Недавно президент Украины Виктор Ющенко в Брюсселе, на заседании комиссии Украина-НАТО, заявил о том, что этап многовекторности в истории Украины завершен...
На первый взгляд, европейское турне «оранжевого» лидера прошло вполне успешно: одним махом украинскому президенту удалось познакомиться со многими лидерами стран Евросоюза, а президент США Дж. Буш даже сравнил Ющенко с Джорджем Вашингтоном. Наконец-то удалось Ющенко высказать и то, что давно хотелось, но о чем во время предвыборной кампании говорилось очень невнятно. А именно — о желании Украины стать членом НАТО.
Согласно опросам общественного мнения, проведенным фондом «Демократические инициативы», только 15% населения Украины поддерживают идею вступления Украины в Североатлантический альянс. При этом новые украинские власти пока не дают четкого ответа на вопрос, какую цену придется заплатить стране за вступление в НАТО. А народ Украины еще очень хорошо помнит варварские бомбардировки Югославии и Ирака, чтобы просто на слово поверить, что вступление в альянс принесет Украине что-либо хорошее.
Весьма показательно и то, что не наблюдается полного единодушия по этому вопросу и в самой правящей элите. Так, сразу после назначения на пост министра обороны Анатолий Гриценко говорил о том, что не следует спешить со вступлением в НАТО. Еще более симптоматично подчеркнутое молчание премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Квинтэссенция взглядов Тимошенко такова: Украина — самодостаточное государство и вполне способно заставить себя уважать на международной арене внутренними успехами и независимой позицией по любому вопросу, — полагают некоторые украинские эксперты.
Весьма неприятным сюрпризом для Виктора Ющенко оказалось игнорирование президентом Франции Жаком Шираком заседания комиссии Украина-НАТО. Из этого можно сделать вывод, что Франция по-прежнему остается противником вступления Украины в НАТО. При этом «оранжевая революция» и приход к власти Ющенко ни на йоту не изменили ее позиции в данном вопросе. Вполне возможно, что Франция, да и другие страны «старой Европы», с известной подозрительностью относятся к чрезмерной активности Украины, закономерно видя в этом политическую игру Вашингтона.
В результате получилось, как в известной пословице — родила гора мышь. Была сказана масса приятных, но общих слов, дано немало таких же обещаний, Ющенко в очередной раз напомнили, что НАТО придерживается политики «открытых дверей», и не более. Украине даже не предложили плана действий относительно будущего членства в альянсе. Не удивительно, что в этой ситуации Украина не стала подавать заявки на вступление в НАТО. Совершенно очевидно, что для многих в Европе тот факт, что только 15% населения Украины хотели бы вступления страны в НАТО, является весьма значимым аргументом «против».
Недаром в том же Брюсселе Виктор Ющенко заявил: «Кабинет министров и политические силы страны должны приложить максимум усилий для того, чтобы в Украине не осталось предубеждений относительно НАТО». Далее он посетовал на то, что граждане Украины «незнакомы с целями и задачами этой интеграции». Виноваты же в этом, разумеется, силы, выступающие против вступления Украины в Североатлантический альянс.
Как известно, ранее, во время митингов на майдане, «оранжевый» лидер говорил о том, что воля народа должна быть священна для новой власти. Теперь же получается, что считаться можно лишь с мнением малой части населения страны, а остальным «неразумным» необходимо срочно «промыть мозги»?
Казалось бы, переговоры о возможном вступлении Украины в Евросоюз должны были завершиться более успешно. Ведь, в отличие от НАТО, вступление в ЕС поддерживает 44% опрошенных — не большинство, но все же в три раза больше, чем в случае с НАТО. За неделю до визита Ющенко в Брюссель Украину посетила еврокомисар по вопросам внешних отношений и политики еврососедства Ферреро-Вальднер. Она привезла ожидаемый с трепетным нетерпением план действий Украина-ЕС. Однако после знакомства с ним, план оказался для «оранжевых» ушатом холодной воды. Поскольку в нем нет ни слова о начале переговоров даже об ассоциированном членстве в ЕС.
Однако там есть некоторые моменты, которые сразу обращают на себя внимание. Это требование покончить с дискриминацией европейских компаний на украинском рынке. При этом ни слова не говорится о том, что с дискриминацией украинских производителей на еврорынке также будет покончено. Зато ультимативным тоном продиктовано требование перекачивать нефть только по маршруту Одесса-Броды. Кроме того, к плану приложены еще какие-то секретные протоколы, о содержании которых можно только догадываться. План украино-европейского сближения рассчитан на три года, а его безусловное выполнение гарантирует... лишь расширение партнерства.
Обращает на себя внимание тот факт, что в вопросе вступления в ЕС позиции властей Украины и Европы диаметрально расходятся. Европа видит следующий путь: партнерство — членство. Ющенко же в Брюсселе заявил о том, что вступление в ЕС является лучшим стимулом для реформ внутри Украины. «Только одно тревожит нас: план действий должен открыть какой-нибудь горизонт, а сегодня горизонта нет», — с сожалением сказал по этому поводу президент Украины.
Правда, вице-премьер Олег Рыбачук заявляет, что Украина готова выполнить план действий досрочно (как при коммунистах — «пятилетку за три года»). Ведь среди требований ЕС есть и требования следования общеевропейским нормам в гуманитарной сфере и в сфере борьбы с коррупцией. А, как известно, во время избирательной кампании Виктор Ющенко неоднократно говорил о «чистых руках» членов его команды. Торжественно он заявил и о том, что украинские политики отныне не будут заниматься бизнесом. Как в этом контексте выглядит поведение министра юстиции Романа Зварыча, то подающего в отставку, то забирающего свое заявление назад? Разве его попытка лоббирования бизнеса своей жены (вице-президента компании «Ойл Транзит»), связанного с реэкспортом нефти, соответствует европейским нормам поведения?
Буквально через несколько дней после этого возник новый скандал, также ставящий под сомнение соответствие Украины высоким европейским стандартам. Вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко заявил о том, что в Украине должны выступать украинские артисты, а не какие-то там «табачники» и «кобзоны». Музыкант и композитор, народный артист Украины Ян Табачник посчитал эти слова проявлением антисемитизма и потребовал от вице-премьера извинений, в ином случае он пообещал прикрепить на одежду желтую шестиконечную звезду, как это надлежало делать евреям в гитлеровской Германии и других оккупированных нацистами странах.
В ответ Николай Томенко пообещал... лишить артиста дачи на берегу Днепра, полученной им во времена Кучмы. Печально, что вице-премьер по гуманитарным (!) вопросам не понимает, что в демократическом обществе не чиновник, а зрители определяют, какому артисту где выступать.
И последнее — наверное, самое тревожное. Новый министр внутренних дел Украины Юрий Луценко сообщил о том, что в Донбасс и Закарпатье будут направлены внутренние войска — 11 тыс. и 1 тыс. человек соответственно. Но разве в этих регионах возникли беспорядки? Телевизионные репортажи полны драматических сцен насилия и погромов? Разве власти в Донбассе полностью потеряли контроль над ситуацией, если четвертую часть всех внутренних войск Украины посылают в этот регион? Или их посылают туда только потому, что Донбасс поголовно проголосовал против Виктора Ющенко? А может быть, это те самые новые методы работы с оппозицией, о которых столь красноречиво говорил Ющенко перед избранием?
Андрей Внуков, эксперт Института этнологии и антропологии РАН. Львов