Для понимания действий любой власти, достаточно понимать какие концептуальные основы лежат в истоках ее решений. Обычно это так называемые принципы "политической целесообразности". Правда, с новой украинской властью этот принцип работает не всегда.
Приход Ющенко на пост Президента автоматически поставил перед ним несколько проблем, в решении которых главное - вести последовательную политику. Если вопросы внешней политики вызывают некоторые пересуды, но: евроинтеграция - так евроинтеграция.
Процесс поиска средств для срочного наполнения бюджета, хотя и непонятен для большей части населения, однако те, кому надо - понимают, сколько кто кому должен дать, чтобы какой-нибудь завод не оказался в списке на "реприватизацию".
В общем-то, страна потихоньку возвращается в русло предсказуемой жизни. Однако существует очень серьезный дестабилизирующий фактор. Это - угроза политических репрессий. Так уж исторически сложилось, что группы, противостоявшие Виктору Ющенко на президентских выборах 2004 - сплошь представители крупного бизнеса.
Не секрет, что Украина - не та страна, в которой 70% ВВП производится представителями мелкого бизнеса. Слишком большое значение в ней имеют индустриальные гиганты - собственно, только вокруг них и крутится украинская экономика.
До определенного момента неясность в отношениях власти и крупного бизнеса еще может существовать. Однако рано или поздно Президенту придется дать ответ на вопрос: по каким правилам будет вестись игра. Также понятно, что отбор одного предприятия в ходе реприватизации для украинской экономики еще может пройти относительно безболезненно, а вот три десятка предприятий, угодивших в мельницу передела, способны надежно заклинить и ее, и всю украинскую экономику.
Но даже если пресловутый список на приватизацию будет опубликован - не факт, что он не будет дополняться. Причина банальна: Президент не может разделить политическую целесообразность и личную вражду.
Перед глазами украинской элиты стоит живое напоминание о приоритете личного над общественным: противостояние Виктора Ющенко и лидера СДПУ (о) Виктора Медведчука.
Началось оно, когда бывший первым вице-спикером Верховной Рады Виктор Медведчук поучаствовал в отставке тогдашнего премьера Виктора Ющенко. С тех пор в силу естественных причин эти два политика то и дело оказывались в полярных позициях. Правда, потом Ющенко "помог" Медведчуку расстаться с креслом в Раде, чем счет отставок сравнял - 1:1.
Эту их особенность "противостояния", которую иначе как кармической не назовешь, заметило еще издание "Корреспондент". Весь 2003 год - промежуточный между парламентскими и президентскими выборами - прошел под знаком соперничества двух Викторов - главы президентской Администрации и лидера оппозиционного блока.
"Политическая реформа, выборы мэра в Мукачево, блокирование работы парламента - ни одно мало-мальски значительное событие не обошлось без столкновения интересов этих двух противоборствующих сил", - пишет Корреспондент.
Однако, если противоборство, которое велось в прошлом, было обусловлено тем фактом, что у каждой стороны были свои интересы, то сейчас, с приходом Ющенко к власти ситуация кардинально изменилась.
Доказательство тому - заявление Григория Омельченко, который в интервью "Независимой газете" сказал: "Ющенко настаивал на восстановлении в должности генпрокурора Святослава Пискуна, который возглавлял Генпрокуратуру до Васильева. "Пискун лично рассказал мне, какие перед ним были поставлены задачи. Я передам дословно: "Разорвать финансово-политический клан "донецких" и Социал-демократическую партию (объединенную) ". За выполнение этого задания Ющенко пообещал Пискуну, что к следующим парламентским выборам он внесет его кандидатуру в проходную часть списка новой партии "Наша Украина". Как заявил Пискун, ему пообещали, что в будущем он возглавит один из профильных правовых комитетов Верховной Рады". Никак иначе, кроме как сведением личных счетов Ющенко со своими бывшими политическими оппонентами - это назвать нельзя.
Вообще, никто не спорит с тем, что ресурсы для того, чтобы "прижать" оппозицию у Ющенко есть. Однако есть они и у Лукашенко. Просто Лукашенко Европа относится иначе. Президент неоднократно заявлял, что "сейчас к Украине в мире хорошее отношение - надо этим пользоваться". Хотелось бы верить, что использование хорошего отношения Европы и США к Украине не закончится на сведении личных счетов Ющенко и Медведчука.
Потому что на доведение этой ситуации до логического завершения может как раз и уйти весь тот кредит "евродоверия", который Украина получила в результате оранжевой революции.
Михаил Смирнов