не желая и не умея действовать для утверждения ориентированного на Россию внешнеполитического курса, не делая ничего для защиты русского языка и русской культуры. Мы считаем своим долгом разоблачать такие квази-протестные блоки, раскрывая их связь с действующей властью и действительные личные интересы их «лидеров». Но наши усилия не принесут заметного результата, если общественность не осознает, что на этих выборах будет решаться не только судьба Крыма. От позиции Крыма во многом зависит и расстановка политических сил в общеукраинском пространстве, и дальнейшая судьба идеи восточнославянского единства.
Крым - особый регион. На нас лежит большая ответственность, и легкомысленно относиться к собственному выбору мы не имеем права.