2015 год на Украине обещает быть горячим. И, скорее всего, последним годом существования Украины в нынешнем виде. Нет, речь не о погодных условиях, а о внутриполитической ситуации.
Экономический крах
Два последних года продолжается непрерывное падение украинской экономики. Подавляющее большинство отраслей демонстрирует устойчивое ухудшение ситуации. При этом некоторые крупные предприятия уже остановились, другие находятся на грани остановки, будучи загруженными на 20-25 % проектной мощности. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию с поступлением средств в бюджет, правительство ввело по некоторым налогам авансовые платежи за год (!!!) вперёд. Катастрофическая дыра в казне привела к финансированию бюджетных организаций векселями с погашением в течение пяти лет вместо «живых» денег.
Государство дошло до того, что уже не в состоянии содержать дипломатические представительства, остановив минимум до конца года отправку дипломатов за рубеж взамен возвращающихся из командировок. При этом во властных коридорах уже обсуждается перевод всего финансирования внешнеполитического ведомства за счёт сокращения платежей в международные организации, что вначале приведёт к лишению украинских делегаций голоса, потом к санкциям, а после этого – к исключению Украины из них. Почти по всем показателям падают объёмы экспорта при сохранении отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, достигшего в 2012 году 8,6% ВВП.
Настойчивые попытки украинских властей добиться того, чтобы Россия предоставила низкие цены на газ без каких-либо ответных мер, не приводят к успеху. Мало того, Россия и Таможенный союз постепенно ужесточают тарифную политику в отношении украинской продукции, что также ведёт к сокращению импорта украинских товаров. Однако предложения вступить в ТС и вообще избавиться от тарифных ограничений в торговле с Россией, Белоруссией и Казахстаном упорно отвергаются украинским руководством. Вместо этого оно усиленно готовится к подписанию в ноябре 2013 года Соглашения о Зоне свободной торговли с Евросоюзом, чрезвычайно негативные последствия которого для украинской экономики не отрицают даже сторонники евроинтеграции.
Скорее всего, это соглашение всё-таки будет подписано, и уже к концу 2014 года экономика Украины ощутит последствия этого шага. Они будут выражаться, как пишут в книге «Оценки последствий соглашения о свободной торговли между Украиной и ЕС», подготовленной при содействии Фонда Сороса, в снижении объёма бюджета, росте отрицательного сальдо торгового баланса, снижении поступлений в Пенсионный фонд, росте банкротств промышленных предприятий, банков, страховых фирм из-за конкуренции с европейскими товарами и услугами. В свою очередь, банкротства вызовут рост безработицы, а допуск на рынок энергоносителей и коммунальных услуг европейских фирм – резкий рост тарифов и цен на сырье. Что приведёт к ещё большему снижению конкурентоспособности украинских предприятий. (1)
«Лёгкий соперник на выборах»
Падение популярности Виктора Януковича и его партии из-за ухудшения экономической ситуации в стране создало ситуацию, когда на мартовских 2015 года выборах президента почти любой оппозиционный кандидат во втором туре выйдет победителем. Поэтому политтехнологи В. Януковича сделали ставку на вывод во второй тур выборов лидера радикальной неонацистской партии «Свобода» Олега Тянибока. Это открыто подтверждает заместитель руководителя парламентской фракции Партии регионов Михаил Чечетов.
Воспользовавшись финансовой и информационной поддержкой ПР, «Свобода» в конце 2012 года вошла в состав парламента и с первых же дней существования в статусе парламентской партии заняла агрессивную, ультрарадикальную позицию. Спекулируя на росте недовольства населения властью как в центре, так и на местах неонацисты активно наращивают популярность, участвуя в любых противостояниях с представителями государственного аппарата и правоохранителями. Причём, умело используя депутатскую неприкосновенность и экстремистскую риторику, непременно выходят победителями. По сути дела, ими ведётся подготовка боевиков для действий по штурму административных зданий и борьбе с правоохранителями.
Авторы идеи свести в предвыборном противостоянии действующего президента с «исчадием ада» неплохо продумали последствия такого шага. По их расчётам, во-первых, мобилизуются сторонники Януковича с Юго-Востока, до того решившие не идти на выборы. Во-вторых, к ним примкнут недовольные президентом, но понимающие, что приход к власти Тягнибока грозит установлением фашистской диктатуры. В-третьих, традиционно голосующий за соперников «донецких» сельский Центр Украины ненавидит лютой ненавистью бандеровцев и их наследников, поэтому будет вынужден проголосовать за действующего президента. В-четвёртых, Запад не осмелится прямо поддерживать нацистов, как он поддерживал Виктора Ющенко в борьбе с Виктором Януковичем.
Не учли разработчики концепции «лёгкого соперника» двух факторов. Во-первых, способствуя «раскрутке» «Свободы», власть уже перешла рубеж, за которым неонацисты оставались бы зависимыми от её финансирования и информационной поддержки. «Свободовцы» научились и самостоятельно изыскивать источники финансирования, и завоёвывать симпатии озлобленного экономическими неурядицами населения. Во-вторых, Тягнибок и его сторонники ни при каких обстоятельствах не признают свой проигрыш, даже если Янукович без каких-либо нарушений наберёт во втором туре 70-80% голосов.
На самом же деле, учитывая украинские выборные тенденции, разрыв между кандидатами составит единицы процентов, и «Свобода» выведет своих сторонников на улицы. Но это будет не относительно мирный Майдан 2004 года, а череда молниеносных кровопролитных штурмов государственных учреждений с физическим уничтожением ключевых фигур действующей власти под легендой «неуправляемого народного гнева». И боевики-лидеры, и пушечное мясо, и оружие, и решимость у неонацистов имеются в достаточном количестве, что подтверждают и вышедшие из организации люди, и события 18 мая 2013 года.
Труба дело!
Широко распространённое мнение о том, что Европа не допустит беспорядков на Украине ради того, чтобы избежать потока беженцев и сохранения стабильности в поставках энергоносителей, действительности не соответствует.
Во-первых, захват власти неонацистами в ходе послевыборного бунта не приведёт ни к какому существенному наплыву беженцев в Европу. Базовые регионы ВО «Свобода» и союзных ей политических сил находятся как раз в западной, граничащей с Евросоюзом части страны. Поэтому власть в Западной Украине перейдёт к нацистским мятежникам молниеносно и автоматически, а противников будет очень мало. Основные схватки и репрессии против неугодных будут проходить в столице, на Юге и Востоке страны, жители которых просто не сумеют добраться до Европы через враждебную им территорию, контролируемую нацистами.
Во-вторых, при всей своей «отмороженности» лидеры неонацистов прекрасно понимают, что прекращение перекачки газа и нефти для Европы вызовет не просто гнев европейцев, а жёсткие ответные действия (не исключено, что и прямую оккупацию территории, прилегающей к транзитным трубопроводам, для их охраны).
Тем не менее многотысячекилометровая трубопроводная система Украины в условиях гражданской войны – слишком хрупкий комплекс сооружений, чтобы не пострадать в ходе боевых действий. Раньше всех это поняла Германия, выступившая главным лоббистом строительства вначале газопровода «Северный поток», а потом и «Южного потока», которые по суммарной мощности позволяют полностью отказаться от транзита газа через Украину. Причём удивительны совпадения: окончательные препятствия со строительства «Южного потока» были сняты не без германского давления именно после начала реализации политтехнологами Виктора Януковича операции «Лёгкий соперник», а пуск газопровода в эксплуатацию запланирован именно на год очередных президентских выборов на Украине.
Мама Анархия
Многие помнят пренебрежительную фразу Владимира Путина об Украине, вызвавшую целый шквал возмущений «национально-свидомых»: «Джордж, это даже не государство». Но никто не любит вспоминать реакцию на неё американского президента, которому она и была адресована. Дж. Буш… просто не отреагировал на это уничижительное определение. То есть фактически согласился с ним, поскольку где-то после 2006 года основным мировым игрокам стало понятно, что Украина из субъекта международных отношений превратилась в объект. А вскоре зазвучали и территориальные претензии соседей. Даже не самых могущественных, вроде Румынии. При этом факт того, что Украина или как минимум её Юго-Восток всё больше и больше попадает в зону влияния России, абсолютно не устраивает Запад.
Для противостояния этой тенденции и был придуман ход с подписанием Соглашения с ЕС об ассоциации и Зоне свободной торговли, ведущий к деиндустриализации страны, и в первую очередь промышленно-развитых регионов, симпатизирующих северо-восточному соседу. А захват власти неонацистами в 2015 году и вызванная им гражданская война создадут ещё больше проблем России.
Почему? Да потому, что основной поток беженцев хлынет именно на восток, и РФ придётся тратить средства на их обустройство и предотвращение гуманитарной катастрофы среди них, на борьбу с преступностью в их среде, на укрепление границ ради недопущения проникновения вооружённых банд, являющихся непременным атрибутом любой гражданской войны. Со временем Украина окажется разделённой на зоны оккупации между заинтересованными странами Евросоюза и Россией, но, в отличие от европейцев, России достанется территория, наиболее пострадавшая от боевых действий, с остановившимися предприятиями и голодающим городским населением, спасение которого на несколько лет затормозит развитие российской экономики.
Что потеряют от такого развития ситуации Европа и США? Соединённым Штатам это даст лишние козыри во внешнеполитических играх и не принесёт никаких неудобств. «Старая» Европа не потеряет ни объёмов поставляемого ей газа, ни поддержки правительств населением, поскольку порядок на Украине будут наводить заинтересованные в делёжке территории и ресурсов «младоевропейцы» – Польша, Румыния, Венгрия, Словакия и, быть может, прибалтийские государства. В общем, довольны останутся все. Включая транснациональные корпорации, которые получат доступ к украинским чернозёмам, Венгрию и Словакию, вернувших территорию, Польшу и Румынию, реализовавших вековые мечты по превращению в «Великие». Да и минимум половину страны удастся надолго, если не навсегда, вывести из-под политико-экономического влияния России и Таможенного союза, угрозу присоединения Украины к которому ЕС, судя по опубликованному на сайте британского правительства плану пропаганды преимуществ Соглашения о ЗСТ, продолжает считать очень серьёзной даже после подписания соглашения.
Так что Запад, хотя поддерживать путчистов (по крайней мере, открыто) и не станет, но и препятствовать развитию событий в 2015 году не будет тоже. Терять он ничего не теряет, а выгод от описанного сценария извлечёт немало.
P.S. А что украинская власть? Она ударными темпами переоснащает правоохранителей и учит их бороться с вооружёнными бунтовщиками. Только учитывается ли при этом, что цивилизационный раскол Украины отразится и на территориальных подразделениях МВД, бойцам которых, не исключено, придётся сражаться со своими коллегами из других регионов.
(1) Оцінка наслідків угоди про вільну торгівлю між Україною та ЄС. Київ, 2007. Міжнародний центр перспективних досліджень, ISBN-978-966-2063-03-05
Александр Горохов