| Украина в борьбе |
Просмотров: 5912
0 Плохо0

Споры об интеграции Украины в ЕС и Таможенный союз, как правило, сводятся к дебатам о геополитическом и цивилизационном выборе, благоглупостям о демократии, правах человека и верховенстве права, возвращении в СССР, а также сказкам о небывалом притоке инвестиций в украинскую экономику сразу же после заключения договора об ассоциации с ЕС. Между тем, ни одного политического обязательства «ассоциация» не содержит, а сам вопрос интеграции в Таможенный союз или создания зоны свободной торговли с ЕС лежит в чисто экономической плоскости.


Экономика Украины: долги и убытки

Экономика – наука точная, потому никак не хочет расти в ответ на ритуальные заклинания евроинтеграторов об открытости экономики и возвращение на столбовой путь мировой цивилизации. По словам Н.Азарова, в 2013 г Украине необходимо выплатить 9 млрд. долл. по внешним обязательствам. 6 млрд. из них - обязательства по кредитам Международного валютного фонда, которые были взяты в 2008-2009 гг.

Одновременно значительными темпами растет отрицательное сальдо внешней торговли Украины. Последний раз сальдо было положительным в 2004 г., накануне захвата власти «евроинтеграторами», когда экспорт товаров превысил их импорт на $3,7 млрд. В 2008 г. внешнеторговый "минус" Украины превысил - $18,6 млрд., в 2009 - $5,7 млрд., в 2010 - $9,3 млрд, в 2011 - $14,1 млрд. За 11 месяцев 2012 г. импорт товаров в Украину превысил экспорт на $13,776 млрд .

Что ЕС грядущий нам готовит?

Найти четкие расчеты экономического эффекта заключения Договора о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, подготовленные украинским правительством и научно-исследовательскими институтами, наверное, сложнее, чем пресловутую черную кошку в темной комнате. А информацию о рисках – и подавно.

Западные и финансируемые западом структуры более откровенны. В частности, Международный центр перспективных исследований в фундаментальном труде докризисного 2007 г. «Оценка последствий договора о свободной торговле между Украиной и ЕС» приводит следующие риски для экономики Украины: снижение бюджета, поступления налогов, выплат в пенсионный фонд, сокращение социальных расходов, рост безработицы, удорожание ресурсов, увеличение отрицательного сальдо торгового баланса, вытеснение с рынка украинской продукции и т.д. Из этого делается парадоксальный вывод о выгодности для Украины создания с ЕС углубленной ЗСТ.

Сходна и позиция Оксфордского университета, который в исследовании «Влияние ЗСТ между Украиной и ЕС» обещает рост украинского ВВП вследствие заключения договора о свободной торговле на 4,3% в течение 10 лет. Опять же, при условии предоставления Украине со стороны ЕС технической и финансовой помощи. В то же время, в том же исследовании указывается, что позитивный эффект от вступления в Таможенный союз будет составлять 6,3% роста ВВП Украины за те же 10 лет.

Обращает на себя внимание тот факт, что для получения преимуществ от ЗСТ с ЕС Украине необходимы не только глубокие структурные и институциональные реформы, но и кардинальная перестройка структуры экономики, социальной и бюджетной сферы, а также значительные объемы внешней финансовой помощи. Вероятность получения которой весьма сомнительна.

Ситуация вокруг договора с ЕС знакома украинским гражданам по другой мыльной опере: вступления Украины в ВТО. По оценкам Правительства Украины членство Украины в ВТО должно было стимулировать дополнительный прирост ВВП в объеме 1,5–2 млрд долл. США, а при благоприятных условиях – до 4 млрд долл. США. Реальность оказалась куда жестче.

Только в I квартале 2009 г., по данным Гостаможслужбы, потери государственного бюджета составили 707 млн. грн. В июне-декабре 2008 г. рост импорта продовольственной продукции составил в целом 11%, импорт мяса увеличился в 6,5 раз. Наибольший урон вступление в ВТО нанесло сельскому хозяйству. За пять лет импорт овощей на Украину вырос в 4 раза. По сравнению с 2005 г. этот показатель увеличился в 4,2 раза, превысив $860 млн. Особого внимания заслуживает рост импорта тех продуктов, которые традиционно производятся на Украине. Импорт картофеля, капусты, лука, моркови, помидоров и огурцов вырос в 18,5 раз, достигнув в 2010 г. 190 тыс. тонн, а зарубежных яблок, груш, вишен, черешен и абрикосов — более 210 тыс. тонн, что почти в пять раз превышает значение 2005 г. В сельском хозяйстве потеряно 500 тыс. рабочих мест. Только в сахарной отрасли закрыли 10 заводов, оставив без работы 30 тыс. чел. По словам замминистра аграрной политики Украины В.Завалевской, «в 2009 году значительно снизился уровень государственной поддержки аграриев, практически вдвое. По семи бюджетным программам совсем отсутствует бюджетное финансирование». Несмотря на оптимистические прогнозы, объем иностранных капитальных вложений сократился на 22%.

Очевидно, именно поэтому расчеты по ЕС и ВТО – едва ли не самый секретный вопрос экономической политики государства.

Сколько стоит Таможенный союз?

В отличие от ЗВТ с ЕС, последствия вступления Украины с Таможенный союз просчитаны вдоль и поперек.

По оценкам Виктора Медведчука «для Украины Таможенный союз и Единое экономическое пространство – это прежде всего выгодные рынки для сбыта товаров, расширение возможностей для авиа-, авто-, машиностроения, развития сельского хозяйства. Экономисты рассчитали, что суммарная выгода украинцам от преференций при вступлении в ТС – снятие пошлин, снижение платы на газ – составляет от 6 до 16 млрд. долл. в год».

Ведущими академическими институтами РАН и НАНУ (Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институтом экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины) была проведена комплексная оценка макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. В соответствии с их выводами присоединение Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана позволит за три года нарастить объем экспорта украинских товаров в РФ на $4,6-8,8 млрд, отмена Россией пошлин на экспорт углеводородов улучшит сальдо торгового баланса Украины на $2,9 млрд. Это идентично сумме дефицита торговли Украины с Россией в 2010 году. Наиболее динамичное изменение структуры украинской экономики в пользу отраслей с более высоким уровнем переработки достигается в сценарии вступления в ЕЭП с последующим технологическим сближением между странами. В этом случае доля машиностроительных видов деятельности в валовом выпуске Украины увеличится с 6 до 9 %. В условиях технологической интеграции и развития кооперационных связей оценка экономического эффекта к 2030 году может быть повышена до 6–7 % объема ВВП. Максимальный суммарный положительный эффект интеграции для украинской экономики оценивается в период 2011–2030 годов в $219 млрд в ценах 2010 года.

Как утверждают выводы экспертных групп под председательством вице-премьер-министров Украины и РФ, преференции для Украины в случае вступления в ТС будут следующими :

1. Отмена экспортных пошлин на нефть даст 3 млрд. долл. США в год.

2. Отмена экспортных пошлин на нефтепродукты – 490 млн. долл. США в год.

3. Снижение цен на газ до уровня российских внутренних цен – 4,6 млрд. долл. США в год.

4. Отмена российских защитных мер против Украины приведет к увеличению украинского экспорта в РФ на 670 млн. долл. США в год.

5. Компенсация Украине за возможные санкции со стороны ВТО – 1,9 млрд. долл. США.

6. Обеспечение загрузки ГТС Украины.

О торговле и экономике

Одним из основных тезисов противников вступления Украины в Таможенный союз является боязнь потерять значительного торгового партнера Украины в лице ЕС. Безусловно, Евросоюз – партнер важный и необходимый, товарооборот с которым растет значительными темпами, несмотря на отсутствие не только зоны свободной торговли, но и вообще каких-либо договорных отношений после окончания действия Договора о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. Тем не менее, при оценке внешней торговли необходимо оценивать не только ее валовый объем, но и такие показатели, как сальдо и структура.

Прежде всего, вопреки риторике евроинтеграторов, ЕС не занимает первое место во внешней торговле Украины. Внешнеторговый оборот между Украиной и ТС в 2011 году составил 65,6 млрд. долл. США, что составило 38,4% от общего объема товарооборота, а с ЕС-27 соответственно 50,6 млрд. долл. США и 29,6%. За период январь-сентябрь 2012 года внешнеторговый оборот между Украиной и ТС составил 47,3 млрд. долл. США, что составило 37% от общего объема товарооборота, со странами ЕС-27 составил 36,6 млрд. долл. США и 28,6 % соответственно. При этом в первом полугодии 2012 г. торговый оборот только с Россией составил 25,6 млрд.долл.США. Операции с российскими компаниями занимают 32,1% от общего внешнеторгового оборота Украины.

Что касается структуры внешней торговли, весомую долю товарной структуры украинского экспорта в страны ЕС составляли черные металлы - 23,9%, руды, шлак и зола - 10,7%, электрические машины - 9,4%, зерновые культуры - 8,7%, топливо минеральное, нефть и продукты ее перегонки - 8%, семян и плодов масличных растений - 5%, жиры и масла животного и растительного происхождения - 4,6%, древесина и изделия из древесины - 3,5%. Из ЕС Украина импортирует механические машины - 15,2%, средства наземного транспорта, кроме железнодорожного - 12%, электрические машины - 7,4%, фармацевтическая продукция - 7,1%, топливо минеральное, нефть и продукты ее перегонки - 6,7%, пластмассы, полимерные материалы - 6,5%, разнообразная химическая продукция - 4,2%, бумага и картон - 4%. Преобладание в украинском экспорте сырья взамен импорта высокотехнологической продукции очевидно.

Совершенно другая ситуация со структурой внешней торговли с Россией. По итогам I полугодия 2012 г. основными товарными группами импорта из России являются: минеральные продукты – 67,7%, машины, оборудование и транспортные средства – 10,5%, продукция химической промышленности – 9,0%, металлы и изделия из них – 7,1%, продовольственные товары – 2,4%. Украина продает РФ: машины, оборудование и транспортные средства – 38,3%, металлы и изделия из них – 20,9%, продукция химической промышленности – 11,6%, минеральные продукты – 10,3%, продовольственные товары и с/х сырье – 10,2%. Как видно, продукции высокой степени обработки здесь гораздо больше и, скорее, Россия является поставщиком ресурсов для Украины .

Отрицательное сальдо торговли товарами Украины со странами ЕС в І полугодии 2012 г. составило 4,32 млрд.долл. (1,87 млрд. долл. в І полугодии 2011 г.). Таким образом, отрицательное сальдо увеличилось в 2,3 раза. Экспорт товаров в страны ЕС составил 8 млрд 135,5 млн долл. и уменьшился по отношению к соответствующему периоду 2011 г. на 13,7%, импорт - соответственно 12 млрд 456,5 млн долл. и увеличился на 10,2%.

В этот же период отрицательное сальдо в торговле с Россией составило – 2,6 млрд. долл. США, а по итогам 2011 г. - . $3,6 млрд, увеличившись на 6,2% по сравнению с 2010 г. Причина – постоянное удорожание энергоносителей.

Признать первостепенное значение стран СНГ как для внешней торговли, так и для сохранения промышленного потенциала Украины вынуждена даже оппозиция. Как заявила в ходе круглого стола «Торговая политика Украины от вступления в ВТО до создания зоны свободной торговли с ЕС – взаимодействие, итоги, проблемы и перспективы» народный депутат, член фракции НУ-НС Ксения Ляпина: «…Объем украинского экспорта только в одну Россию пока превышает объем украинского экспорта во все 27 стран Евросоюза, а в структуре экспорта в РФ, Белоруссия и Казахстан преобладают товары машиностроения, т.е. высокой степени обработки».

Парадоксы правительственного сознания

В статье недаром приведено так много цифр, которые позволяют сделать некоторые выводы. Среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на украинскую экономику, украинское правительство называет отрицательное сальдо внешней торговли, дороговизну энергоносителей, неблагоприятную мировую конъюнктуру и большие объемы внешней задолженности. Попробуем разобраться.

По итогам 2012 г. Украина выплатила России за газ 9,6 млрд. долл. при цене в среднем 416 долл. за куб.метр. Цена газа для члена ТС – Белоруссии в 2013 г. составит 180 долл. В государственный бюджет Украины заложена цена 432 долл. В случае вступления в Таможенный союз, который предлагает внутреннюю цену на газ, расходы Украины в 2013 г. на оплату этого важнейшего энергоресурса составили бы 4,1 млрд.долл. Экономия по сравнению с 2012 г. составляет 5,5 млрд.долл.

За первое полугодие 2012 г. отрицательное сальдо торговли с РФ, по данным Госкомстата Украины, составило 2,6 млрд. долл. (российская статистика оценивает этот показатель в 4,8 млрд.долл.). То есть, в случае снижения цен на энергоносители, Украина смогла бы получить чистый доход от торговли с Россией 2,9 млрд.долл., если брать за основу украинскую статистику. Это чистая прибыль, которую можно было бы направить на расчеты с внешними долгами, выплаты по которым, напомним, достигают в 2013 г. 9 млрд.долл. Деньги на треть долга из воздуха.

Казалось бы, следующий шаг очевиден: начать переговоры и в кратчайшие сроки стать полноправным членом Таможенного союза. Что же делает правительство? С 29 января по 12 февраля на Украину прибывает делегация МВФ для обсуждения вопроса выделения новых траншей для Украины. Кстати, правительство уже согласилось на очередное повышение тарифов на газ для населения. А полученные от МВФ средства будут использованы, в том числе, и для оплаты российского газа. Ну, бред ли? Вместо того, чтобы получить российский газ по цене в 2,3 раза дешевле нынешней, Украина влезает в новые долги и продолжает приобретать его втридорога, попутно затягивая на своей шее долговую удавку и снижая и без того находящийся на уровне плинтуса уровень жизни населения.

Еще один парадокс. В 2012 г. Украина по инициативе представителей бизнеса подала ВТО нотификацию о намерении пересмотреть 371 тарифную позицию в сторону увеличения. Из этого становится понятным, что национальный производитель не выдерживает конкуренции с хлынувшим в страну потоком дешевых импортных товаров. При этом, по утверждению правительственного уполномоченного по вопросам отношений с Таможенным союзом и ЕврАзЭС В.Мунтияна, сегодня в Украине средний входной тариф составляет 4,5%, а в странах таможенного союза - 10,25%. При вступлении Украины в ТС необходимо будет пересмотреть 762 тарифные позиции. Как видим, в среднем защита экономики стран ТС на 5,75% выше украинской. Это прямые поступления в государственный бюджет. Очевидно, что условия вступления в ВТО стран Таможенного союза будут аналогичны российским. Сравним условия Украины и России по некоторым чувствительным для Украины вопросам: крепкие спиртные напитки – 0% (Россия – 12,5%), колбасы и мясные

консервы – 15% (20%), говядина, свинина, мясо птицы – 15% (40% плюс

тарифная квота), сахар – 50% (150%), средний уровень пошлин на

сельхозпродукцию – 11% (22%), разрешенный объем государственной

поддержки сельского хозяйства – $1,1 млрд. ($9,2 млрд.), черные металлы и

металлоизделия из них – 0% (10%). И, если уж у Украины возникла необходимость повысить почти 400 тарифов, то почему не пойти на сотрудничество с ТС и не защитить экономику в целом? Повторные переговоры ведь все равно ведутся.

Такой шаг подсказывают экономические расчеты. Но логика перед евроинтеграционным мифом бессильна: Украина всячески форсирует подписание Договора о свободной торговле с ЕС, где тарифные ставки в 1,5-2 раза ниже предусмотренных действующими соглашениями Украины с ВТО. Более того, по истечении переходного периода должны они вообще стать нулевыми.

Цифры неумолимы. К сожалению, на государственном уровне экономика принесена в жертву «революционной целесообразности», а страна, вопреки инстинкту самосохранения и здравому смыслу, движется к экономической катастрофе.

Ольга Шелкова

Недостаточно прав для комментирования