Конфессионные достижения оранжевой власти
В ходе президентской избирательной кампании «высокоморальный» и «богобоязненный» Ющенко предусмотрительно забывал упомянуть какого Бога боится и в какой церкви ему молиться. Это было более чем технологичное решение. В конце концов, в ближайшем окружении Виктора Андреевича соседствовали сектанты (Черновецкий), православные МП (Порошенко), православные КП (Костенко), зарубежные автокефалы (Чумаченко), а также греко и римо католики, мусульмане, иудеи и далее по тексту. Если же приплюсовать к ним тимошенковцев, то придётся вспомнить и о баптисте Турчинове, и о полуязыческой идеологии УНА-УНСО. И это, ведь, только соратники, что уж говорить об электорате: нельзя же было оттолкнуть от поддержки самого «народного» из кандидатов какую либо крупную конфессиональную группу только потому, что они веруют не в того и не так, как привык «надежда нации».
Но выборы закончились и власти захотелось навести в делах религиозных определённый порядок. То есть не то, чтобы она решила посягнуть на свободу совести - ни в коем разе. Верить можно в любого Бога, главное лишь признавать, что Ющенко пророк его.
Всё бы чудно сложилось: конфессионные меньшинства у нас такие же покладистые, как и национальные - спасибо, что разрешают жить и не требуют называть мечеть синагогой. В стране, однако, кроме меньшинств, есть и большинство. Национальным большинством можно признать 30-35 млн. русскоязычных граждан Украины, имеющих значительно больше общего с бывшей «империей», чем с галицийскими национал-маргиналами. Религиозное большинство составляют прихожане УПЦ Московского патриархата. Не все православные - друзья Москвы и не все друзья Москвы - православные, но в основном эти группы пересекаются и уже среди последователей Любомира Гузара сторонников интеграции постсоветских стран найти невозможно по определению.
Нет ничего удивительного в том, что люди, пришедшие к власти на американские деньги и пытающиеся развернуть внешнюю политику Украины в любом направлении, лишь афедроном к Кремлю, пытаются нанести удар в первую очередь по УПЦ МП (до Путина дотянутся - руки коротки). Однако авторитет в мире Московского Патриархата и его предстоятеля не идёт ни в какое сравнение с авторитетом оранжистов (всех вместе взятых: «отравленных» и здоровых). В той же Европе, куда якобы стремятся Тарасюк, Рыбачук и Ющенко, полно влиятельных русских эмигрантов и их потомков, для которых разного рода автокефалы и киевские патриархи были и останутся раскольниками. При этом, в силу того, что они сохранили православную традицию от дедов-прадедов, дополнили её прекрасным образованиях (в тех самых Сорбоннах, о которых что-то плёл на заре своей карьеры госсекретаря А.Зинченко), родственными и дружескими связями с европейским политическим истеблишментом, их оценка состояния дел в украинском православии звучит гораздо весомее, чем «светлые мысли» вчерашних коммунистов-атеистов: бухгалтера-Ющенко и выпускника политехникума связи - Тарасюка.
Власти и хотели бы разобраться с УПЦ МП проверенным способом Червония - при помощи боевиков и милицейского «невмешательства», но есть опасность нарваться на крупный европейский скандал и «ответные меры» многочисленной паствы Митрополита Владимира. Единственный способ потеснить последнего и не заработать ярлык необольшевиков или неофашистов - объявить о намерении прекратить раздоры между православными Украины путём создания единой соборной церкви и получения благословения на это дело от Константинопольского Патриарха, традиционно первого по чести, среди православных архипастырей.
Однако Патриарх Варфоломей, при всей его зависимости от США и Ватикана не горит желанием ссориться с Москвой. Кремль, в последнее время укрепил свои позиции в Турции - стране пребывания Варфоломея, а Московская Патриархия укрепляет отношения с Элладской церковью, с которой у Патриарха сплошные противоречия, активно проникает в Сирию, Ливан и Палестину, где все (от евреев до арабов) видят в усиливающемся присутствии многочисленной, авторитетной, пользующейся государственной поддержкой РПЦ залог стабильности и уменьшения террористической угрозы. В общем, в случае плохого поведения на Украине связка Алексий-Путин может доставить Константинопольскому Патриарху кучу неприятностей. В худшем случае Варфоломей может оказаться Патриархом без паствы.
Естественно, в таких условиях Константинополь не спешит удовлетворять ющенковские амбиции: оранжевые приходят и уходят а Церковь остаётся, со своими вечными интересами. Однако, как показала президентская избирательная кампания и, особенно «майдан», команда Ющенко привыкла к тому, что если события не развиваются в нужном русле, то можно и даже нужно блефовать без оглядки на обстоятельства. Осенью 2004 года вожди оранжистов отчаянно блефовали, рассказывая о «пяти танковых колоннах» и десятках тысяч вооружённых до зубов солдат, уже якобы надвигающихся со всех сторон на Ющенко и «гурт Гринджолы». Весной 2005 блефом стала поездка Зинченко в Стамбул, сопровождавшаяся рассказами о приглашении Патриарху Варфоломею посетить Украину и о его готовности благословить создание единой соборной украинской церкви.
Зинченко только не сказал будет ли соборность распространяться исключительно на православных или в украинскую церковь войдут также католики с баптистами, иудеи с манихеями и харизматы с мусульманами.
Заметим, что все рассказы о достигнутых успехах в деле всеукраинского общецерковного единения исходили только от Зинченко. Варфоломей молчал как рыба, и это не удивительно. Патриарх и не думал принимать приглашение в Киев без санкции Москвы и естественно не собирается связывать своё имя с кавалерийским наскоком оранжистов на украинское православие, которое пятнадцать лет не может объединиться, а тут вдруг сольётся в экстазе за пару месяцев. Кстати, если убрать политическую составляющую и не замечать грубого вмешательства государства в дела отделённой от него церкви, то вообще будет непонятно, чего это Ющенко-Зинченко так заботит кто, как и где молится. Трудно себе представить, что Шрёдер выступит с идеей создания «единой германской поместной протестантской церкви» и после этого останется действующим политиком.
В общем, понятно, что все игры вокруг церкви не имеют ничего общего с интересами православия, в том числе и украинского, а должны были послужить соответствующим обрамлением визиту российского Президента в Киев.
По нашей информации Путин, задолго до своего приезда имел полноценную информацию обо всех «достижениях» оранжевого режима на ниве церковного единства. Однако ни российский Президент ни Московский Патриарх Алексий не привыкли оставлять без ответа выпады в свой адрес, только потому, что мероприятия эти глупо организованы. Конечно, закатывать истерику какой-то Украине, пытающейся раздуться до размеров США тоже незачем - много чести. Поэтому в ходе переговоров, прошедших «в обстановке взаимопонимания» Владимир Владимирович изволил мимоходом упомянуть о делах православных и сказать: «Не надо Витя - все под Богом ходим».
Посмотрим, что окажется сильнее у украинской власти: чувство самосохранения или страсть к бессмысленному блефу.
Владимир Павленко