«Они не боялись, как и мы сейчас не должны бояться, они взяли автомат на шею и пошли в те леса, они готовились и боролись с москалями, боролись с немцами, боролись с жидвой и с другой нечистью, которая хотела отобрать у нас наше украинское государство: Нужно отдать Украину, наконец, украинцам. Те молодые люди и вы, седовласые, это и есть та смесь, которой больше всего боится москальско-жидовская мафия, которая сегодня руководит в Украине». Выступая на митинге возле могилы командира УПА Клима Савура лидер «Свободы», народный депутат ( в то время) Олег Тягнибок.
Я включил 13 октября 2006 года телевизор, и как раз транслировался вечерний выпуск канала новостей НТН. На экране субъект стриженый под ежик со спиленным лбом и сверкающими черными глазками в стилизованной униформе а-ля Садам Хусейн с шевроном «патриот Украины» выкрикивал очередные лозунги, не отличавшиеся оригинальностью. «Мы требуем признания героев УПА, которые боролись за существование украинской нации. Если бы не они, то сегодня украинской нации не было бы на земле» - истерически тараторил молодой человек. Казалось бы, чего волноваться? Никогда, повторяю еще раз, никогда идею провозглашения боевиков УПА (именно так юридически правильно было бы называть вооруженных цивильных людей, сбивающихся в разные полувоенные формирования) не приемлет в своей массе Восток и Юг Украины. Конечно в семье не без диссидента, но я говорю именно о массовости, а не об исключениях.
Вечером 14 октября смотрел новости. На этот раз обошлось. Пара разбитых носов не в счет. И тут, надо же! Мой умиротворенный настрой улетучился, когда я увидел блиц-перепалку на канале «1+1» между лидером коммунистов Симоненко и лидером одной из «руховских» партий (сам уже запутался кто там «Рух» а кто «Рух-2») Костенко. Самое интересное, что мадам-ведущая, по идее интервьюирующая Симоненко и Костенко, на самом деле грубо вмешалась, перебила Симоненко и стала активной участницей перебранки на стороне Костенко, полностью соответствовав принципам «объективной» украинской тележурналистики.
Костенко нес банальную «ботву» про «спецотряды НКВД ( хотя «великий историк» мог бы и знать, во время событий на Западной Украине 1945-1956 НКВД в природе не существовало, а было МГБ), которые все подстраивали, а бандеровцы никого не трогали» и произносил в десятый раз одну и ту же фразу, которую повторяют на страницах «Хайвэя» симпатики бандеровцев, а в интервью каналу НТН произнес ряженный в полувоенную форму усатый дидуган «вы не знаете истории, учитесь...». Мол, они - хорошие учителя, но вот плохие ученики попались. Хорошо, раз просят, напомним пару исторических фактов. Пан Костенко, ударяя себя пяткой в грудь вспоминал своего отца - кавалера трех медалей «Слава» и дошедшего до Берлина, намекая тем самым, что отец скорее всего разделял (может разделяет и сейчас, не знаю) идейку о том, что бандеровцы боролись с фашизмом. Только вот я думаю, что если бы родитель пана Костенко прогулялся бы «при всем параде» и с медалями в году так 1946 по полонинам Прикарпатья и зашел бы попить водички в село, то, скорее всего, пан Костенко созерцал бы своего папу только на фотографии.
28 марта 1947 года недалеко от города Яблонски в Польше (а не на Западной Украине) был убит генерал Кароль Сверчевский- легендарный «генерал Вальтер»- командир 14-й Интернациональной бригады в Испании, где он воевал с фашизмом, прототип генерала Гольца в книге «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, один из руководителей польского Сопротивления и в 1947 году - заместитель министра обороны ПНР. Он и его охрана попали в засаду, организованную сотней «Хрын», в количестве 120 боевиков. После убийства, сотня прорвалась с боем на территорию СССР.
"Wojskowy Przeglad Historyczny" (Польское военно-историческое обозрение) № 4.1959 « Зимой 194546 г. Курень «Реп» вывел из строя одну оту из наших войск в окрестностях Смольника. Около тридцати солдат были захвачены оуновцами в плен. После ужасных пыток они были поочередно обезглавлены топором, взятым у мясника. Об этой ужасной истории нам рассказал один из наших солдат, которому удалось вырваться оттуда. В том же 1946 году нападению подвергается уже Волковыя, чтобы наказать строптивых украинцев и проучить остальных. Нескольких мужчин привязывают к скамейкам и распиливают пополам пилой. Бандиты из сотни «Хрын» схватили беременную женщину, распороли ей живот, вытащили ребенка и на его место положили живого кролика, а затем зашили живот сапожными нитками».
Эти и другие данные приведены в книге французского журналиста Алана Герэна «Серый генерал» изданной в Париже в 1968 году и переизданной в Москве в 1970 г., о деятельности генерала абвера Рейнхарда Гелена - начальника отдела абвера «Иностранные армии Востока», который курировал националистическое движение на Западной Украине как во время Великой Отечественной войны, так, затем, в качестве одного из руководителей западногерманской разведки, курировавшего бандеровское движение в 1945-1959. Ему принадлежат также такие слова «Само лишь убийство не удовлетворяет людей Бандеры. Их приемы совершения преступлений в высшей степени бесчеловечны. Они непревзойденные мастера в искусстве медленной и жестокой смерти, виртуозы в применении пыток.». Офицеры абвера не были заидеологизированы, как их коллеги из СД, считавшие украинцев «недочеловеками» и полагавшие , что половину украинцев следует уничтожить, а остальная половина должна чистить сортиры и сапоги оккупантам. Абвер прекрасно использовал бандеровский фактор в борьбе с польской Армией Крайовой, красными партизанами и проводя акции по уничтожению еврейского населения.
После Второй Мировой войны коллеги абверовцев отправились на виселицы в разных странах, а сами абверовцы переквалифицировались в работников службы безопасности нарождающегося западногерманского государства и включаясь в масштабную «холодную войну». Именно Рейнхарду Гелену принадлежит идея операции по «демократизации» бандеровских отрядов. «Демократизация» состояла в устранении людьми Службы Безпеки в отрядах УПА прибившихся немецких солдат под любым благовидным предлогом - невыполнение боевого приказа или утерю оружия. Оставляли в живых только врачей, по понятным причинам востребованности этих кадров. К январю 1947 года «зачистка» была проведена. Жертва добрым отношениям с англо-американскими спецслужбами была принесена.
В то время уже набрала силы холодная война Запада против стран Советского блока и силы ОУН были востребованы новыми хозяевами для партизанской борьбы, а руководству ОУН необходимо было реабилитировать себя перед новыми работодателями, иначе пришлось бы ответить за террор против польского и еврейского населения на оккупированных территориях в годы Второй Мировой. ОУН воевало на территории СССР, Польши и Чехословакии, в связи с чем 12 мая 1947 года этими странами был заключен договор о взаимной помощи в борьбе против отрядов ОУН.
Вот статистические данные за период апрель-июль 1947 года по всей Польше: Убито 152 гражданских лица и 61 военный (сотрудники службы безопасности здесь не учитываются); Ранено 113 гражданских лица и 91 военный; Подожжено 1118 крестьянских дворов; Разрушено 11 мостов; Совершено 460 разбойных нападения.
Если называть зверствами МГБ расстрел боевиков УПА при их вооруженном сопротивлении или эксцессы с мирным населением при боестолкновениях в селах, куда бандеровцы входили для пополнения своих отрядов и запасов продовольствия , то необходимо на весы истории класть и вышеизложенную правду, приведенную не агитаторами-коммунистами, а вполне независимыми источниками.
Чтобы завершить примеры, стоит вспомнить еще две жертвы оуновцев - журналиста Ярослава Галана,зарубленного в собственной квартире, впустившего в свой дом двух знакомых студентов, якобы пробующих свои силы в журналистике. Ранее они приходили к Галану, обедали с ним за его столом и обсуждали политические новости. В тот день они принесли рукопись для публикации и Ярослав Галан пригласил их в свой рабочий кабинет и сел за стол, чтобы прочитать статью. Когда он читал, один из них - Стахур (партийная кличка Стах) достал из-под плаща топор и нанес 13 ударов, каждый из них был смертельным. ОУН-УПА не нравились статьи Ярослава Галана - не тот формат. Жертвой оуновцев стал отец Гавриил Костельник, священник униатской церкви, в прошлом активно поддерживающий националистическое движение, а затем изменивший свои взгляды и активно выступавший за объединение православной и униатской церквей - он был застрелен по дороге домой, после церковной службы.
Нельзя обвинять необандеровцев в незнании истории - эти и сотни других фактов им прекрасно известны. Просто они думают, что они неизвестны другим. И продолжают бубнить про «зверства чекистов». Можно ли считать боевые действия войск МГБ, Советской Армии, пограничников - «зверствами»? Ради объективности стоит сказать, что война на Западной Украине была жесткая и велась она не с регулярными войсками, а с боевиками, применяющими маскировку под гражданское население. В этом случае, конечно же, происходили эксцессы в проверяемых селах и при проведении войсковых операций. Широко применялись пытки при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Но все это можно рассказать и о подобных войнах, начиная с Дикого Запада и заканчивая Вьетнамом и Афганистаном. Как говорится «на войне как на войне». Теперь стоит разобраться - зачем весь этот сыр-бор с «героями УПА»? Приходится сделать вывод, что в очередной раз мы стали свидетелями, а кое-кто и участником, очередной политической технологии под названием «Герои УПА». Какова задача данной технологии? Сначала необходимо рассмотреть основу этой технологии - бандеровский национализм - его идеологические особенности и корни.
CUI PRODEST? Бандеровский национализм, в отличие от малороссийского «самостийничества», боровшегося больше за культурную автономию, отличается крайним радикализмом и иррационализмом. Ненависть ко всем - полякам, русским, евреям, «схиднякам» и далее... - фундамент бандеровского национализма. Возможно это сказалось многолетнее враждебное окружение иных культур и попытки ассимиляции. Но вот возникает вопрос - чем русские провинились перед галичанами? Интересен факт, постоянно муссируемый националистической прессой - в 1939 году Красную Армию встречали с цветами, а в 1941 году провожали выстрелами в спину. Обратите внимание. Галичане не переносили «красного террора» сопоставимого с террором 1918-1920 г.г. Они не испытывали гонения и расстрелы православных священников и грабеж церквей в пользу Советской власти 1920-1939. Сполна не ощутили раскулачивания и только-только столкнулись с понятием «массовая ссылка в Сибирь». Не пережили ужаса голодомора. Им не знакомы в том масштабе, в котором знакомы УССР, массовые репрессии, проводимые НКВД. Все это время они жили в нехорошей Речи Посполитой и испытывали «издевательства» польского режима.
Степан Бандера, возможно, был хорошим террористом, но никудышным политиком, поскольку не умел проанализировать будущее. Неужели он, и его соратники не понимали, что, придя на территорию Галичины, «Советы» не позволят жить по Дэнсяопиновскому принципу - «Одна страна - две системы». Конечно «советизация» проводилась варварски. Но в каком месте она не проводилась варварски? Ругают пакт Молотова - Риббентропа? Но ведь согласно нему Польша была разделена «по справедливости» и часть страны, населенная украинцами (в том числе и ныне отсутствующее Белостокское воеводство) вошла в состав УССР. Радоваться надо бы! Ан нет. Ненависть ко всему иному поборола здравый смысл и привела к трагедии 1945-1956 гг.
Война на Западной Украине - это трагедия всего украинского народа. О ней вскользь говорилось в учебниках истории УССР во времена Советского Союза. Не для того чтобы скрыть правду. Правда была настолько страшна, что лучше ее было не вспоминать. Кто-то из симпатиков ОУН-УПА вспоминает рассказы бабушки. Я помню рассказы людей, в те годы работавших там учителем, инженером, председателем колхоза - случайных знакомых. Они говорили - «Бандеровцы были хуже фашистов!». Зачем сейчас подняли эту тему. Дело не в седых стариках в полувоенной форме. Кто-то из них отсидел свое, кто-то недосидел, а кто-то и зря ходит по грешной земле - учитывая его «подвиги». Кто сейчас разбирается? Показательно, что в стычках 14 октября участвовали партии-маргиналы, либо не прошедшие избирательный барьер в ВР, либо обладающие минимумом. Не стоит на них обращать внимание. Тягнибок лишний раз попиарился и тем рад, до следующего «Дня УПА» про него никто не вспомнит.
Но вот требование признания в законодательном порядке статуса героев (Никак не иначе! Значит и те, кто распиливал и резал - тоже герои!) УПА звучит серьезно. Закон есть Закон. И если он будет принят, то все на территории Украины обязаны будут его соблюдать. И все будут обязаны считать боевиков УПА - героями. А внуки этих героев - «тягнибоки» - будут требовать от нас - «москалей», «схидняков», покаяния и прощения за то, что сотрудничали с «москальско-жидовским» режимом. И в ответ ничего не скажешь. Закон не отменишь и он есть база для любых спекуляций и инсинуаций.
Если Галичане считают боевиков УПА героями, то я согласен. Пусть у себя считают. Сделают их местночтимыми святыми борцами за «свободу» (по-тягнибоковски). Вот только не надо лезть ко мне на Восток и требовать, чтобы я считал боевиков УПА героями вместе с ними. У меня герои - воины Красной Армии, сотнями тысяч лежащие в могилах под Харьковом, лежащие на дне Днепра, лежащие под Житомиром и Киевом, лежащие на дне Черного моря и в Крыму. Вот это мои герои. И давайте каждый любить своих героев, если не можем решить, кто же настоящий герой.
Всеволод Ладный