О влиянии на различные сферы жизни Украины Соглашения с ЕС о зоне свободной торговли написано уже немало. Однако последствия его заключения для отдельных отраслей украинской экономики полно не рассматривал ещё никто. Начать мы решили с химической и нефтехимической промышленности. Учитывая и то, что среди наиболее активных сторонников «европейского вектора» владельцы предприятий, представляющих эти отрасли, играют наиболее заметную роль.
Ты помнишь, как всё начиналось?
Исторически так сложилось, что Украина добывает недостаточное количество нефти и газа, чтобы покрыть собственные потребности. А поскольку через территорию страны проходит большое количество транзитных нефте- и газопроводов, использование российского сырья украинскими предприятиями всегда было наиболее удобным и экономически выгодным вариантом. До «газовых войн» с Россией, начатых Виктором Ющенко, цена российского газа была в несколько раз ниже мировых цен, нефть и нефтепродукты также отпускались на льготных условиях. Но всё резко изменилось после 2005 года, когда безмозглая политика «оранжевых» привела к тому, что отпускные цены на газ для Украины вначале выросли с 50 до 150 долларов за 1000 кубометров, а потом и вовсе сравнялись со среднеевропейскими.
Семи-восьмикратный рост цен на сырьё для украинского химпрома серьёзно подорвал его конкурентоспособность на мировом и европейском рынках. Ситуацию слегка облегчило заключение Харьковских соглашений, позволивших Украине закупать газ со скидкой в 100 долларов, а также прямые контракты химических предприятий с «Газпромом», в которых цена обговаривалась индивидуально.
Тем не менее мировые тенденции роста цен на энергоносители существенно ограничили пространство для манёвра украинским химикам и нефтехимикам. Устаревшее производственное оборудование и агрессивная политика растущих экономик Китая, Турции, стран Латинской Америки существенно снизили конкурентоспособность продукции, производимой на Украине. Не помогло даже вступление страны в ВТО.
Несвободная свободная торговля
В мае 2013 года Комитет по иностранным делам Верховной Рады проводил слушания, посвящённые пятилетнему пребыванию Украины во Всемирной торговой организации. Для слушаний ряд ведомств анализировали последствия вступления страны в ВТО. В частности Министерством промышленной политики были подготовлены «Информационно-аналитические материалы по оценке последствий вступления Украины в ВТО для отдельных секторов промышленности».
Как оказалось, присоединение к Всемирной торговой организации отнюдь не улучшило положение химической и нефтехимической промышленности, как это рекламировали сторонники интеграции во всемирный торговый клуб. Секторальное соглашение «Химическая гармонизация», регулирующее ввозные пошлины на продукцию химической промышленности, предусматривает сохранение заградительных пошлин при поставках украинской продукции на мировые рынки. За время членства не было замечено конкретных примеров усиления эффективности мероприятий по защите внутреннего рынка в соответствии с процедурами решения споров ВТО. Вступление в ВТО не повлияло позитивным образом на состояние и объёмы прямых иностранных инвестиций в химическую и нефтехимическую промышленность Украины.
Членство Украины в ВТО практически не повлияло на структуру экспортных поставок. Как и раньше, для отраслевого экспорта характерной осталась товарная моноструктурность, сырьевая и полуфабрикатная направленность экспортных поставок. Так, суммарная доля четырёх основных видов экспортируемой продукции (синтетический аммиак, пигментная двуокись титана, азотные удобрения и кальцинированная сода) в последние годы составляла от 40 до 50% общеотраслевого экспорта. Мало того, ситуация с внешними поставками высокотехнологичной продукции только ухудшилась.
Резко обострилась конкурентная борьба на внутреннем рынке, в результате чего отечественных производителей существенно потеснили зарубежные поставщики. В целом ряде сегментов доля украинской промышленности на внутреннем рынке снизилась до 5-25%. В первую очередь – в производстве высокотехнологичной продукции. Значительные потери отрасль понесла от антидемпинговых мер, предпринятых странами Евросоюза в отношении украинских производителей.
Существенное улучшение положения химической и нефтехимической промышленности Украины авторы «Материалов» связывали с присоединением к ВТО России, являющейся одним из главных потребителей продукции отечественного химпрома. Однако развитие ситуации показало, что их надежды напрасны. Но об этом чуть позже.
Зона
Аргументация сторонников подписания Соглашения о ЗСТ с ЕС в основном бьёт по эмоциям, они стараются не приводить конкретных фактов и цифр. Поскольку особо порадовать жителей Украины просто нечем. В том числе и перспективами химии и нефтехимии.
Ещё в 2007 году Международный центр перспективных исследований, исходя из цены на газ, увеличившейся ныне в три раза, отмечал, что выгоду от ЗСТ с ЕС получат ровно две отрасли: продажа металлолома и производство химического сырья.
Министерство промполитики при подготовке к комитетским слушаниям 2013 года было более категорично: «Наибольшие потери от создания ЗСТ почувствуют химическая и нефтехимическая промышленность и машиностроение. Предвидится, что производство машин и установок, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий более всего почувствуют усиление конкурентного давления на внутреннем рынке. Поскольку такое влияние будет обусловлено не только снижением уровня тарифной защиты соответствующих сегментов внутреннего рынка, но и уменьшением конкурентоспособности отдельных видов отечественного производства из-за сохранения сравнительно высокой цены на импортированный Украиной природный газ».
По данным Минпромполитики, в случае открытия внутреннего рынка ожидается наращивание импорта продукции химической промышленности, поскольку Украина сегодня является нетто-импортёром по основным видам химпрома. Исключение – удобрения, поставляемые страной вовсе не в Европу, а на Ближний Восток, в Африку и Южную Америку. В то время как страны ЕС являются нетто-экспортёрами практически по всем видам химической и нефтехимической промышленности (за исключением группы продукции органической химии и удобрений). И зона свободной торговли будет способствовать падению объёмов выпуска продукции отрасли.
Снижение ввозных пошлин странами ЕС может иметь и иной эффект. Так, ряд европейских государств в настоящее время либо проводит антидемпинговые расследования в отношении украинской химической продукции, либо уже использует антидемпинговые механизмы против неё. Все переговоры последних лет о снятии этих барьеров закончились неудачей. И снижение пошлин ещё сильнее обострит антидемпинговый вопрос, поскольку и правила ВТО, и условия Соглашения о ЗСТ предусматривают проведение подобных расследований и введение соответствующих защитных мер.
С подписанием Соглашения обострится и существующая уже сейчас проблема гармонизации технического регулирования, сертификации и стандартизации украинской химической продукции по нормам ЕС.
Обязательства Украины отказаться от стандартов ГОСТ (даже используемых для поставок в страны бывшего СССР) и в течение очень короткого времени полностью подчинить своё производство европейским стандартам и техрегламентам потребуют просто гигантских капиталовложений в переоборудование производственных мощностей. Но и после этого потребуется длительный срок для сертификации продукции химии и нефтехимии на соответствие европейским нормам безопасности (включая безопасность самого производства), классификации, маркировки, упаковки. Рынки, потерянные за время бездействия, придётся возвращать годами.
Предусмотрены Соглашением с ЕС и меры по оценке экологического вреда, и возможность закрытия предприятий, не отвечающих каким-либо требованиям. Причём решение о закрытии данных предприятий будут приниматься вовсе не украинским властями, а брюссельскими чиновниками.
«Происки Кремля»
Буквально все эксперты, прогнозируя развитие химической и нефтехимической отрасли Украины, указывают на её зависимость от цен на газ и нефть, получаемых от России. Перспективы для повышения конкурентоспособности отрасли есть: в случае вступления Украины в Таможенный союз украинские потребители будут получать газ почти втрое дешевле, экономия от снижения сырья для нефтехимии составит около 9 миллиардов долларов в год. Однако руководство государства, испытывающее колоссальное давление со стороны Запада, окончательно решило «идти в Европу». При этом даже европейские политики, активно лоббирующие подписание Соглашения о ЗСТ, не скрывают, что одна из основных целей документа – не допустить вступления страны в ТС. А сам текст Соглашения бесповоротно ставит крест на любом ином таможенном объединении для Украины, кроме европейского. То есть вопрос о перспективах повышения конкурентоспособности отрасли с подписанием Соглашения в ноябре 2013 года будет закрыт окончательно.
Руководство РФ уже заявило, что после этого оно откажется от продукции, производимой на Украине в пользу производителей из России, Казахстана и Белоруссии. В структуре российского импорта останутся лишь те украинские товары, которые никто в Таможенном союзе не производит. Поскольку доля химической продукции в общем объёме экспорта Украины в Россию составляет 11,6%, удар по украинскому химпрому, испытывающему далеко не лучшие времена, будет очень чувствительным.
Украинские чиновники сегодня радостно рапортуют о снижении на треть объёмов закупки у России газа и нефти, но это вовсе не заслуга рационального использования сырья. В начале сентября остановлен завод «Стирол» в Горловке. 5 сентября остановило выпуск карбамида и аммиака Северодонецкое объединение «Азот», остановлено производство на ПАО «Азот» в городе Черкассы. Падение производства кокса и продуктов нефтепереработки в 2012 году составило 26,4%. Только по итогам первых четырёх месяцев этого года нефтеперерабатывающие заводы Украины сократили производство бензина в 2,1 раза, дизельного топлива в 1,8 раза, мазута – в 2,5 раза.
Химическая и нефтехимическая промышленность Украины ещё до подписания Соглашения с ЕС теряет привлекательность для российских инвесторов. Например, компания ТНК уже законсервировала Лисичанский НПЗ и распродаёт другие активы на Украине.
Учитывая всё сказанное о том, что будет с отраслью после открытия рынков перед Европой и ужесточения протекционистских мер России в связи с этим, остаётся лишь предполагать. Причём прогнозы вырисовываются далеко не радужные.
Александр Горохов