Печать
| Украина в борьбе |
Просмотров: 7899
0 Плохо0

Кто следит за украинской внешней политикой, тот в цирке не смеется. Пока новая Верховная Рада собирается собраться, украинское население в антракте с успехом развлекают представители Кабмина и дипломаты. Их программа менее зрелищна, но столь же судьбоносна.


Когда в товарищах согласья нет

Немного о последних событиях. 21 ноября Премьер-министр Украины Николай Азаров провел встречу с Дмитрием Медведевым. Одним из предметов переговоров должно было стать наше сотрудничество с Таможенным союзом и тесно связанные с этим газовые вопросы. Буквально накануне вылета Азарова в Москву его непосредственный подчиненный Валерий Хорошковский разразился заявлением, что вступление Украины в Таможенный союз противоречит украинскому законодательству. Поражает даже не то, что подобные слова произносит один из руководителей органа власти, являющегося субъектом законодательной инициативы, а выбранное для изложения своих взглядов время. Переговоры были не просто сорваны, но украинскому премьеру пришлось еще и оправдываться в присутствии журналистов.

Предполагается, что изящную подставу своему шефу Хорошковский организовал ради защиты законодательного положения о стремлении Украины стать полноправным членом ЕС. Но в том-то и дело, что это насквозь законное и, выходит, обязательное для Украины направление, если и не провалено, то откровенно буксует.

Хорошая мина при плохой игре

О внешней политике Украины сложно писать серьезно, но приходится, поскольку результатом разброда и шатаний становится ухудшение экономической ситуации в стране, а это бьёт по каждому.

Отмена саммита Украина - ЕС в истории отношений с Евросоюзом явление беспрецедентное. Тем более что дата его проведения до сих пор не определена.

Не сбылись предсказания украинского МИД, что решение о саммите будет принято на заседании Совета ЕС по вопросам внешней политики в Брюсселе 19 ноября 2012 г. На итоговой пресс-конференции вице-президент Европейской комиссии Кэтрин Эштон даже не вспомнила об украинском вопросе. Остается ждать декабря, когда Совет ЕС, по заявлению еврокомиссара Штефана Фюле, примет официальное решение по Украине. А пока пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давид Стулик отказывается комментировать информацию о том, что даты саммита согласовывать поздно, поскольку графики президентов Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и Совета ЕС Германа ван Ромпея уже сверстаны.

Это похоже на правду: в западной дипломатической практике мероприятия высшего уровня согласовываются едва ли не за год до их проведения. Более того, ранее ни украинские выборы, ни международная травля Леонида Кучмы, ни перипетии «оранжевой революции» саммитам не препятствовали.

Главным событием предстоящего саммита Украина - ЕС анонсируется подписание договора об ассоциации и соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом. При этом единой позиции ЕС по этому поводу нет. Франция и Германия считают, что такое соглашение является документом о привилегированных отношениях и может быть подписано только со странами, соблюдающими европейские стандарты в своей внутренней политике. Под европейскими стандартами, конечно же, подразумеваются навязшие в зубах менторские требования «Юле волю».

Единственным лоббистом Украины остается Польша, предлагающая подписать документы, не требуя от Украины выполнения дополнительных политических условий.

И это неудивительно, поскольку интересы Польши, претендующей на роль одного из центров силы в ЕС, не исчерпываются планами использования Украины в качестве сателлита. После ассоциации с ЕС Украине придется согласовать свое законодательство с европейским законом о реституции, как это было сделано в странах Балтии и бывших государствах Варшавского договора, включая саму Польшу. Во Львове практически весь исторический центр города и окрестности до 1939 г. принадлежали полякам, евреям и немцам. Похожая ситуация и в Черновцах, Тернополе, Ивано-Франковске. Поляк Ежи Броневский уже выиграл в Европейском суде дело о компенсации Украиной более 60 тыс. евро, еще 80 тыс. поляков собираются это сделать. Поляки и еврейская община давно ведут розыск и покупку архивных материалов по довоенной собственности. Это во многом объясняет «дружеские чувства» Польши к евроинтеграционным стремлениям Украины. Вот только нужны ли такие друзья и защитники Украине?

Куда мы идем?

Глядя на путь Украины в Европу, невольно вспоминаешь диалог Алисы с Чеширским котом: «...только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти».

Европейский Союз переживает системный кризис. Рост внешнего долга и дисбалансы в экономическом развитии стран ставят под вопрос саму перспективу существования ЕС как единого межгосударственного объединения. Внеочередной саммит ЕС 22.11.12, посвященный принятию бюджета на 2014–2020 гг., был сорван. Тандем Франция-Германия не смог выработать единую позицию и фактически распался из-за непреодолимых противоречий.

По оценкам экспертов, в ближайшее время выплаты, требующиеся от Германии для поддержания евро, могут достичь 9% ВВП этой страны. По данным «Евробарометра», перспективы существования ЕС негативно оценивает 28% населения, еще 39% затрудняется ответить. А 51% граждан ЕС не чувствуют солидарности с другими странами Евросоюза в условиях кризиса.

Все большую популярность приобретают идеи ликвидации ЕС либо изменения его формата. Французский экономист Жак Сапир в своей статье «Европа: конец игры?» предлагает не только отказаться от единой европейской валюты, но и расширить формат единой Европы путем включения в нее России и укрепления сотрудничества с Китаем. А Германия и вовсе уже объявила Россию стратегическим партнером.

А если не будут брать, предпочтем газ

Несмотря на процессы саморазрушения, а, возможно, благодаря им, ЕС фактически прервал диалог с Украиной. В свою очередь, Россия не устает предлагать официальному Киеву вступление в Таможенный союз. В пакете предложений не только внутрироссийская цена на газ, но и компенсация затрат Украины на изменение условий членства в ВТО, и промышленная кооперация, и перспективы роста ВВП и объемов внешней торговли.

Тем не менее, украинская сторона с достойным лучшего применения упорством штурмует европейские руины. Что парадоксально, отлично отдавая себе отчет в выгодности евразийской интеграции. Как заявил в интервью парламентскому телеканалу Владимир Литвин: «Если Европейский Союз будет настаивать на прекращении диалога относительно подписания Соглашения об ассоциации с Украиной, то Киев откажется от такого сотрудничества и сделает ставку на экономическую выгоду — на сотрудничество с Россией в рамках Таможенного союза». Ну не прелесть ли? Чем же таким намазана евроинтеграция, если на нее делают ставку вопреки выгоде?

Каждое препятствие имеет фамилию, имя и отчество

Если звезды зажигаются, это кому-нибудь нужно. Кому же нужно навязать Европейскому Союзу Украину, если ни самой Украине, ни задыхающемуся от собственных «нахлебников» ЕС это невыгодно? Ответ лежит почти на поверхности, стоит пролистать ленту новостей.

Крупнейший украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ прямо говорит: «Сейчас мне как бизнесмену лучше, чтобы Украина была в Евросоюзе. Потому что России я ничего не продаю…» Отстраненный от схем поставок российского и среднеазиатского газа в Украину и перепродажи его за рубеж, Фирташ сосредоточился на производстве азотных удобрений и титановом бизнесе. А крупнейшее в мире предприятие по производству титана – российская «Ависма». В «Оценке последствий заключения соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС» Международного центра перспективных исследований прямо указано, что от ЗСТ получат выгоду всего две отрасли украинского хозяйства: продажа металлолома и… химической продукции. Ничего личного, только бизнес! И конкуренция.

Впрочем, личное тоже присутствует. В беседе с американским послом Дмитрий Фирташ подчеркнул, что родился в Тернопольской области на Западной Украине, потому он ненавидит Россию.

То, что «группу Фирташа» в правительстве представляют вице-премьер Валерий Хорошковский, Юрий Бойко и Константин Грищенко, давно является секретом Полишинеля. Именно от МИД и Минэнерго зависит исход переговоров с РФ по газу, а также вектор внешнеполитической ориентации государства. В ближайшее время в Украине будет сформировано новое правительство. И плох тот вице-премьер, который не мечтает стать премьером. Ради мечты можно и визит главы правительства к стратегическому партнеру сорвать.

Не оставляет своих попыток воспрепятствовать сближению с Россией еще один стратегический партнер Украины – США. Хотя сам же представитель США, экс-посол на Украине Стивен Пайфер признает, что европейцы не особо озабочены переходом Украины под влияние России, официальный Вашингтон постоянно требует от украинских властей, как сказал еще один бывший американский посол, Уильям Тейлор, обещаний «придерживаться политики, которая бы нашла поддержку международного сообщества, особенно Европы и США. Эти обязательства касаются политических, международных, экономических и деловых вопросов».

А нынешний американский посол Джон Теффт с удовольствием рапортует, что «американская компания «Chevron» выиграла тендер на исследование залежей сланцевого газа в Ивано-Франковской и Львовской областях. Американская компания «Exxon Mobil» также возглавила консорциум компаний, которые выиграли тендер на бурение скважин в Черноморском шельфе, в Крыму, ближе к румынской территории». Кстати, обладателем лицензий на 16 участков с потенциальными запасами сланцевого газа в Польше является фирма DPV Service, чьи корни через Венгрию выводят на холдинг Фирташа.

О каком успехе переговоров с Россией в газовом вопросе может идти речь, если правительство сознательно впускает на территорию Украины прямых конкурентов «Газпрома»? Лоббирование интересов американских газовых компаний дошло до того, что их представители читают лекции о преимуществах добычи сланцевого газа государственным служащим в Дипломатической академии МИД Украины.

Журавль или синица?

Абсурдность украинской внешней политики была понятна и естественна во времена Виктора Ющенко, но, к сожалению, не исчезла вместе с ним. Разновекторные взгляды одной политической команды и использование международных вопросов во внутрипартийной борьбе грозят полной изоляцией Украины.

В метаниях между ЕС и Россией Украина на глазах теряет союзников и партнеров, экономические преимущества и авторитет переговорщика. Таким образом можно прийти к ситуации, когда судьба Украины будет решаться без ее участия в Москве и Берлине. Может быть, стоит прислушаться к словам опытного политика Литвина и предпочесть евроинтеграционным химерам экономическую выгоду? Слово за Президентом.

Ольга Шелкова