Комплекс неполноценности – мощнейшее средство управления. Как показывает история, чем ничтожнее правитель, тем громче у него титул, чем слабее армия, тем ярче золото на погонах, чем беднее экономика, тем больше на улицах лимузинов. На страдающего комплексом неполноценности, как и на дурака, не нужен нож. Ему достаточно наврать с три короба, назвать великим, и он готов на все. В полной мере этим воспользовался посол США на Украине Дж.Пайетт, прельстивший киевскую хунту перспективой «аграрной сверхдержавы». Неважно, что сверхдержавы аграрными не бывают, как не бывает осетрины второй свежести и богатырей-дистрофиков. Сам Хозяин ведь сверхдержавой назвал! Потому вперед, к свершениям.
***
Мыслевирус об Украине как «житнице» впору относить к основным угрозам национальной безопасности. Словно не замечая мощную космическую, авиационную, судостроительную и ракетную промышленность, киевские местечковые деятели упорно долдонят о «житнице» и аграрной державе. Безусловно, аграрный потенциал Украины, обладающей третью пахотных земель в Европе, поистине огромен. И не использовать его преступно. Но то, как его используют, преступно вдвойне.
Дисбалансы и варварское использование сельскохозяйственных земель давно стали визитной карточкой Украины. Как указывает доклад Всемирного банка, ежегодно Украина утрачивает более 500 млн.т чернозема, а на каждую тонну производимого в Украине зерна теряется до 10 т почвы. За последние 20 лет уровень гумуса с 3,36% снизился до 3,14%. На восстановление 0,1% грунта требуется 25-30 лет, а сантиметра почвы – несколько столетий. Причиной истощения земли является стремление агрохолдингов к сверхприбылям за счет выращивания наиболее выгодных культур. Доля многолетних трав с 1990 г. уменьшилась с 12,3% до 3,7%, кормовых культур – с 24,7 до 3,8%. А доля экспортоориентированной кукурузы выросла с 8,5% до 17,5%, подсолнечника, сои, рапса – с 11,6% до 27,3%.
Принося прибыли коммерсантам, истощение земель несет убытки стране. Побочные потери из-за недобора урожая на разоренных землях достигли $6 млрд., а на мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почв ежегодно требуется 50 млрд.грн.
Естественно, никто эти средства на «лечение земли» не выделяет. Более того, с 2012 г. государство прекратило бюджетное финансирование противоэрозионных и почвоохранных мероприятий. А то, что стало происходить после февральского переворота, иначе как целенаправленным уничтожением сельхозпотенциала, назвать сложно. По данным бывшего народного депутата Украины А.Журавко, из-за прекращения финансирования на восстановление дренажной системы и ремонт Северо-Крымского канала он практически обезвожен, что несет угрозу опустынивания земель Херсонской обл., одного из ведущих аграрных регионов страны. Практически остановлено финансирование институтов и техникумов сельскохозяйственного профиля. В угоду МВФ с украинских аграриев сняли льготы по налогообложению, из-за падения курса гривны и инфляции растут цены на удобрения и корма, банковский кризис лишает крестьян кредита.
Вопреки бравурным заявлениям правительства А.Яценюка, отечественный сельскохозяйственный сектор глубоко болен. Так, за 10 мес. 2015 г. производство молока на Украине сократилось на 4,4%, поголовье коров – на 5,2%, свиней — на 2,8%, овец и коз — на 4%, птицы – на 3,2%. Несмотря на рост экспорта в натуральном измерении, в денежном доходы от внешней торговли сельскохозяйственной продукцией падают. В 2013 г. Украина продала за границу сельскохозяйственных товаров на $17 млрд., в 2014-м на $16,7 млрд., а в 2015-м на $14,6 млрд. При этом доля готовых сельхозпродуктов в экспорте за 2 года снизилась с 21% до 17%.
Сокращаются и иностранные инвестиции в украинское сельское хозяйство. Как сообщает зав. отделом инвестиций Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Н.Кисиль, прямые иностранные инвестиции в агропродовольственный сектор экономики Украины за 9 месяцев 2015 г. сократились на 8,5%. Тем не менее, министр аграрной политики и продовольствия Украины А.Павленко рапортует, что «в 2015 г. инвестиции в сельское хозяйство составили около $1 млрд., в этом году планируем их увеличить до $2 млрд». В планах до 2020 г. – привлечение 8 млрд. инвестиций.
***
Инвестиции в сельхозсектор действительно идут, но их польза для Украины вызывает большие сомнения. Киевские прозападные марионетки фактически распродают страну транснациональным корпорациям. Как заявил А.Павленко, «по моему искреннему убеждению, нет смысла содержать нерентабельные, убыточные государственные предприятия. Государство – неэффективный управленец. Поэтому абсолютное большинство активов следует приватизировать. Каждое предприятие должно пройти природный рыночный отбор, доказать хозяйственную жизнеспособность. Министерство готово передать ФГИ Украины более 400 предприятий». Если ознакомиться со списком «большой приватизации» А.Яценюка, среди этих предприятий – уникальные племенные заводы, агрономические центры, исследовательские учреждения со своими землями. Ждет украинцев и отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, чего требуют международные кредиторы.
Отдать на откуп международному капиталу планируют и украинские порты, которые уже активно «осваивают» транснациональные корпорации. В Николаевской обл. швейцарская компания «Бунге» завершает создание единого производственно-перегрузочного комплекса, китайская «Нобл» строит перегрузочный терминал зерновых и масличных культур. «Бунге» уже принадлежит 5 зерновых элеваторов, расположенных в различных регионах, Днепропетровский МЭЗ и зерноперегрузочный комплекс в Николаевском морском торговом порту мощностью 3 млн. т. в год и склады единовременного хранения – 150 тыс. т. Noble Agri принадлежит комплекс по переработке семян подсолнечника с ежедневным объемом переработки 1500 тонн и емкостью 180 тыс. метрических тонн в Мариуполе и терминал Николаевского зернового порта мощностью 2,5 млн. тонн в год и пропускной способностью склада в 125 тыс. тонн.
Французская Louis Dreyfus, крупнейший экспортер зерновых, совместно с ООО «Бруклин-Киев» планирует расширить мощности терминала в Одесском порту до 4 млн. тонн зерна в год. Французы также приобрели земельный участок площадью 5 га для обслуживания потока грузовых автомобилей, идущих на терминал. Другая французская корпорация, Soufflet Group, подписала меморандум о строительстве зернового перегрузочного комплекса в Ильичевском порту, который сможет обрабатывать более 1 млн. т грузов. Помимо этого, Soufflet принадлежат Славутский солодовенный завод, Днепропетровский пивоваренный завод «Дніпро» и сеть собственных элеваторов.
Компания «ГПК Украина» (Германия) является оператором контейнерного терминала на Карантинном моле Одесского морского порта и инвестором его расширения. Общий объем инвестиций по проекту составляет 5,18 млрд. грн.
13 августа 2015 г. был подписан трехсторонний меморандум о сотрудничестве с Cargillпо строительству терминала по перевалке зерновых грузов с причалом №25, а также создание операционной акватории у этого причала с глубиной 16 м. Общая сумма запланированных инвестиций составляет около $130 млн. Cargill также заинтересован в развитии Херсонского морского торгового порта, который планирует взять в концессию.
Испытывают интерес к украинскому АПК и Израиль с Канадой. В феврале 2015 г. профильное министерство подписало Меморандум о поддержке «Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства» с Агентством по развитию международного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Государства Израиль (МАШАВ) и Канадской ассоциацией экономического развития (МЕОА).
Отдельного внимания заслуживает Китай, являющийся перспективным рынком для Украины. В 2015 г. экспорт зерновых в Поднебесную увеличился в 6,6 раз, а по поставкам кукурузы Украина вышла на первое место. Еще в 2012 г. Украина и Китай подписали контракт на $28 млрд., по которому Украина будет поставлять сельскохозяйственную продукцию в Китай в обмен на покупку китайских удобрений и сельскохозяйственной техники. В феврале 2015 г. А.Павленко выразил надежду, что Китай вложит около 25 млрд. в развитие украинского сельского хозяйства. Вряд ли надеждам суждено сбыться, поскольку Украина уже проявила себя как необязательный партнер, сорвав поставку зерна, что привело к судебному процессу. Кроме того, в начале февраля компании Bunge и Noble заявили о намерении подать в Европейский суд на администрацию Николаевского порта из-за завышения выставленных счетов по портовым сборам. Пока же доля Китая в инвестициях не превышает 1% в общем объеме иностранных капиталов, привлеченных в АПК.
***
С одной стороны, приток финансовых средств в экономику и развитие инфраструктуры – явления положительные. С другой, засилье крупных международных холдингов с многомиллиардными капиталами несет в себе ряд угроз для сельского хозяйства и экономики страны.
Во-первых, ни один украинский производитель не способен выдержать конкуренции с международными агрохолдингами, на службе у которых собственные банки, возможность маневрировать средствами по всему миру и мощные лоббисты. Марионеточное украинское правительство под диктовку иностранных кредитных структур лишь усугубляет ситуацию. Так, по требованию МВФ украинских аграриев лишили льгот на сумму 30 млрд.грн. В то время как украинские фермеры едва сводят концы с концами, крупные агрохолдинги поглощают все больше земли. Кроме того, украинские аграрии, лишенные государственной поддержки, находятся в изначально неравных условиях с западными корпорациями. Например, в ЕС поддержка фермеров составляет 324 евро на гектар, а в США чем меньше доход фермера, тем меньше он платит налогов.
Во-вторых, засилье иностранных компаний ведет к примитивизации сельского хозяйства Украины. Например, стратегия Cargill состоит в том, что каждая из стран, в которой работает компания, должна специализироваться на выращивании определенного типа продуктов, что практически уничтожает местных фермеров и биоразнообразие, ставя под угрозу продовольственную безопасность страны. Транснациональная корпорация для получения сверхприбылей не гнушается откровенными преступлениями. Французские журналисты Canal+ создали фильм-расследование, в котором приводятся вопиющие факты преступлений американской корпорации. В частности, в Бразилии соевые плантации Cargill привели к ликвидации мелких фермерских хозяйств, обезлесиванию долины Амазонки, росту безработицы и уничтожению местных культур. Традиционные растения не выдерживают применяемых для выращивания сои удобрений, и некогда цветущая земля превращается в пустыню. Крестьяне, борющиеся с Cargill, подвергаются насилию и угрозам. Даже в США компания, построившая с помощью подделки документов свиноферму, нарушает экологическое законодательство.
Стоит ли удивляться разразившемуся в 2015 г. на Украине скандалу, когда правительство вынуждено было заблокировать грузы Bunge, Glencore и Louis Dreyfus в связи с тем, что в нарушение требований законодательства экспортеры через офшоры закупали у посредников зерно, приобретенное у крестьян за наличные деньги? Хотя компании и отрицали свою вину, опыт Бразилии, где ТНК не брезгуют покупать продукцию, выращенную на месте сожженных лесов, показывает, что нормы закона трактуются ими весьма вольно. Главное, обеспечить «план по валу».
В-третьих, ТНК загоняют местных производителей в кредитную кабалу. По украинским селам уже разъезжают «добрые волшебники» из Monsanto, строящие библиотеки и детские площадки, попутно навязывая крестьянам свои кредиты в размере 25 тыс.долл. на приобретение семян и удобрений. В Аргентине подобная политика закончилась массовым голодом. Там Monsanto также проявляла чудеса щедрости, отказавшись от своего «технологического лицензионного сбора», чтобы поощрить быстрое распространение своих ГМО семян. Затем компания и другие ТНК потребовали введения этих сборов, пригрозив санкциями. А поскольку предназначенный для выращивания ГМО-сои гербицид «Роундап» уничтожил естественные растения, страну охватил голод.
На Украине тоже нашлись любители «халявы». Так, один из фермеров с.Журавское уже 5 лет выращивает только кукурузу DEKALB, за что был награжден Monsanto поездкой за границу. С гибридами DEKALB работают и крупные агрохолдинги Украины, например, группа компаний «Мироновский хлебопродукт» и птицефабрика «Наша ряба». Проблема в том, что американцы запрещают повторно высаживать приобретенные у них семена, требуя каждый год закупать новую партию.
И, наконец, «качественные инвесторы», как назвал иностранные ТНК А.Яценюк, несут за собой коррупцию, нарушение законодательства и засилье вредных культур. Несмотря на действовавший на Украине запрет по выращиванию ГМО, еще в 2013 г. половина всей кукурузы, выращиваемой на полях «незалежной», являлась генетически модифицированной, а выращивание трансгенной сои в Украине достигло 60%. Соглашение об ассоциации с ЕС навязало стране обязательство выращивать ГМО-продукцию, производство которой запрещено в Европе.
Украина не сможет устоять перед давлением мощных лоббистов производителей ГМО, среди которых сын вице-президента США Х.Байден, американская торговая палата и Американо-украинский деловой совет, который буквально кишит лоббистами Monsanto, Cargill, John Deere, Eli Lilly и DuPont, которая в 2013 г заняла 1 место среди компаний, загрязняющих окружающую среду в США. Как заявил представитель Cargill еще в 2012 г., компания готова финансировать фермеров в объеме $3 млрд. для развития ГМО-технологий. Не отстает и французская Louis Dreyfus, исполнительный директор по масличным культурам которой С.Невский подчеркнул, что украинская соя может потеснить на внешних рынках конкурентов, и вопрос не стоит, будет она ГМО или не ГМО, главное — стабильное качество поставляемой продукции. А министр аграрной политики и продовольствия Украины А.Павленко с гордостью сообщил, что достигнута договоренность о строительстве на территории Украины нового завода компании Monsanto для производства ГМО-семян.
Между тем, ГМО отнюдь не является безопасным. В Аргентине использование ядовитых удобрений привело к вымиранию животных и заболеваниям людей раком, пищевыми отравлениями и аллергией. Из-за глифосата, сильнодействующего яда, к 2025 году каждый второй ребенок в США будет страдать аутизмом. Согласно результатам исследования Института здравоохранения и экологических исследований Австралии, кормление свиней ГМО-продуктами привело к нарушению репродуктивных функций скота и таким заболеваниям, как гиперплазия эндометрия, язва желудка, кишечные кровотечения.
***
«Инвестиции» в украинский агропром не имеют ничего общего ни с развитием сельского хозяйства, ни с укреплением продовольственной безопасности, ни с экономическим ростом, ни с созданием рабочих мест, ни с пополнением бюджета. Показательно, что США недавно оштрафовали работающий на Украине швейцарский банк Dreyfus Sons & Co, принадлежащий одноименной агрофирме, который в течение многих лет помогал гражданам США уходить от налогов. Учитывая масштабы офшоризации экономики Украины и уровень коррупции, можно лишь представить объем средств, которые ТНК выкачивают из страны.
Об угрозах потери Украиной контроля над сельскохозяйственным сектором предупреждают даже на западе. По мнению директора по стратегическому планированию Оклендского института в Калифорнии Ф.Муссо, «Запад хочет украинской земли, и это не просто метафора». По данным Муссо, западные компании «настолько сильно повысили свои инвестиции в Украину, что это практически равносильно передаче им контроля за ее сельским хозяйством». Как подчеркивает аналитик, контролирование аграрного сектора является одним из «определяющих факторов в противостоянии между Востоком и Западом со времен холодной войны».
В этом контексте явно не случайно накануне госпереворота, в ноябре 2013 г. шесть крупных украинских ассоциаций сельхозпроизводителей подготовили проект поправок в законодательство, относящееся к использованию ГМО и ГМО-семян.
В свою очередь, авторитетный канадский ресурс Globalresearch подчеркивает, что условием выделения Украине 17 млрд. кредита МВФ было обеспечение доступа Monsanto на украинский рынок. Это далеко не шутка, поскольку степень влияния компании такова, что даже в США в ее интересах был принят скандальный закон, согласно которому федеральным судам США запрещено вводить запрет на продажу ГМО, даже если будет доказан вред от них для организмов.
«Инвесторы» намерены не только отравить украинскую пашню химикатами и ГМО. Как пишет в авторитетном немецком издании Die Zeit обозреватель газеты А.Эндрес, шведские компании предлагают снимать плодородный слой почвы в Херсонской и Полтавкой для улучшения почв Швеции. Общая сумма возможной сделки составляет около 500 млн. евро – до 100 млн. тонн плодороднейших южно-украинских черноземов по цене примерно 5 евро за тонну.
Буквально на наших глазах под видом зарубежных инвестиций создается замкнутая система работы транснациональных корпораций, включающая в себя полный цикл производства, от полей до элеваторов и портов, ориентированная на вывоз узкого сегмента сельхозпродукции. Украине же от этого останутся лишь отравленные истощенные почвы, люмпенизация крестьян, безработица, болезни и отравленная ГМО природа.
Хороша аграрная сверхдержава.