Выход Ташкента из ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) путает карты авторов геополитических комбинаций, нацеленных против России и косвенно - против Китая и Ирана. Приглашение Узбекистана в воссоздание этого блока фактически означало, что эта страна будет вынуждена участвовать в военно-политическом союзе, который де-факто будет контролироваться со стороны НАТО. Но, похоже, узбекское руководство не намерено впрягаться в авантюрную геополитическую колесницу, которая остается засланным казачком НАТО в СНГ. Кстати, в США и Западной Европе периодически публикуются материалы о нарушении прав человека в Узбекистане. Это может служить предупреждением Ташкенту, что, если потребуется, в Узбекистане вполне возможен киргизский вариант. Тем более, если учесть положение в Ферганской долине, где сильны позиции радикальных исламистов, и в Приаралье - т.е. в Каракалпакии, где местное население требует автономии от Ташкента.
Недавние договоренности Узбекистана и России о стратегическом партнерстве, похоже, перевесили преимущества военно-политического блока ГУУАМ для Узбекистана. Вдобавок, узбекские основные экспортные товары по-прежнему обложены ограничениями в странах-членах НАТО и ЕС. Важно и то, что Узбекистан и Туркмения недавно договорились о стратегическом партнерстве, а Туркмения не допустила размещения у себя на территории военных баз НАТО. Проще говоря, туркмено-узбекский альянс обозначил развитие долгосрочного стратегического партнерства, а Россия сохраняет с этими республиками тесные экономико-политические отношения.
Вполне возможно, что следующим шагом Ташкента станет предложение Вашингтону вывести военные базы США из Узбекистана. По данным узбекских источников, Ташкент и Ашхабад поддерживают инициативу Нурсултана Назарбаева о формировании среднеазиатского сообщества, которую одобряют также Иран, предлагающий создать общерегиональный блок с участием РФ и КНР, и Китай, выступающий за преобразование Шанхайской организации сотрудничества в таможенно-экономический блок.
Фактическое сближение Узбекистана с Туркменией и Казахстаном затрудняет реализацию транснациональных сценариев межгосударственной конфронтации в СНГ и, в частности, в Средней Азии. А это означает, что если в СНГ будет сформирован аналог НАТО, то это произойдет только на западе постсоветского пространства. Противовесом же этому блоку в нынешних условиях должна стать своевременная реализация идеи Назарбаева о формировании среднеазиатского сообщества.