| Украина в борьбе |
Просмотров: 4749
0 Плохо0

Заявление МИД Украины, в котором внешнеполитическое ведомство выразило озабоченность внесением в польский Сейм законопроекта о признании ОУН-УПА преступными организациями, привлекло незаслуженно мало внимания в украинском обществе. Ведь этим заявлением Михайловская площадь фактически задекларировала выход Украины из антигитлеровской коалиции и признала нашу страну правопреемником держав нацистской оси. Но обо всем по порядку.


Крутой поворот

Вся современная система международного уголовного права базируется на принципах Нюрнбергского трибунала, отраженных в «Соглашении между Правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным Правительством Французской Республики о создании Международного военного трибунала» от 8 августа 1945 г. Украина, будучи на тот момент частью СССР, также была стороной этого соглашения, представителем антигитлеровской коалиции, именно в этом качестве войдя в состав ООН как самостоятельное государство. После обретения независимости наша страна подтвердила свои международные обязательства законом «Про правонаступництво України», а также принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала в соответствии с резолюцией 95 (I) Генеральной ассамблеи ООН «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского трибунала».

Выступая в защиту ОУН и УПА, признанных Нюрнбергским трибуналом коллаборационистами, МИД Украины фактически объявил современное государство Украина правопреемником проигравшей и осужденной трибуналом стороны. Ведь по всем международным правилам то, что говорит МИД – говорит государство.

Произнеся «а», нужно сказать и «б». Теперь МИД должен подать предусмотренный Конвенцией о правопреемстве пакет документов об отзыве своего голоса за упомянутую резолюцию ГА ООН, а также отказаться от участия в конвенциях «О предупреждении преступлений геноцида и наказании за него», «О защите жертв войны», Римского статута 1998 г. «О создании международного уголовного суда» и других документах, принятых на основе принципов устава Нюрнбергского трибунала.

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как государство может быть стороной конвенций против геноцида, если устами своего внешнеполитического ведомства оно «выражает обеспокоенность» попытками жертв геноцида осудить его исполнителей?

Государство в государстве

Вопиющий факт пересмотра итогов Второй мировой войны со стороны МИД – логическое завершение попыток министерства проводить свою собственную линию, идущую вразрез и с законодательством об основах внешней политики Украины, и с линией главы государства, осуществляющего реализацию этой политики. При полном попустительстве со стороны властей националистические настроения постепенно захватили большую часть дипломатического корпуса, а сами дипломаты взяли себе за правило публично не соглашаться с официальной позицией руководства страны.

И, если в случае бунта во время подписания соглашений о создании Единого экономического пространства с Россией и Белоруссией несогласные нашли в себе мужество предварительно подать в отставку, то более 500 подписей работников МИДа, отданные в поддержку «оранжевой революции», собирались уже непосредственно в рабочее время. А после работы дипломаты с удовольствием бегали на «совещания» в Украинский дом к «теневому министру иностранных дел» Борису Тарасюку и слонялись на Майдане, не скрывая, кем они являются. Безусловно, никто не вправе лишать государственных служащих гражданских прав, но выступать в этом случае они должны были от себя лично, а не от имени ведомства, где трудятся под непосредственным управлением действующего президента.

Дальше – больше. Получивший всеукраинскую известность тем, что проиграл международный суд о разделе черноморского шельфа с Румынией, дипломат Владимир Василенко именно в качестве сотрудника МИД отправляется и выступает на съезде неофашистской ВО «Свобода», где выдает ряд агрессивных антироссийских заявлений. Это уже при президентстве Виктора Януковича.

Впрочем, чему удивляться, если программа ВО «Свобода» начала реализовываться в Министерстве гораздо раньше, чем эта политическая сила вышла за пределы Галичины. Это для рядовых граждан свободовские требования ввести уголовную ответственность за употребление русского языка стали новостью, а украинские дипломаты познакомились с циркуляром Бориса Тарасюка, запрещающем использовать русский даже в семьях, еще в апреле 2006 г. Это не шутка. В циркуляре № 2/21-020-39 от 10.04.2006 г. прямо говорится, что «работники центрального аппарата МИД Украины и заграничных диппредставительств должны общаться исключительно на государственном языке». Руководителям посольств вменяется в обязанность «провести работу» с членами семей дипломатов на предмет соблюдения ст.10 Конституции Украины. Манкирование же такой важнейшей задачей рассматривается Тарасюком как несоответствие занимаемой должности.

Потому совершенно логичным выглядит и игнорирование МИДом заявления Верховной Рады Украины «До 65-ї річниці Нюрнберзького трибуналу над фашистськими злочинцями», в котором украинский парламент выразил поддержку принятой 16 ноября 2010 года резолюции ГА ООН «О недопустимости некоторых видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». У Верховной Рады, облеченной Конституцией правом определять внешнюю политику государства, свои законы, а у МИДа – свои. Потому эту резолюцию ООН, как и ряд подобных документов, делегации Украины в ООН не поддерживают. Поддерживают они расизм и ОУН-УПА.

Как дошли до жизни такой?

Стремительная «галицизация» министерства иностранных дел началась еще в 90-е гг. в первое пришествие Бориса Тарасюка на пост министра. Именно он высказал тезис о том, что у МИДа «значительный кадровый резерв в провинции». Провинцией почему-то оказались только области Западной Украины, откуда широкой рекой и потекли кадры.

Справедливости ради необходимо отметить, что подобный кадровый состав внешнеполитического ведомства является следствием не только волюнтаризма Тарасюка. В Украине существует всего два «авторизованных» факультета международных отношений, дипломы которых признаются в МИДе и из выпускников которых формируется кадровый резерв. Это Институт международных отношений киевского Национального университета им. Т.Шевченко и соответствующий факультет львовского Университета им. И.Франко, одна из «агитационных баз» «Свободы». И если сверкающие бриллиантами обладатели лимузинов из киевского ИМО не горят желанием трудиться 6 дней в неделю по 12 часов в сутки при зарплате 1500-3000 грн. в месяц на благо отечественной дипломатии, скромные, но «идеологически подкованные» ребята с полонын охотно едут в Киев в надежде на загранкомандировки.

Еще одна «кузница дипломатических кадров» - Дипломатическая академия МИД Украины. Заведение по-своему уникальное, где при преподавании некоторых предметов используется 95% российской литературы, но на ее основе слушателей умудряются обучать украинскому национализму. Причем, доходит до курьезов. На лекциях преподаватели на полном серьезе заявляют студентам, что Украина еще в Х в. имела выход к Черному морю, а Россия получила его только 800 лет спустя, колонизировав Украину в XVIII в. В ответ на недоуменный вопрос, как это могло получиться, следует утверждение, что Тьмутараканское княжество – это Украина. Неудивительно, если при таком научном уровне Украина скоро вернет себе в глазах мировой общественности это историческое название.

Одновременно Дипломатическая академия является активным проводником резко прозападного внешнеполитического курса. Львиная доля учебной программы посвящена изучению европейских и евроатлантических структур, истории Европы, а проблемы СНГ изучаются лишь по касательной и то для того, чтобы продемонстрировать бесперспективность этого межгосударственного объединения. Проводит Дипакадемия и «перековку» государственных кадров на курсах, посвященных европейской интеграции, НАТО, Совету Европы и т.д. Новое веяние – пропаганда добычи на территории Украины сланцевого газа, лекции по которому читают даже не местные профессора, а представители «Шелл» и «Шеврон».

Вернуть МИД народу

Куда бы ни шло государство, украинский МИД идет на запад, попутно все больше дрейфуя в сторону нацизма. Если не принимать срочных мер, в следующий раз можно ожидать не только деклараций о переходе страны в гитлеровскую коалицию, но и требований о посмертном вручении С.Бандере Нобелевской премии мира или о запрете въезда в Украину всему составу польского Сейма вкупе со всеми российскими телеведущими.

Понятно, что дипломатов как специалистов своего рода уникальных невозможно, да и не целесообразно выгонять на улицу, но усилить дисциплину и вернуть ведомство в правовое поле – насущная необходимость. Не менее важно заложить основы будущего украинской дипломатии, создавая систему подготовки дипломатических кадров в ВУЗах различных регионов Украины.

Ольга Шелкова специально для Полемики

Недостаточно прав для комментирования