| Украина в борьбе |
Просмотров: 6841
0 Плохо0


В 1990 году Грузия, решив, что ее крепко обидели в Советском Союзе, вышла из состава империи. Результаты самостоятельного развития оказались на редкость впечатляющими. По показателю ВВП страна уверенно занимает последнее место в Европе и одно из последних - в мире, если не считать племен восточной и западной Африки, которые ООН тщится организовать в государства. В структуре ВВП промышленность занимает 12,8%.

По большому счету, в создавшемся положении Грузии некого винить, кроме себя самих. Нельзя забывать, что катализатором сепаратистских устремлений мятежных регионов стал лозунг «Грузия для грузин», под которым в 1990 году на президентских выборах победил бывший советский диссидент Звияд Гамсахурдиа. Для построения полноценного государства ни народ, ни его элита оказались не готовы.

Выпускнику КИМО и юридического факультета Колумбийского университета Михаилу Саакашвили страна досталась, по сути, в разобранном состоянии. И он, с задором молодого организма, поддержанный 96% голосов (умеют же люди организовывать выборы) вновь очарованных грузин, ринулся строить новый «штат Джорджия».

Сходу, на одном дыхании вернул Аджарию в лоно Грузии, благо Россия уговорила местного князя не кипятиться и переехать на место жительства в Москву. Раззадоренный успехом, кинулся было в Южную Осетию. Но здесь нарвался на хорошо «неизвестные» вооруженные формирования и, чтобы в два дня не потерять того, что по сусекам собирали тринадцать лет, быстро вернул армию на исходные рубежи. Этап бряцания оружием закончился.

Революционная пассионарность Мишико переметнулась на дела внутренние. Была объявлена война коррупции. Вмиг, без всяких церемоний, уволили 15 тысяч полицейских (интересно, чем они теперь занимаются, не на заводах же работают), т.е. половину личного состава МВД. Теперь, поговаривают, по дорогам стало ездить спокойнее, исчезли бесчисленные засады гаишников, промышлявших дорожным лихоимством. Надолго ли? Еще никто не доказал, что хорошая зарплата - залог успеха в борьбе с коррупцией. Желания всегда обгоняют возможности. А терпение у южан - традиционно слабое место. Население испокон жило подношениями друг другу, это национальный образ жизни и мысли, неотъемлемая часть бытия народа. Должно пройти много десятилетий, чтобы откаты, подарки и подношения грузины стали называть плохим словом коррупция. Тем более что искореняют это зло государственным рэкетом.

Волной покатились аресты тех, кто имеет маломальский бизнес. Затем, поторговавшись, как на базаре (куда без торга, восток все же), выпускают за выкуп. Более 103 миллионов лари (более 50 миллионов долларов) были мобилизованы этим нехитрым промыслом. Потерпевшие (на милицейско-уголовном жаргоне «терпилы»), вернувшись к основному роду деятельности, стараются восполнить понесенный урон. Круг замыкается. После громкой кампании по искоренению порока, до властей стало доходить, что экспроприация экспроприаторов по кругу до добра не доведет. Подобные затеи по природе своей легко выходят из-под контроля, а временные улучшения собираемости налогов могут обернуться социальным взрывом в обществе, где традиционно сильны клановые связи.

Также поняв, что от подобного обвального робингудства стоящие на приколе предприятия не заработают, американский протеже вернулся к собственно экономическим вопросам. Из России, с согласия Путина, выписали крупного и по физической стати, и по нажитому капиталу 48-летнего промышленного магната Каху Автандиловича Бендукидзе.

Вместе с ним в Грузию десантировался коллектив российских бизнесменов. На громкие упреки оппонентов о наметившемся засилье северного завоза коммерсантов горячий магнат отвечает крепким русским словом, поговаривают, и перед рукосуйством не останавливается. Аргументы его здравы, хотя по традиции чересчур оптимистичны. Министр оценивает потенциал ежегодного двустороннего торгового оборота не менее чем в 8 млрд. долларов. Если он будет поделен пополам между Россией и Грузией, то ВВП страны удвоится всего за один год. Слабое место концепции русского грузина только одно - малое количество по-настоящему интересных оставшихся в строю предприятий. Многое из того, что еще дышит, уже имеет своего хозяина. Хотя напористые северяне не прочь поинтриговать за передел собственности. Крупная российская компания «Промышленные инвесторы» положила глаз на Зестафанский завод ферросплавов («Ферро») и собирается добиться от нынешнего правительства Грузии пересмотра договора с австрийским «Декометаллом». Сегодня «Ферро» - единственное грузинское предприятие, снабжающее своей продукцией 6% мирового рынка. Его приватизацию в свое время оформили с нарушением грузинского законодательства.

Другое направление экспансии россиян - скупка активов за долги. Задолженность Грузии российской нефтегазовой компании «Итера» за поставленный газ превышает 100 млн. долларов. «Итера» готова оттяпать у Грузии за долги часть ее собственности. Целеустремленный кредитор подписал соглашение с правительством страны о передаче ему 90% акций химического комбината «Азот» при условии выполнения программы по его реабилитации.

Кроме того, Бендукидзе намерен снизить ставку подоходного налога с физических лиц с 20 до 12 процентов, готовится урезать налоги на прибыль корпораций, а также отменить государственное регулирование в сфере банковского и страхового дела.

Одним словом, в грузинской экономике начался этап бурного реформаторства. За первое полугодие этого года прирост ВВП якобы составил 15%. А в прошлом году он был на уровне 10. При Шеварднадзе показатели были тоже впечатляющими: по ним выходило, что Грузия должна была бы догнать европейские страны, но она сегодня имеет только 25% ВВП 1990 года. Официально называемая инфляция 5% - типичное очковтирательство.

Объявленный подъем экономики не улучшает отчаянного положения населения. По-прежнему повсеместны, включая столицу, многодневные отключения электричества, перебои с газоснабжением. Огромная безработица стимулирует эмиграцию. Зарплата и пенсии остаются запредельно маленькими - 20 - 30 долл.

По мнению зарубежных наблюдателей, эйфория первых недель «революции роз» сменилась на глухое недовольство. Народ чувствует себя обманутым. Мнение, что при Шеварднадзе было плохо, но сейчас становится еще хуже, является преобладающим. Лихие обещания молодого президента за год всех сделать счастливыми оказались классической маниловщиной и традиционным кавказским бахвальством.

Но, увы, вновь избранный президент обмену не подлежит еще долгих четыре года. Революции всех времен и народов приносили лишь горечь несбывшихся надежд.


Недостаточно прав для комментирования