Идеологическое направление националлиберализма имеет само по себе уникальное происхождение. По-моему, на современном этапе развития человечества его исповедуют только на территориях вновь образованных государств в СНГ (в т.ч. на Украине). Происходит он от двух основополагающих корневых слов: Национализм и Либерализм. Сами по себе, на мой взгляд, идеология национализма и либерализма несовместимы. Нонсенс. Но все же попробуем выяснить суть вопроса.
1. К вопросу истории националлиберализма.
1.1. Национализм - буржуазная и мелкобуржуазная идеология, политика и психология. Она трактует нацию как высшую, внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармоническое целое с тождественными основными интересами всех составляющих ее социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии.
По определению В.И. Ленина национализм стремиться обеспечить привилегии одной из наций, осуждая все остальные нации на подчиненное, неравноправное и даже совершенно бесправное положение. Буржуазный и буржуазно-демократический национализм, на словах признавая равноправие наций, на деле отстаивает некоторые привилегии одной из наций и всегда стремиться к достижению больших выгод для "своей" нации (т. е. для буржуазии своей нации), к разделению и разграничению наций, к развитию национальной исключительности и т. д.
Широкое развитие национализма связано с зарождением и развитием капитализма.
Буржуазия использует его в качестве орудия создания и завоевания общенационального рынка, установления своего господства в национальных рамках. Национализм используется буржуазией с целью добиться "классового мира" внутри нации, отвлечь трудящегося от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций национальную рознь, подорвать интернациональное единство протестного, революционного движения масс.
Буржуазные философы и социологи подают понятие национализма как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, которой очень часто придаются мистические, а порой и патологические свойства. Неопределенность и широта, приданные понятию национализма буржуазными теоретиками, служат основой произвола в анализе конкретного содержания национализма, затушевывания классовых сторон проблемы.
Некоторые теоретики используют национализм в качестве основы для анализа исторического процесса. Они выдвигают его на первый план в качестве движущейся силы истории, в противовес классовой борьбе, как взаимоотношение и борьба между нациями. Целый ряд буржуазных идеологов выдвигают шовинистические положения об "особой" исторической роли "избранных наций", обусловленной якобы их характером и культурой.
В период формирования наций, например в Западной Европе, Америке национализм наряду с лозунгами о демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнета, поднимая и народные массы на эту борьбу. Это придавало ему в данный период прогрессивное содержание, о чем говорил и В. И. Ленин. ( Полн. собр. соч., 5 изд., т.24, с.131-32).
Характер национализма в этих странах изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистических отношений. Он стал носителем самого грубого и жестокого национального и колониального гнета, агрессивным и воинствующим по отношению к другим нациям, сблизился с расизмом и фашизмом (гитлеризм в Германии, расизм в США, апартеид в ЮАР и т. д.). В условиях борьбы по проблемам ориентации общественного развития стран идея "надклассового национального единства" все больше приходит в острое столкновение с потребностями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся.
Идеи национализма становятся орудием в руках тех сил, которые выступают за капиталистический путь развития общества, стремятся помешать росту политического сознания масс. Все сильнее начинают сказываться - как во внутреннем, так и в международном плане - тенденции национального эгоизма, национального превосходства и исключительности.
Практически буржуазный национализм и пролетарский интернационализм становятся двумя непримиримыми и враждебными классовыми лагерями всего капиталистического мира и выражают две, в корне разные, политики и миросозерцания в национальном вопросе.
1.2. Либерализм - это система экономических взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путем обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности. Это идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазно-демократических свобод и свободного капиталистического предпринимательства.
Еще в 19 веке Ф. Достоевский писал: "Что такое liberte? Cвобода. Какая свобода? - Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можешь делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому человеку по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно".
В Европе либерализм зародился в условиях борьбы молодой прогрессивной буржуазии против господствующего феодализма, произвола абсолютизма и духовного гнета католической церкви. В тот период либерализм являлся носителем идеалов (вера в прогресс, в торжество разума, мира, свободы, равенства), общих для всего антифеодального лагеря. Духовными отцами либерализма были Вольтер, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Д. Рикардо, О. Мирабо, Ф. Гизо и др.
По мере развития капиталистических отношений реальное содержание либерализма претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-исторических форм. Признав историческую правомерность буржуазных революций, либералы отказывались признать правомерность революционного движения пролетариата. В ходе обострившегося в 30-х годах 19 века антагонизма между новой промышленной буржуазией и рабочим классом стало ясно, что либеральная буржуазия использовала в своих интересах результаты борьбы трудящихся масс.
Лозунги либерализма все более становились средством маскировки капиталистической эксплуатации. Либерализм подчинил своему идейному и политическому влиянию значительную часть мелкой буржуазии и профессиональные союзы. Таким образом, он превратился в господствующую форму идеологии буржуазии.
К концу ХХ в. либерализм, упрочив буржуазный парламентаризм и свободную конкуренцию, столкнулся с рядом проблем, которые принесла с собой новая фаза в развитии капитализма - империализм. Его мировоззрение вступило в явное противоречие с реальностями капиталистического общества, ибо при империализме некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность..." (Ленин В.И., Полн. собр. соч. 5 изд., т.27, с. 385).
Старый "классический" либерализм периода промышленного капитализма пришел в упадок, и началось приспособление либерализма к новым условиям. Либерализм стал, прежде всего, средством отвлечения масс от революционной борьбы за свои права с помощью сопровождавшихся демагогической фразеологией незначительных уступок трудящимся. Он все больше стал вытесняться идеями социальной справедливости, которые вносились в сознание масс и трудящихся зародившейся и развивавшейся в Европе идеологии социал-демократии.
После второй мировой войны 1939-45 годов в ФРГ, Великобритании, Франции, США, Италии получил распространение неолиберализм, как разновидность либеральной идеологии и политики. Он сформировался как отражение развития буржуазного общества от преобладания свободного предпринимательства к государственно-монополистического регулированию экономики, институционализации новых форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
В обществе сформировались новые представления о роли и функциях государства, которые закрепились в понятии "государственного благосостояния". Идея "ответственности государства" за благосостояние всех граждан, лежащая в основе этой концепции, принципиально противостоит идее рыночного регулирования распределительных отношений, воздающего каждому то, "что ему причитается".
Неолибералы допускают вмешательство государства в экономику с целью обеспечения "свободной игры" экономических сил (в виде косвенного влияния на механизм цен, доходов, налогов и т.д.) В то же время они выступают за ограничение такого вмешательства, утверждая, что при достаточном просторе для конкуренции складывается "социальное рыночное хозяйство", которое обеспечивает якобы всеобщее благоденствие.
2. К вопросу украинского националлиберализма.
2.1. Современный украинский национализм. Национализм в украинской терминологии 19-го столетия воспринимался однозначно, как национальная осознанность и патриотизм. Он базировался на основах гуманной философии и объединял национальную идею с демократическими ценностями.
С начала 20 ст. национализм в Украине все выразительней набирает оттенки партийности и начинает базироваться на принципах революционности, монопартийности, вождизма и т.д. После обоснования этих утверждений Д. Донцовым в его работе "Национализм" идея национализма все более идентифицируется с антидемократической теорией. Известные украинские политологи по-разному определяли национализм 19 и начала 20 ст..
Так, О. Бочковский определял его как "национализм и паннационализм", В. Липицкий - как "патриотизм и национализм", а С. Рудницкий считал, что "действующий новейший национализм - это не партийное дело, что национально должны думать все без разницы партии; от коммунистов и анархистов до крайних правых. Потому что правдивый космополитизм, интернационализм без национализма невозможен. Будущее объединение человечества в единую общность не может никогда состояться вне народа, а только при народах, при достаточном развитие новейшего национализма".
Яркими представителями проповедования национально - государственнического национализма были С. Днистрянский (1870-1935), , В. Старосольский (1878-1942), О. Бочковский (1884-1939), С. Рудницкий (1877-1937). Они предлагали форму государственного управления как национальное демократическое государство с правом народа на самоопределение в этнических границах. Межгосударственное объединение они видели в форме союза народов конфедеративного типа.
А такие политики как Ник. Михновский (1873-1924), Д. Донцов (1883-1973), Ник. Сциборский (1897-1941), С. Бандера (1909-1959), Я. Стецько (1912-1986) исповедовали идеологически-интегральный национализм. Они определяли форму государственного управления как народная республика с национальной диктатурой как тип политического режима. Они признавали национальную идею в виде утверждения нации (этничной) как объединяющим и единственно действующим фактором общественного и государственного развития.
Националистическая риторика держится на трех столбах: традиционной философии, этническом романтизме и исключительности, а также эмбрионном состоянии гражданского общества. Традиционная философия базируется на прославлении достоинств нации, ее религии, отстаивает ограниченный индивидуализм. Под этническим романтизмом и исключительностью понимают активную апелляцию к национальным символам и мифам, связывая их с текущим моментом. Наконец, правящая элита, в первую очередь, ее лидеры любым способом стараются создать для себя харизму спасителей нации. Так, например, окружение Президента В. Ющенко провозглашает его "МЕССИЕЙ" .
Современный украинский национализм несет в себе те же типовые идеологические основы и характеристики, что и в любом другом государстве. В первую очередь стран Африки и Азии, бывших стран Югославии и Советского Союза. Как правило, режимы в этих странах нельзя охарактеризовать как демократические. При существовании единого многонационального государства - Советского Союза - украинский национализм имел одну цель. Добиться полной политической и экономической независимости Украины как суверенного государства.
Ярким представителем национального движения конца 80-х годов был народный РУХ за перестройку. Рожденный на основе националистической идеологии и состоящий из диссидентов, политзаключенных и национально-сознательной интеллигенции РУХ сумел поднять десятки, сотни тысяч граждан Украины на отстаивание независимости и суверенности будущего государства УКРАИНА. И в этом было его прогрессивное значение на этапе становления государства.
После того, когда Украине практически подарили независимость коммунистические мутанты, управлявшие всей страной из Москвы, наши доморощенные "националы" растерялись. А что же дальше?
Сменив атрибуты и символику государства, натянув джинсы на шаровары, а футболки "Адидас" на вышиванки они стали ждать, когда вареники будут сами прыгать в их разинутые от крика "Ганьба" рты. Прошел месяц, два, три, год, два .... И здесь сработал неотвратимый закон назначения идеологии национализма при зарождении капиталистических общественных отношений, а проще "дикого бандитского капитализма". Она (национал идея) стала, как и следовало ожидать, мистическим орудием новой буржуазной, коррумпированной власти, ее идеологическим глашатаем.
Пятнадцать лет в Украине только и идет разговор о т.н. национальной идеи, идеологии, которая якобы выведет страну на необозримые просторы изобилия и всенародного богатства. Власть с удивительной настойчивостью распространяет эту новость. Как известно, чем беднее живет население, чем оно безграмотнее, тем лучше и правдивее воспринимается идеология национализма. Но практическое отсутствие внешнего врага заставляет власть использовать эту идеологию не по назначению. Нам следует обратить внимание на особенности так называемого современного украинского национализма. Это течение весьма разнородно, но его основная и самая влиятельная часть с национализмом имеет сугубо внешнее сношение.
По сути, современный украинский национализм это подлог, некий эрзац, примитивный фарс, использующий фразеологию и взрывчатую энергию национализма, для целей, лежащих за границами украинской идеи как таковой.
Ибо ядром данного течения является чужеродная и чужеземная идеология, а его проводники строят личную карьеру под крышей иностранных государств: США или Канады, Польши или Австро-Венгрии, Германии или Швеции.
По определению, националист не может быть врагом своего отечества.
Между тем самое грандиозное предательство совершают нынешние эрзац - националисты, так называемые "нашисты", помогающие Западу проводить колонизацию Украины и вовлекающие ее в НАТО, чтобы на века побить горшки с Россией и др. странами славянского мира. И эту бесконечную вражду, как политический капиталец, заложить Западу. Украинский национализм точнее можно назвать сепаратизмом, ибо речь идет об отторжение, и подчинение Западу и США исконных земель и всего населения Украины. Именно сепаратистская цель служит идеологам эрзац национализма своеобразной матрицей для создания всевозможных мифов.
Так властью срочно был придуман внутренний враг, виноватый во всех невзгодах и бедах народа - Россия, русский язык, коммунисты. Теперь к ним добавились ещё и те, кто попал в чёрные списки Ющенко. Все злопыхательское словоблудие местечковых и т. н. "диаспоровских" спасителей нации направлено на "врагов нации". Но об этой новой политике в Украине мы поговорим отдельно.
Всё это результат внедрения в жизнь идеологии буржуазного украинского национализма.
Продолжение следует....
РуководительЦентра политического прогнозирования,
журналист - политолог Александр БОЖКО