В Луганске на местных выборах Партия регионов «сыграла в очко». Поскольку в колоде Александра Ефремова-сотоварищи оказалось 5 тузов, то и победу перевесом в 21 голос одержал «региональный» игрок Сергей Кравченко. О том, как и кем тусовалась колода карт из бюллетеней и протоколов, какими козырными ходами пользовались однопартийцы нынешнего «полумэра» и насколько ОНИ вошли в игровой азарт и игровую политзависимость - от победителя избирательного процесса, де-факто - мэра Луганска, а де-юрэ - серебряного призёра МЭРзкой избирательной кампании коммуниста Спиридона Килинкарова.
«ВОНИ ПРАЦЮЮТЬ» - СОНЬКА-ЗОЛОТАЯ РУЧКА ОТДЫХАЕТ!
•- Спиридон Павлович, прокомментируйте местные выборы «по-лугански». ЩО ЦЭ БУЛО?
•- Я принимаю участие уже в 6-ой выборной кампании. Такой, какой она была в 2010 году - по количеству нарушений, игнорирования законодательства, бездеятельности прокуратуры, правоохранительных органов - я такой кампании не помню за всё время независимости Украины. То, что произошло на этих выборах (с учётом той низкой явки, которая была) - полное беззаконие и бездеятельность правоохранительных органов. Думаю, это усугубит положение и люди просто перестанут ходить на выборы. Ведь на самом деле избиратели понимают, что их лишают элементарного конституционного права избрать ту власть, которую они считают нужным избрать. Это очень опасная тенденция для украинского общества, и, я думаю, что если действовать и идти в этом направлении, то рано или поздно кто-то выйдет к микрофону и скажет: мы пойдём другим путём! Игнорируется позиция избирателей, а сомнения-то возмущают людей! И будут толкать их на более радикальные формы и методы ведения политической борьбы.
•- Сколько голосов как кандидат на пост мэра Луганска, Вы набрали по подсчётам Вашего избирательного штаба?
•- На самом деле, если исходить из тех реальных данных, которые есть у нас, то в окончательном итоге разрыв был 528 голосов. Если учитывать, что на трех избирательных участках де-факто по этой ситуации было возбуждено уголовное дело, и если отменить результаты по этим трём участкам, то у меня получается плюс 1020 голосов. А в целом, если проанализировать ситуацию и то, каким образом «ковались» эти выборы Партией регионов, то разрыв был не менее чем 12 тысяч голосов! То есть, фактически, в течение дня происходили вбросы, подвозы, покупали избирателей, в этом механизме были задействованы квартальные - в общем, целая сеть людей, которые непосредственно работали над обеспечением победы кандидату от Партии регионов. И, не смотря на всё это, всё равно им не удалось, скажем, в более-менее пристойных рамках как-то провести эту кампанию и получить тот результат, на который ОНИ рассчитывали.
•- Даже если оттолкнуться от цифры 1020 - почему в итоге у Вас минус 21 голос?
•- Это получилось очень просто. На самом деле, на тех трёх участках (№138, №139, №141 Жовтневого района Луганска), на которых я лично контролировал подсчёт голосов в Жовтневую ТИК, я потребовал перед оглашением итогового протокола дать результаты выборов по каждому избирательному участку. В 1ч 20 мин председатель комиссии вместе с членами комиссии категорически отказались это сделать. После того, как ОНИ поняли, что я оттуда не уйду, пока не сверю результаты «мокрых» протоколов, которые были у меня на руках с результатами, на основании которых ОНИ пытаются подвести итоги выборов, ОНИ поняли, что, в общем-то, ситуация патовая и надо как-то сверять данные. Начали сверять. По всем участкам абсолютно совпадало, кроме тех трёх избирательных участков: на одном участке перекинули 100 голосов, на втором - 100 голосов, и на третьем - 328 голосов. И вывели Сергея Кравченко на результат плюс 21 голос! То есть, попросту голоса, которые были на этих участках за меня, ОНИ переписали в пользу Кравченко!
•- У вас были на руках протоколы с «мокрыми» печатями?
•- Не только у меня, но и на руках представителей других политических партий были протоколы с «мокрыми» печатями, по итогам которых мы подводили результаты выборов. ОНИ написали три протокола, подделали подписи членов комиссии. Это всё зафиксировано прокуратурой, было возбуждено уголовное дело, а после этого изъяли как вещественное доказательство мешки по этим трём избирательным участкам и отвезли их в прокуратуру. Полутора суток прокуратура просто бездействовала и на мои требования всё-таки описать вещественные доказательства (а это, фактически, надо было переписать все бумаги, которые находятся в этом мешке). Речь идёт о пересчёте, хотя это нельзя называть пересчётом голосов. Вот в течение полутора суток ОНИ бездействовали. Мои требования к областному прокурору по поводу изъятия этих вещественных доказательств просто игнорировались. А через полутора суток (я ночь провёл в прокуратуре) на утро меня пригласили в кабинет. Там были 5 или 6 подполковников милиции, видеокамера, и в присутствии сотрудников милиции мне вручили решение суда о приостановлении уголовного дела до 8 ноября. Ну и, фактически, можно сказать, отказали в проведении процедуры описи и изъятия вещественных доказательств. 9 ноября нас пригласили опять в прокуратуру. Наши представители приехали и начали процедуру описи изъятых в мешках бюллетеней. И каким-то удивительным образом в мешках, которые находились в прокуратуре, данные описи, которую произвела прокуратура, совпали с протоколом. Тем протоколом, который был у них, а не у нас! То есть, в самом здании прокуратуры был подлог! Я, честно говоря, думал, что на этом вся история закончится. А потом выяснил, что, оказывается, не хватает ещё двух мешков с бюллетенями. Эти два мешка оказались в городской ТИК. Надежды, честно говоря, у меня не было никакой: ведь если три дня мешки там лежат, то ОНИ уже всё подделали. Но каково же было моё удивление, когда прокуратура начала производить описи и тех двух мешков, изъятых в ТИК! По результатам описи получилось, что в стопке за Кравченко лежали чистые бюллетени и бюллетени за мою кандидатуру! В конечном итоге, если сложить те 43 бюллетеня плюс результат, который уже на тот момент огласила городская территориальная комиссия (плюс 21 за Кравченко), то получалось плюс 22 за Килинкарова!
•- С математическим заданием ОНИ, надо полагать, не справились?
•- Конечно. Но после этого прокуратура поставила под сомнение эти 43 бюллетеня, ссылаясь на то, что, дескать, на этих бюллетенях... есть оттиски! То есть, «птички» на них стоят, но не ручкой, а просто оттиски, просматривающиеся на свет. Но это вполне естественно! Когда человек получает 7 бюллетеней, он их кладёт на стол и, ставя отметки на одном бюллетене, он, естественно, продавливает следующий бюллетень. И вот на основании этого ОНИ пришли к выводу, что надо эти бюллетени отправить на экспертизу в областное УВД. Дальше, я думаю, рассказывать бессмысленно: областное УВД, прокуратура, все силовые структуры работали в интересах Партии регионов.
•- Известно, что Вас, как кандидата на пост мэра и как народного депутата Украины, не пропускали в теризбирком?
•- Да, как раз ночью меня не пропускали в Жовтневую ТИК, где 4 члена ТИК находились всю ночь в зале с бюллетенями и могли там делать всё, что угодно. Меня туда просто сотрудники милиции не пустили! И именно в этой ТИК я поймал за руку фальсификаторов результатов выборов. Все мои звонки прокурору области в отношении того, чтобы он навёл порядок, остались без всякой реакции. Меня в это здание так и не пропустили. Я туда попал на следующий день, и, тем не менее, факт остаётся фактом: даже после того, как ОНИ «поколядовали» всю ночь, у них ничего с математикой и подведением результатов выборов не получилось.
ВИЖУ ЦЕЛЬ - НЕ ВИЖУ ПРЕПЯТСТВИЙ!
•- Кто, по Вашему мнению, являлся заказчиком всего этого беспредела?
•- То, что заинтересованность была у представителей Партии регионов - это факт. Я выступал на митинге и говорил, что если Президент заявляет о том, что выборы должны пройти честно, а представители его политической силы проводят нечестные выборы, то надо делать выводы по тем людям, которые занимались непосредственно выборной кампанией. Мне трудно сказать в отношении того, кто конкретно звонил судьям, кто давал такие поручения, кто давил на прокуратуру, кто давил на милицию. Но то, что это делали представители Партии регионов, (Александр Ефремов является руководителем Луганской областной организации, а Сергей Кравченко - руководитель Луганской городской организации), то, я думаю, понятно, что заинтересованность была именно у этих людей в отношении результатов выборов.
•- Какая позиция во время происходящего с Вами в Луганске была у лидера Компартии Петра Симоненка?
•- Пётр Симоненко и тогда, и сейчас делает соответствующие заявления. Он не признал результатов выборов, также как и я их не признаю. Я считаю, что эти выборы просто сфальсифицированы. Без всякого сомнения, по причастным к фальсификации выборов должны быть приняты соответствующие решения. По непосредственным фальсификаторам должно быть решение суда о привлечении их к уголовной ответственности, в отношении бездеятельности прокуратуры, в частности, прокурора области должна быть отставка прокурора, по милиции - та же самая ситуация. У меня есть все видеоматериалы и соответствующие документы, я готовлю сейчас обращение на имя Президента, в МВД и Генпрокуратуру. В отношении судей мы сейчас готовим жалобы в Высший совет юстиции: по каждому судье, принявшему незаконное решение. Под давлением ли, не под давлением - судья, на самом деле, является абсолютно независимым человеком. Мы для этого прописывали ему соответственный пожизненный статус. Если он не готов сегодня выполнять свои прямые функции, я считаю, такого судью надо брать за ухо и выбрасывать без всякого содержания на улицу. Чтобы ОНИ не принимали именем Украины незаконные решения! Это будет справедливо, это будет правильно. Если сегодня телефонное право может перебить конституционную норму, то скажите, какое государство мы тогда вообще строим?!
•- Вы один из немногих, кто не смирился с незаконным проигрышем на местных выборах. Думаете, Вам удастся чего-то добиться?
•- Вы знаете, трудно сказать, удастся или нет, но я буду делать всё возможное и невозможное для того, чтобы показать людям, что каждый голос очень важен. У многих избирателей уже существует мнение, мол, голосуй - не голосуй, всё равно получишь представителя власти. Это очень опасно. Люди перестают ходить на выборы, люди вообще перестают верить в то, что что-то можно изменить в жизни. Что можно избрать человека, который готов работать в интересах этих людей. Вот такая апатия - самое страшное, что может быть, в принципе, для нашего общества. При таком подходе можно вообще не проводить выборной кампании, а просто назначать. Тогда зачем мы говорим о правовом государстве, о демократии, о свободе слова и так далее?! Для кого это всё?!
•- Ладно, не пропускали представителей БЮТ, НУНС - это ещё как-то можно объяснить. Но Вы - представитель Компартии, находящейся в коалиции с Партией регионов?
•- На самом деле, мы совершенно разные идеологические и политические партии. У нас была общность интересов в период конфронтации между Партией регионов и БЮТ, а на самом деле мы - соперники и конкуренты. Думаю, что такая жёсткая позиция в отношении Луганского городского головы вызвана ещё боязнью, что мэр-коммунист обеспечит проведение выборной кампании в парламент совершенно по другим правилам. А в городе Луганске - три избирательных округа в Верховную Раду! Это раз. Второе - в случае моей победы ОНИ бы полностью потеряли свою городскую партийную организацию. Ведь и депутаты, баллотировавшиеся по спискам, и мажоритарщики от ПР, попавшие сегодня в городской совет, в основной своей массе - бюджетники: учителя, врачи, директора коммунальных предприятий. То есть, люди абсолютно лояльные к любому городскому голове. Если бы я стал городским головою, мы без всяких проблем сформировали бы большинство и люди побросали бы партийные билеты и пошли бы работать дальше. Ведь на самом деле Партия регионов не является идеологической партией. И ОНИ бы потеряли полностью городскую партийную организацию. Цена вопроса для Партии регионов была достаточно высокой. Я уже не говорю о других моментах, чисто экономических и личных, связанных с деятельностью городского совета. Но эти факторы - парламентские выборы плюс усиление влияния коммунистов на городскую организацию - и повлияли на то, чтобы в таком жёстком режиме принимать какие-то решения, в том числе, и судебные, для не допуска к власти меня как кандидата от Компартии.
ДЕ-ФАКТО И ДЕ-ЮРЭ: КАКУЮ ЦЕЛЬ «ОНИ» ДОСТИГЛИ?
•- Изменилось ли Ваше личное отношение к Партии регионов?
•- В Партии регионов находятся разные люди. Я считаю, что там есть вполне достойные депутаты, а есть люди, которые для достижения своих корыстных целей готовы положить на откуп имидж партии, имидж страны и так далее. На самом деле, кому нужна была такая грязная выборная кампания? Она нанесла очень серьёзный удар по имиджу Украины. Я думаю, что те люди, которые де-юрэ являются вроде бы политиками, а де-факто - просто бизнесмены, решили свои корыстные интересы, ущемляя при этом интересы нашей страны. В Партии регионов должны быть сделаны очень серьёзные выводы, в том числе, и кадровые, по тем руководителям, которые в период выборной кампании дискредитировали, на мой взгляд, и страну, и Президента, и, в принципе, власть как таковую. Можно было провести эту кампанию достаточно толерантно. Я не видел абсолютно никаких проблем для столь жёсткого прессинга на политические партии, на правоохранительные органы для достижения такой цели. Какую цель ОНИ достигли? Мне трудно, например, понять по тому же городу Луганску. Я - представитель Коммунистической партии, я - член коалиции. Какая необходимость была так жёстко всё обустраивать? Считаю, либо просто лоббировались коммерческие интересы (ОНИ понимали, что я не буду этого делать), либо - это стратегия. Можно сделать два вывода - или ОНИ лукавят в отношении того, что являются нашими партнёрами по коалиции, на самом деле решая свои личные вопросы, или, действительно, есть какой-то местечковый интерес у отдельных лидеров Партии регионов, который и пытались реализовать таким наглым и циничным образом.
•- Перенесут ли ОНИ эту технологию, эту схему фальсификации на парламентские выборы?
•- Это очень тупая схема фальсификации выборов, ведь она настолько явно видна! Фальсификация - слово достаточно нежное. То, что происходило в Луганске, называется даже не банальное воровство, а грубое циничное политическое мошенничество! Когда в тупую просто переписывались протоколы! Эта технология очень грубая и, на мой взгляд, неприемлема для такой страны, как Украина. Я не знаю, что ОНИ с этим будут делать дальше. Вот честно Вам скажу - не знаю. Скажем, с какими глазами должен получать мандат мэр города Луганска? Как должны себя вести представители Партии регионов? Это - ещё и личные качества, от чего многое зависит в человеке. Если человек аморальный, то ему абсолютно наплевать на формы и методы ведения политической борьбы. Отсюда - решение своей задачи, достижение определённых целей путём уничтожения, давления. Думаю, такие люди никогда не будут пользоваться авторитетом.
•- У Вас была очень сильная поддержка в Луганске, все были уверены в Вашей победе. Получается, что де-факто Вы - мэр, а де-юрэ - за Вами второе место?
•- Такая ситуация не только в Луганске, но и в Одессе, в Харькове. Такой себе механизм корректировки результатов выборов. Выглядело бы гораздо честнее, если бы это всё было как в советское время: партия брала на себя ответственность и говорила, мол, этот человек будет руководить областью или городом. И несла за него ответственность. Сегодня ситуация другая. Сегодня кто-то говорит, что этот человек будет руководить городом или областью, а вся ответственность перекладывается на кого? На плечи народа. Народ идёт якобы голосует, а кто-то все эти результаты корректирует и назначает того, кто нужен. Вот меры ответственности политической партии на сегодняшний день: её практически нет.
•- Встречались ли Вы во время или после выборов с Сергеем Кравченко? Если да, то о чём говорили?
•- С Кравченко встречались представители нашей политической силы после его заявлений на сессии городского совета в отношении готовности дать возможность нам, как оппозиционной партии, контролировать все действия городской власти. Начиная от секретаря городского совета, плюс бюджетная комиссия и плюс член исполкома. Договорённость пока не реализована. Мы хотим иметь минимум двух юристов в составе исполкома горсовета для того, чтобы иметь информацию о решениях, которые принимаются. Мы хотим иметь там своего секретаря городского совета плюс полный контроль над бюджетной комиссией. ОНИ, конечно, сейчас пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы лишить нас такой возможности . Проводятся внутренние идеологические вещи, мол, надо отказаться от этих должностей и так далее. Но, на самом деле, такого подарка, как ОНИ себе планируют, мы им, конечно, не дадим. Не для этого мы участвовали в выборной кампании, чтобы опять оставить на откуп принятие всех решений.
•- А Вы лично с Кравченко общались?
•- Нет, лично я с Кравченко не общался, на сессии я не был. Хочу сказать единственное: судя по настроениям людей и той атмосфере, которая сегодня царит в здании Луганского городского совета, думаю, что псевдопобедой, которую ОНИ получили наглыми и циничными методами ведения политической борьбы, такой «победой» Партия регионов просто захлебнётся!
•- Спасибо за интервью!
Беседовала Оксана Шкода, «Объективная газета»