Печать
| Украина в борьбе |
Просмотров: 6121
0 Плохо0

Похоже, что слова новоизбранного украинского президента Виктора Ющенко о том, что «Украина избрала для себя путь в Европу» — совсем не пустой звук. По крайней мере, сам Виктор Андреевич дорожку в Евросоюз проторил весьма капитально. Всего лишь за два месяца своего правления он успел дважды побывать в Брюсселе, заглянуть в Страссбург и Варшаву, а 8-9 марта почтил своим присутствием Берлин.


Столица ФРГ встретила Ющенко рукоплесканиями. Телеканалы и газеты наперебой произносили панегирики и слагали оды в честь «героя оранжевой революции», пресс-секретарь украинского президента Ирина Геращенко из последних сил отбивалась от жаждущих получить интервью репортеров, а у входа в украинское посольство Виктора Андреевича перехватила и со вкусом облобызала восторженная старушка-украинка, объяснившая свой поступок телегруппе информационного канала N24 примерно следующим образом: «Ющенко есть такое замечательный, он приносить Украина много счастье, с ним нам всех быть расцвести» (именно так звучал бы обратный перевод на русский язык ее комментария, сделанного по-немецки).

Все это до такой степени растрогало В.А.Ющенко, что по околополитическим закоулкам официального Берлина пополз слух, что он намерен на предстоящей пресс-конференции объявить об отмене визового режима въезда граждан ЕС в Украину. Слух этот два дня муссировался средствами массовой информации, однако, забегая вперед, скажем, что ничего подобного не произошло.

Однако в сторону иронию. Визит президента Украины, чье имя много месяцев подряд гремело по Европе, стал, без скидок, ярким политическим событием. Виктор Ющенко провел переговоры с Герхардом Шредером и Йошкой Фишером и даже получил возможность выступить перед депутатами Бундестага — немалая честь, если вспомнить, что из сотен руководителей государств, посещавших в разное время ФРГ, это право получали лишь 43 человека — украинский президент стал 44-м.

Следует заметить, что очень многие депутаты не слишком-то поддерживали идею допуска Ющенко в «святая святых»: он-де еще ничем себя не проявил в качестве украинского руководителя, поэтому должен еще «заслужить свои шпоры». Однако видный член оппозиционной партии ХДС, руководитель межпарламентского комитета ФРГ-Украина Фолькер Рюэ по личной инициативе провел разъяснительную работу в среде сомневающихся коллег — и Виктор Ющенко произнес в результате перед депутатами Бундестага речь.

Многие наблюдатели отметили, что спич главы украинского государства был выстроен весьма осторожно, без привычных пламенных призывов. Ющенко подтвердил свою приверженность демократии, напомнил о том, что Украина является частью европейской культуры («В нас также есть частица Афин и частица Иерусалима»), прозрачно намекнул на предстоящий визит в Киев «представительной делегации немецких промышленников», чьи проблемы в Украине «мы спокойно решили» и сообщил о том, что официально попросил помощи у немецкого правительства в укреплении границы с Приднестровьем. Кроме того, важным моментом его выступления явилось заявление, что «европейский путь, избранный украинским народом, не подразумевает враждебности по отношению ни к каким другим государствам» — Ющенко поспешил пояснить, какое такое «никакое другое государство» он конкретно имеет в виду: «Россия и Украина — вечные партнеры и это не может измениться», — сказал президент. Как метко заметил в своем комментарии политолог Александр Рар: «Похоже, что над Бундестагом незримо витал дух Путина».

И в самом деле: если отношения с Европой, по крайней мере, на словах, у Ющенко складываются — лучше не бывает, то вот с Россией ему придется активно мириться. Без этого никак. Мало того, что около 5 млн. украинцев работают в России, мало того, что Россия контролирует поставки нефти и газа в Украину (последнее обстоятельство, впрочем, может оказаться недолговечным фактором: не зря украинский президент с конца февраля ведет активные переговоры о поставках ГСМ с Туркменией и Азербайджаном), так мирные отношения с восточным соседом — залог спокойствия тех 35% населения Украины, которые своим родным языком назвали русский. Не следует забывать, что даже во время третьего тура голосования против Ющенко отдали свои голоса 44% избирателей. Завоевать хоть какое-то доверие этой огромной массы людей можно только одним способом: показать им, что «оранжевая Украина» вовсе не заинтересована в конфликтах с Россией. Таким образом, в Берлине, так же, как и в других европейских столицах, Ющенко внимательно следит за тем, чтобы его слова невозможно было интерпретировать в качестве антироссийских.

Что же касается европейских лидеров, а в их числе и Герхарда Шредера, то приходится констатировать, что они избрали для общения с «героем оранжевой революции» тактику, которую Р.Э.Хайнлайн описывал, как «зацеловать до смерти и ничего не обещать». Украина стремится в Евросоюз? Пожалуйста, милости просим... когда-нибудь потом. Украина желает инвестиций? Ну конечно же, вот вам «новые горизонты в отношениях» — чем не инвестиции, такие розовые и прекрасные на вид? В общем, простите нас, герои и революционеры, но у нас тут еще Турция на очереди... Наверное, еще и этим можно пояснить неожиданную сдержанность Виктора Ющенко, почувствовавшего, что избранный им, в общем-то, верный путь в демократию может оказаться куда более каменистым, а главное — одиноким, нежели это казалось еще пару месяцев назад...

Борис Немировский. Германия