Итоги недолгого хозяйствования новой власти в экономике более чем плачевны. В макроэкономическом плане за первые три квартала динамика роста ВВП ухудшилась почти в пять раз (по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.), промышленного производства - в четыре раза, прирост инвестиций в основной капитал сократился в 10 раз, прирост прямых иностранных инвестиций - на 7,2%.
Кроме того, фактически никаких позитивных шагов не было сделано в сфере снижения налогового давления, улучшения корпоративного права, создания механизмов по предупреждению ценовых кризисов на рынках наиболее социально значимых товаров. Чем все это можно объяснить?
Безусловно, такому состоянию дел есть много объяснений. Это и просчеты в оперативном управлении экономичными процессами, и волюнтаризм в принятии правительственных решений, и пренебрежение политическими реалиями. Однако среди всех этих причин очевидное лидерство принадлежит стратегическим просчетам, а именно резкому снижению экспортной конкурентоспособности Украины. Не удивительно, что «Стратегия экономического развития Украины», представленная Партией регионов в конце ноября 2005 года, особое внимание уделяет созданию конкурентоспособной экономики государства.
Известно, именно адекватная внешнеэкономическая политика прошлых лет обусловила ускоренный рост экономики Украины рекордных 12,7% годовых. В принципе, здесь нет ничего неожиданного. Дело в том, что, как считают наши эксперты, для стран, экспортирующих сырье, оживление мирового спроса на редкость благоприятный период. Сырьевые товары сейчас снова стали интересны международным инвесторам, и в ближайшие десять лет повышательные тенденции в динамике цен на сырье будут преобладать. По разным оценкам, за последние сто лет сырьевые рынки пережили пять циклов высоких цен, каждый из которых продолжался в среднем семь-десять лет. Теперь можно наблюдать начало первого подобного цикла в 21 веке. Что касается предпосылок удержания тренда, то они прямо указывают на точки потенциального спроса на товары традиционного украинского экспорта. Это, прежде всего, растущий спрос со стороны Китая и Индии, а также стран Юго-Восточной Азии, оправившихся после кризиса конца 90-х. Кроме того, подталкивать рост цен будет напор развивающихся стран посредством международных организаций типа ВТО. Мы практически не сомневаемся, что рано или поздно развитые страны, зависимые от поставщиков сырья из третьего мира, пойдут на снижение сельхозсубсидий, повышение сырьевых цен и перераспределение выручки в пользу экспортеров.
В целом специфика украинского роста вписывается в глобальные тенденции. Высокие мировые цены на продукцию украинского экспорта, как и прежде, оказывают поддержку увеличению объема ВВП. Так экспорт товаров и услуг за январь-сентябрь возрос на 7,5%, а за январь-октябрь - на 8,2%. В частности, в октябре экспорт ускорился до 11,9% против 3% в сентябре. При этом после снижения экспорта товаров в сентябре на 0,1% в октябре он возрос на 8%. Заметим, опираясь на внешний спрос, экспорт растет, невзирая на то, что действующее правительство методично подрывает экспортную конкурентоспособность экономики: посредством повышения транспортных тарифов, удорожания гривны, роста процентных ставок и т.д. Собственно, этим объясняется то, что, по данным НБУ, отрицательное товарное сальдо в октябре сохранилось. Если в сентябре отрицательное сальдо в торговле товарами составляло 232 миллиона долларов, то в октябре - 188 миллионов долларов. Но этого уменьшения оказалось недостаточно, чтобы противодействовать возрастанию кумулятивного, за 10 месяцев, отрицательного сальдо - со 146 миллионов долларов до 382 миллионов долларов. И далее по цепочке. Падение инвестиционного спроса предприятий металлургического комплекса и сокращающийся потребительский спрос (за счет замедления доходов граждан) обусловили снижение темпов роста в перерабатывающих отраслях промышленности, в отраслях, работающих на внутренний рынок. Как следствие, нынешнее правительство вынуждено констатировать, что сокращение темпов падения или весьма скромные темпы роста - уже большой успех. Так советник НБУ В. Литвицкий отмечает, что «активизация производства все еще выглядит не как признак восстановления постоянного развития, а является скорее проявлением стабилизационной тенденции». По его мнению, полноценной стабилизации пока не наблюдается, поскольку за январь-октябрь текущего года производство возросло на 3,1% против 3,2% за девять месяцев, объясняя, что главное препятствие на пути ускорения динамики промпроизводства - «инвестиционная анемия»: прирост инвестиций в основной капитал наименьший с конца 1990-х.
Что же делает не так нынешняя власть? Очень многое. С одной стороны, Украина располагает инфраструктурой индустриальной экономики и очень высоким (для нашего нынешнего ВВП) качеством рабочей силы. С другой стороны, высокое имущественное расслоение и неэффективное правительство резко снижают потенциал роста. Следовательно, без эффективных реформ, объединяющих в единое целое ресурсный и человеческий капитал, явно не обойтись. Поэтому основные сомнения в продолжительности, неконъюнктурности и пр. нынешнего курса, вызваны именно качеством реформ, ориентированных непонятно на что.
| |
|