ДТП с участием мажоров и высокопоставленных чиновников в Украине не редкость. Можно даже сказать, обыденность. Как правило, власть имущие, имеющие «мохнатую руку» в нужных ведомствах, очень редко несут наказание за содеянное. Ведь по уровню коррупции и кумовства Украина давно является лидирующим государством. Никого не удивляют взятки в судах, прокуратуре, а о запятнанной чести милицейского мундира не писал разве что ленивый. За период царствования на этом поприще горе-министра Юрия Луценко правоохранительные органы стали карманным стимулятором для совершения преступлений в высших эшелонах власти, а местные руководители на местах, также чувствуя свою безнаказанность, нагло уходят от ответственности. Такие себе местные «князьки», создавшие на уровне района или области своеобразный спрут, обслуживающий их интересы и служащий гарантией безопасности. И не дай Бог простому смертному, не имеющему родственников-руководителей, депутатского значка хотя бы на уровне избранника местного сельсовета, попасть в водоворот судебных тяжб с каким-нибудь «боссом», для которого трактовка «рука руку моет» стала жизненным кредо!
Случай, который произошёл в Макеевке Донецкой области, на первый взгляд, можно расценить как типичный. Банальное ДТП, которых за день в Украине случаются десятки. Если бы не одно «но»: фигурант автомобильной аварии - подполковник милиции Олег Александрович Михайский, управляющий служебным автомобилем в рабочее время в нетрезвом состоянии.
15 февраля 2009 года около 12-30 жительница Макеевки Елена Дудченко, 1965 г.р., управляла автомобилем марки «Nissan Note», а в салоне в качестве пассажирки находилась Елена Овчаренко, 1970 г.р., тоже жительница Макеевки. При подъезде к пересечению улиц Московская и 250-летия Донбасса следующий во встречном направлении автомобиль «ВАЗ-2105», принадлежащий ГУ УМВД Украины в Донецкой области, осуществляя обгон попутно следующих транспортных средств в границах перекрестка, выехал на встречную полосу и совершил лобовое столкновение с автомобилем «Nissan». В результате ДТП водитель Елена Дудченко с сотрясением и ушибом головного мозга средней тяжести и переломом двух ребер доставлена в местную больницу. Пассажирка тоже пострадала - её госпитализировали с переломами пяти рёбер и многочисленными ушибами. На стационарном лечении в городской больнице №1 Макеевки пострадавшие провели около месяца. Автомобиль после ДТП подлежит капитальному ремонту. По оценке независимого эксперта, восстановление авто обойдётся в 180 тыс. грн, к тому же, машина приобретена в кредит.
Виновник ДТП - подполковник милиции Олег Михайский, который на момент столкновения находился в состоянии алкогольного опьянения. Материалы проверки по факту данного ДТП находятся в производстве следователя прокуратуры Центрально-Городского района Макеевки Юрия Заикина.
Далее события разворачивались следующим образом. Естественно, пьяный милиционер попал под покровительство своих коллег, которые, стоит отметить, отнеслись к нему с пониманием и состраданием. Мало ли с кем из них тоже подобное может случиться. Все под Богом ходим, а выпить при исполнении - святое дело (не поставившее крест даже на карьере пьяного министра МВД Луценко во Франкфуртском аэропорту). Поэтому следователь Заикин, прибывший через две недели после ДТП в больницу к Дудченко, не смог дать обоснованных пояснений на простые, казалось бы, вопросы: почему не возбуждено уголовное дело, почему отсутствует постановление о признании Дудченко и Овчаренко потерпевшими или отказ в нем, что предусмотрено требованиями ст.49 УПК Украины. Учитывая предвзятое отношение следователя, Елена Дудченко, руководствуясь ст.63 Конституции Украины, отказалась давать какие-либо показания и подписывать протокол без адвоката. На что Заикин не двузначно намекнул, мол, сами усугубляете своё положение, встречаться нам больше не за чем да и появляться в его кабинете тоже. «Усугубил» положение потерпевших и сюжет, показанный в эфире телеканала «1+1» по факту резонансного ДТП с участием сотрудника УВД Макеевки.
Со слов Елены Дудченко, на медперсонал больницы оказывалось давление с целью искажения данных о полученных пострадавшими телесных повреждениях, а также о нахождении сотрудника правоохранительных органов в состоянии алкогольного опьянения во время управления служебным автомобилем в рабочее время. Со слов пострадавшей, после совершения столкновения до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы сотрудниками милиции были сняты номера с повреждённого автомобиля «ВАЗ-2105» (регистрационный номер 0579 серии МВД) с целью сокрытия собственника транспортного средства. Номерные знаки банально поместили в багажное отделение «Жигулей», что подтверждается отснятыми фотокадрами. Наверное, коллеги пана Михайского в панике лучшего придумать не могли...
После выписки из больницы Елена Дудченко 11 марта 2009 года сама пришла к следователю Юрию Заикину с вопросом: возбуждено ли уголовное дело по факту ДТП, а если нет, то почему? Следователь отказался дать ответ, мотивируя тем, что «нам не о чем разговаривать».
Елена Дудченко убеждена в обратном. Изложив все свои претензии к неправомерным действиям сотрудников прокуратуры Центрально-Городского района Макеевки, к расследованию обстоятельств и причин ДТП (вернее, отсутствию расследования), она начала стучаться в кабинеты высших инстанций. Верховная Рада Украины, Кабинет министров, Генпрокуратура, СБУ. Все отписки из вышеперечисленных госучреждений «приземлялись» в прокуратуре Донецкой области. Оттуда направлялись (нетрудно догадаться) на стол прокурору Центрально-Городского района Макеевки. Где и обрастали канцелярским мхом да покрывались кабинетной паутиной.
Правда, областная прокуратура сделала «благородный жест» в сторону пострадавших женщин: постановление прокуратуры Центрально-Городского района Макеевки от 26 февраля 2009 года об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП отменено, уголовное дело по ст.286 ч.1 УК Украины возбуждено. Казалось бы, всё правильно, все по закону, глядишь, виновного накажут, но не тут-то было: расследование по делу поручено... прокуратуре Центрально-Городского района Макеевки!
Замкнутый круг. Такой себе хоровод в исполнении милиции и прокуратуры, где на своих законы не распространяются. Ещё бы: почему гражданке Дудченко не сиделось дома в тот момент, когда пьяный подполковник милиции «исполнял служебные обязанности»? Не попадись он ей тогда на перекрёстке - не было бы головной боли, как решить проблемы, связанные с ДТП.
Слава Богу, данное ДТП, которое можно охарактеризовать не иначе как «пьяный дебош подполковника милиции», обошлось без жертв. Но, как ни крути в руках украинское законодательство, в частности, уголовно-процессуальный кодекс, и читай его хоть с первой страницы до последней, хоть наоборот, вина за ДТП среди бела дня в центре города лежит на подполковнике милиции. Материальный и моральный ущербы, соответственно, тоже. Но все попытки добиться объективного расследования по факту случившегося пока не возымели результата. И пламенные речи отечественных политиков о том, что закон один для всех (Ющенко), произведена чистка рядов милиции (Луценко), а правительство усиленно борется с коррупцией (Тимошенко) - не что иное, как очередная лапша на уши потенциальным избирателям. Избирателям, которых в приснопамятном 2004 году «газовая леди» Юлия Тимошенко ласково назвала «биомассой». И покуда преступники в погонах будут делать вид, что охраняют нас с вами от беззакония, покуда насквозь проеденная коррупцией судебно-исполнительная система будет функционировать против народа за деньги того же народа, страна обречена.
Судя по очередной отписке из прокуратуры Донецкой области, дело по факту ДТП в Макеевке, вернее, процесс досудебного следствия, контролируется прокуратурой области. Транспортная экспертиза, сделанная ещё 6 мая, наконец-то «дошла до адресата»: несколько недель назад следователь Заикин получил результаты экспертизы, но потерпевших с ними ознакомить не спешит, мол, вышлем всё по почте. На обращение автора публикации к Юрию Заикину в телефонном режиме, он пояснил следующее. На вопрос, на какой стадии находится расследование, сказал, что все вопросы следствия являются тайной, а на вопрос, когда же потерпевшие получат результаты экспертизы, заявил, что «на этом оставим наш разговор». И бросил трубку. Похоже, говорить с ним действительно не о чем...
А подполковник милиции Олег Михайский, который должен быть, говоря юридической терминологией, подследственным, до сих пор «исполняет обязанности» в Макеевке, пребывая заместителем начальника отдела по охране общественного порядка. Погоны не жмут, совесть не мучает, служебный автомобиль есть. Есть и надёжная «крыша»: коллеги не сдадут. Может, Юрий Луценко, совместив, наконец-то, свои политические «обязанности» с прямыми, разберётся в сложившейся ситуации? Плюс - содействие Генпрокурора Александра Медведько, в чьём подчинении, де-факто, находятся следователи региональных прокуратур?
Оксана Шкода