9 мая в Киеве «Бессмертный полк» состоял из несколько разрозненных «батальонов» и даже отдельных «рот». В условиях нацистской оккупации многомиллионного города скоординировать общую антифашистскую акцию не представлялось возможным.
Чем-то средним между «батальоном» и «ротой» было киевское подразделение Союза православных братств Украины (СПБУ), которое выдвинулось с Пасхальными песнопениями от Успенского собора Киево-Печерской лавры на молитвенное стояние к монументу Славы.
Конечно, пару-тройку не отрывающихся от телефонов человек «характерной внешности» в строгих штатских костюмах опытные крестоходцы отметили, но не ожидали, что это будет не просто сопровождение и выявление «особо неблагонадёжных»…
На выходе из Лавры верующие вдруг обнаружили пред собой запертые на все засовы ворота и три ряда полицаев в полной экипировке.
Фото Елены Скидан
После безуспешных попыток пояснить начальству СБУ, что действия стражей «закона» – вопиющее нарушение прав человека, глава СПБУ Валентин Лукияник дал команду просачиваться из Лавры поодиночке, чтобы собраться уже вместе на молитву в Парке Славы. Однако закрытыми оказались все ворота т.н. верхней лавры. А снаружи «оцепление» было усилено добрым десятком огромных полицейских автобусов. И всё же сатрапы режима просчитались. Не учли они, что постоянные прихожане монастыря знают и «тайные тропы». Поэтому на одной из них был выставлен заслон всего из трёх полицаев и стольких же «штатских». Он и был относительно успешно прорван. Относительно, потому что к моменту усиления наряда за пределами запертой уже калитки оказалось около сорока верующих. И это не считая просто прихожан и священников, которые возвращались со службы в Трапезном храме. Одна молодая женщина оказалась разделённой решёткой со своей дочуркой, и это зрелище, особенно на фоне полицаев очень напоминала картины Великой отечественной войны. Победа, в которой и отмечалась в этот день на Украине…
Слава Богу, в этот миг сюда заехал по службе митрополит Августин – глава синодального отдела УПЦ МП по духовной опеке ВСУ и прочих силовых структур (помещение отдела расположено рядом). Его вразумление (особенно, предупреждение о неизбежном международном резонансе в связи с очередным нарушением прав верующих), возымело действие, и ворота по чьей-то команде сверху были открыты.
Спустя минут двадцать разрозненные группы православных воссоединились у входа в Парк Славы, но здесь уже были заблокированы представителями карательных батальонов, которые, как и власть, стремились не допустить на «скорбные мероприятия» тех, кто празднует Победу, да, к тому же – носителей символики, указывающей на историческую общность единого народа-победителя (каковой являются православные кресты, хоругви, иконы и, конечно же, ленты святого Георгия).
При этом символика страны-лузера правоохранительными органами Украины очевидно не запрещалась
Однако, поскольку ввиду огромного количества камер полиция предпочла не помогать нацистам, их заслон был прорван. Молитва состоялась.
Не обошлось, правда, без потерь. У известных бабушек-молитвенниц – р.Б. Марии и Галины (сёстры воевали в партизанском отряде, затем служили медсестрами), «эсэсовцы» (так они сами назвали своих обидчиков) вырвали портрет маршала Жукова, разбив рамку и стекло. Сам же портрет бросили в Вечный огонь. Однако православные успели вытащить портрет ещё неповреждённым.
На одну из «дочерей полка» герои Украины напали уже у самого Вечного Огня, сорвав Георгиевскую ленточкуТакже нацисты разорвали новую куртку Лукияника. Новую – не от хорошей жизни.
В преддверии Праздников ему сожгли квартиру. Без крова остались они с женой и двумя школьницами-дочерьми. «Вероятно, кинули что-то в окно, когда никого не было, –пояснял соратник СПБУ лидер «Славянской партии» Александр Лузан. – У него второй этаж. И кинуть что-то в окно нет проблем. Как показал осмотр пожарной службы, включенных электроприборов не было. Самовоспламеняющихся веществ в доме тоже. И что тогда там загорелось. Стационарный телефон? Лукияник собирался проводить крестный ход на День Победы с молитвой у вечного огня на могилах погибших героев Великой Отечественной. Но крестный ход все равно будет. Самые массовые акции протеста крестные ходы за сохранение единства с Русской Православной Церковью организовывал именно он. Никто, кроме Лукияника, не может вывести в Киеве несколько тысяч. Русская Православная Церковь для нациков — главное зло».
И вряд ли найдётся на Украине так уж много людей, сделавших для Русской церкви столько, сколько сделал в свободное от работы время вообще-то очень востребованный кардиолог и реаматолог В.Б. Лукияник. Всего в рамках одной статьи не перечислишь. Только на памяти вашего покорного его избивали несколько раз – как неонацисты, так и милиционеры, причём при всех режимах – что при автокефалисте Ющенко, что при «православном» Януковиче.
«Союз православных братств, возглавляемый Лукияником был создан еще при Союзе – рассказывает глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. – После объявления религиозных свобод в 1990 году СПБУ занялся организацией православных приходов и инициированием возвращения им экспроприированного церковного имущества. Радением Валентина Борисовича только в Киеве было основано более 20 общин, среди которых такие знаменитые монастыри как Ионинский, Введенский, Китаева пустынь, Голосеевский, Кирилловский, Выдубицкий, Феодосиевский (последние два, впрочем, власть отписала филаретовцам). Каждая пядь церковной собственности отбивалась у государства или у коммерческих структур годами – стояниями, воззваниями, противостоянием с омоновцами. За двадцать лет члены братства постарели, что дает повод злопыхателям именовать его «старушечьим», но стойкости им не занимать. Люди бедные, с маленькими подвигами во имя веры и правды. Так, в 2011 году среди защитников палаточного храма у Верховной Рады, находившегося под опекой СПБУ, я увидел сухонькую старушку, которую еще в 1992 году свежерасстриженный бывший митрополит Филарет приказал закрыть в подвале Владимирского собора. Ему донесли, что она вместе с другой сотрудницей намерена передать ключи и впустить в кафедральный собор новоизбранного Блаженнейшего Митрополита Владимира. Пожилых женщин продержали в подвале трое суток. А они молились за Блаженнейшего и пели акафисты. Столько лет прошло, а бабушка в строю!»
Упомянутая Василием Семёновичем палаточная церковь была поставлена православной общиной Волынского села Рохманов, которую с победой «оранжевой революции» филаретовцы изгнали из собственного храма. Пять морозных зим и знойных лет в палаточном городке вместе рохмановцами провели и члены СПБУ во главе с Лукияником. Пока, при «православном президенте» это бельмо на виду у иностранных делегаций не было ликвидировано в одну ночь. Избитого тогда милицией Лукияника сутки продержали в камере (где он пел акафисты) и осудили за сопротивление властям.
Лукияник (справа) на установке Креста в палаточном городке перед Верховной радой
В последние годы Валентин Борисович, в меру сил и времени помогал в строительстве нового храма в Рохманове. И вот теперь сам нуждается в помощи. Силы у рохмановцев и киевских братчиков на восстановление его квартиры есть. Не хватает «всего лишь» средств на материалы, мебель и прочего (сгорело всё – от компьютера до одежды). Теперь, вот, и куртка новая…
Православное братство «Радонеж» объявляет сбор помощи своему киевскому брату В.Б. Лукиянику. Счёт в «Сбербанке»: 4276 3800 5778 0913 Dmitro Skvortsov. Большая просьба – по возможности, сообщать ФИО отправителя, дату и сумму (или хотя бы что-то из этого) по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.или через личное сообщение в «Фейсбуке» Дмитрию Скворцову.
P.S. Сам Валентин, кстати, не приветствует сбор средств ему. Говорит, «Бог дал, Бог взял». И всё же, живет не сам, ведь – с женой и двумя дочерьми-школьницами. Да и у нас своё мнение на сей счёт имеется. Правда?
Дмитрий Скворцов
Видео: Елена Скидан, Валерий Гончаренко