"Весь мир - театр, и люди в нем - актеры"
Уильям Шекспир, драматург
"Народ хочет хлеба и зрелищ"
Децим Юний Ювенал, римский император
Перефразируя классика, можно сказать, что мир - ничто иное, как "театр", на сцене которого постоянно меняются солисты, играются новые комедии, трагедии, драмы. И происходит все это действо по заранее написанному и утвержденному неким худсоветом сценарию. "Член ЦИК Андрей Магера сообщил журналистам во вторник, что Центризбирком Украины может объявить официальные результаты выборов не раньше, чем через неделю". С одной лишь разницей: исполнители главных ролей позволяют себе легкую импровизацию.
Так, первый, второй и третий акты трагикомедии под названием "Выбор - 2004", привлекли внимание мирового зрителя в лице политиков, аналитиков, прессы и простого обывателя к провинциальному, но очень перспективному театру, носящему имя Украина, на авансцене которого разыгрывались эпизоды из пьесы "Помаранчева революцiя".
Основной сценой этой постановки стал Майдан Незалежности в столице Украины, в качестве декораций выступили баннеры с рекламой одного из кандидатов в президенты Украины - Виктора Ющенко, - и палаточный городок на краю сцены. Сценические костюмы участников не отличались разнообразием цветовой гаммы, так как символом революции была избрана новая для Украины сельскохозяйственная культура - апельсин. Соответственно, у каждого из героев пьесы, будь то главный герой или безызвестный студент, в постановке присутствовал элемент помаранчевого (оранжевого) цвета. На первом плане были такие известные и разноплановые актеры как Юлия Тимошенко, Александр Зинченко, Петро Порошенко.
Роли второстепенного плана исполняли депутаты из фракций "Наша Украина" и "Блока Юлии Тимошенко", а также прочие оппозиционеры. Ведущая роль в массовке, как и во время любой пьесы про революцию, была отведена студенчеству.
Для большей реалистичности режиссер-постановщик прибегал к услугам известных специалистов из Соединенных Штатов Америки. Основа сценария разрабатывалась сотрудниками неправительственного института Альберта Эйнштейна в Бостоне (США) Джином Шарпом, Бобом Гелви (полковником армии США), Мэри Кинг (специальным советником президента Картера по Ближнему Востоку) и Куртом Горингом.
В качестве спонсоров выступили Агентство Соединенных Штатов по международному развитию, Джордж Сорос и Чарлз Мотт.
Все происходящее на подмостках Украины по форме, по сути и по содержанию есть ничто иное, как легкая компиляция сценария спектакля с романтическим названием "Революция роз", разыгранного в Грузии. Все так же похоже: сценарий, декорации, сцена инаугурации "народного" президента, студенты с лозунгами на заднем плане, обманутый народ, возмущенный фальсификациями "преступной власти".
Правда в Грузии был аншлаг: благодаря недальновидности бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе, были испорчены взаимоотношениями с Россией и накануне "Революции роз" страна была обречена на экономический хаос. После негативного опыта с северным соседом, оставшись у разбитого корыта, Грузия имела одну альтернативу: разыграть сказку про Алладина. И, как в сказке, потереть волшебную лампу Соединенных Штатов Америки. Да вот только джину американскому не нужен состоятельный Алладин, поэтому работать ему вечно нищим нефтяным коридором для каспийской нефти Баку-Джейхан. И, даже при видимом наличии признаков государственного суверенитета, стать одной из колоний великой метрополии под названием США.
Но вернемся к нашей постановке.
Вторым главным героем в нашей пьесе является Виктор Федорович Янукович, который в первых двух актах выступал как кандидат от власти. Он, по сути, представляет интересы второй половины украинского зрителя: восточной, юго-восточной и южной части зрительного зала. Люда рабочего и не тратящего драгоценного времени на бесплатные поездки в Киев и прозябание в палаточных городках, а делающего свою работу и кормящего страну. Символами и цветовой гаммой были избраны голубой, как небо и белый, как лист бумаги цвета. Основной сценой для второго главного героя стал Донбасс.
В начале действие постановки развивалось по мировым стандартам демократических выборов, однако пьеса затянулась и стала плавно перерастать в высокобюджетный сериал. Главные герои все больше отходят от утвержденного худсоветом сценария. По очереди меняясь ролями: один в конце акта примеряет роль победителя, а второй - надевает маску оппозиционера.
Сюжетная линия, отклоняясь от утвержденного сценария, постепенно приобретает вид замкнутого круга - символа бесконечности, грозящего окончательным расколом среди участников представления и разделением театра. Команда Януковича заявила о том, что будет опротестовывать результаты выборов. Теперь уже юго-восточная часть зала скандирует "Ганьба!" и требует продолжения банкета... На заднем плане шекспировский Отелло с искаженным лицом душит своими руками украинскую демократию. Юный Ромео на баррикадах с эмблемой гражданской кампании "Пора!" посвящает своей Джульетте песню народного гнева.
Леди Макбет с украинской накладной косой по инерции продолжает играть Родину-Мать на склонах Днепра.
Но шоу должно продолжаться, и в конце концов, увидеть свой финал, так что внося на ходу поправки в сценарий, в умах сценаристов возникают самые разные идеи: утвердить на главные роли других кандидатов (как в знаменитой "Санта-Барбаре": замена актера), предложить, по сути, третий, а согласно решению Конституционного Суда Украины № 2в/2004 от 12 октября 2004 года, второй срок действующему президенту Леониду Кучме или же незамедлительно ввести в действие политическую реформу по проекту № 4180 и № 3207-1, принятому 8 декабря 2004 года на Сессии Верховной Рады Украины четырьмястами двумя голосами народных депутатов. То бишь вообще оставить пьесу без главного героя. Как в героическом эпосе: главным героем является народ.
Под развеселый звон рождественских колокольчиков, украинский зритель разошелся на антракт.
И за новогодним столом, вместо тостов "За любовь!", "За дружбу!" прозвучали слова о надежде на политическую стабильность и процветание... И в полночь вся страна слушала новогоднее поздравление Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы. По всем каналам.