Дела президента Ющенко плохи. Даже преданные ему СМИ не способны приглушать это обстоятельство. Они вынуждены приводить цифры падения его авторитета в обществе. Уровень его поддержки в конце лета вдвое ниже, чем в конце весны.
Проблема господина Ющенко в том, что вокруг него нет людей, которые были бы в состоянии просто осознать сам факт превращения президента в объект, главным образом, народного недовольства.
Происходящее на Банковой напоминает пиршество во время чумы.
Пиршеством можно назвать перестройку президентского аппарата. Это такое захватывающе интересное для чиновников мероприятие, что оно поглощает их целиком. Где кто будет сидеть, кого сократят, кто кому будет носить те или иные бумаги, чьи резолюции будут собираться, кто будет ближе к телу. Рисуются схемы: "кружки и стрелы", квадратики и треугольники... Служить собираются долго, размеренно.
Но это - чиновники. Среди них выделяется бывший политик и министр, а теперь чиновник номер один - Олег Рыбачук. О нём единственном нельзя, наверное, сказать, что он собирается служить на Банковой долго и размеренно. Размеренность не в его натуре, а длительность - не в его расчётах.
А что можно сказать о политических фигурах? Что представляет собою команда, с которой президент собирается идти на парламентские выборы?
Мы не оговорились. Если не по форме, то по существу идти на выборы будет именно он. Предстоит процедура своеобразного утверждения Виктора Ющенко в президентской должности. С января 2005-го по март 2006-го - это как бы испытательный срок. И вопрос: "Утвердят - не утвердят?" вряд ли даёт ему спокойно спать, хотя он недавно и докладывал обществу о нормализации своего сна. Он готовится к тому, что не утвердят, но что это за подготовка? Угадать можно с одного раза. Как-то извернуться - и всё-таки похерить политреформу. При сохранении "царских" полномочий продолжать рулить в неутверждённом состоянии будет как он, видимо, надеется, спокойнее.
Мы не знаем, из кого будет состоять первая пятёрка партии президента. Мы знаем другое: ему некого в неё включить. Много званых, да мало призванных. В рядах этой партии нет людей, которые были бы личностями не только для себя и своих домашних, но и для общества.
Если падение президентского рейтинга будет продолжаться, то в его партии затихнут голоса, всё ещё требующие, чтобы во главе списка был, пусть неформально, но достаточно явственно, он сам. Первым может стать Ехануров, и пропагандистская кампания будет сосредоточена вокруг этого имени.
История с президентской партией не совсем обычная. Казалось бы, в такую партию должны валом повалить солидные люди в центре и на местах, знающие, что такое дисциплина, общая забота о реальном деле. Что может быть реальнее, чем власть? Но перед нами - мертворождённое аморфное образование без идейного, политического, даже без элементарного организационного стержня.
Там никто никого не слышит и не слушается, там борются между собою мелкотравчатые карьеристы, но подспудное настроение у них такое, что даже их карьеры кто-то будет делать им за них. Нет ни деятелей, ни работников. Специалисты по истории партийного строительства в Украине с пренебрежением говорят, что из НУ Виктора Ющенко не получилось даже НДП Валерия Пустовойтенко.
Напрашивается сравнение этой политической структуры и других подобных с СДПУ (О). Сегодня уже, пожалуй, нельзя встретить более-менее серьёзного аналитика, который бы сомневался в благоприятных перспективах этой партии на предстоящих парламентских выборах. Даже люди, не желающие ей добра, ставят её в пример партии Ющенко. Отмечают, прежде всего, ясность и твёрдость её идейно-политической позиции. С самого начала эсдеки объявили себя оппозицией и делают всё, чтобы оправдать это, как выясняется, не только трудное и ответственное, но и престижное звание.
Особо подчёркивается, что эсдеков узнают; их не путают с другими политическими структурами, называющими себя партиями.
По-своему о серьёзном отношении к этой партии свидетельствует то, например, что её деятели продолжают оставаться в круге репрессивных интересов власти.
Вообще, угадывается нежелание руководства МВД и Генпрокуратуры обращать внимание на прямые и косвенные обещания президента прекратить политические репрессии. А ведь ничто так не свидетельствует о слабости власти, как инерционность репрессивной машины.
Можно допустить, что президент Ющенко так или иначе чувствует эту инерционность. Вообще, он уже имеет более чем достаточно оснований жаловаться если не обществу, так Богу на недостаточное послушание государственного организма.
Опытные и способные правители знают, что в таких случаях бывает полезно напустить на "саботажников" общество, воспользоваться оппозиционным задором определённых общественных групп. Собственно, назначение оппозиции в том и состоит, чтобы государственный организм не застаивался, чтобы он постоянно проветривался, вентилировался. Правители приходят и уходят, а государство должно пребывать в исправном состоянии.
В Украине сегодня такое положение, что самые организованные отряды оппозиции заинтересованы в этом больше, чем погрязшая в коррупции и "разборках" власть.
А.Аваков